Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:36, доклад
С ранних лет Фихте формировался как личность чрезвычайно деятельная, и практическая активность стала для него важнейшим жизненным принципом. В 1790 г., сообщая в письме к невесте о своем нежелании ограничиться обычной для “ученого сословия” чисто теоретической деятельностью, Фихте писало своем намерении “не только мыслить” , но и “действовать во вне меня” .
Интеллектуальная драма Фихте состояла в том, что сам он не осознавал наличия в “наукоучении” двух существенно разнородных идеалистических тенденций и не усматривал отсутствия убедительного обоснования перехода к третьему основоположению. Указания же многих вдумчивых слушателей фихтевских лекций и читателей его произведений на эту необоснованность повергли его в крайнее раздражение. Попытки Фихте свести несогласие с его ходом мысли к их “непонятливости” и настаивание на том, что названный переход “ясен, как солнце” , вызывали сильное ответное раздражение. Ансельм Фейербах (отец Людвига Фейербаха) , возмущенный фихтевским авторитаризмом при утверждении своего “наукоучения” , писал: “Я заклятый враг Фихте как безнравственного человека, и его философии, как отвратительнейшего исчадия суемудрия, изувечивающего разум и выдающего за философию вымыслы разнузданной фантазии... С Фихте опасно не соглашаться. Эта неукротимый зверь, не выносящий никакого сопротивления и считающий каждого врага своего безумия врагом своей личности. Я убежден, что он был бы способен разыграть из себя Магомета, если бы еще были магометовы времена, и вводить свое наукоучение мечом и темницами, если бы его кафедра была королевским троном” (Цит. по: 73.6.139-140) .
Расходящаяся с субъективным
идеализмом тенденция
3.2 Антитетическая диалектика
Важнейшее достижение “наукоучения” — это осуществлявшаяся в его рамках разработка Фихте диалектического способа мышления. Отталкиваясь от кантовской “антитетики” и вместе с тем избавляясь от свойственного Канту отрицания ее познавательной значимости, Фихте назвал “антитетическим” как способ деятельности “я” , так и способ построения “наукоучения” . Фихте трактовал “антитетику” как такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования, причем" последнее выступает как новое полагание (тезис) , за которым опять с необходимостью следует противополагание (антитезис) , синтез и т.д. Тем самым под именем “антитетики” утверждались диалектические по своей сути принципы познающего мышления и диалектические определения самой познаваемой реальности. Хотя и в чрезвычайно абстрактной форме, у Фихте вырабатывалось понимание противоречивости всего сущего, единства противоположностей и взгляд на противоречие как источник развития.
Кантовскую статику
в понимании категорий Фихте
заменил диалектической
Таков же намеченный
Фихте путь “дедукции”
При всей краткости
и неразвитости
Препятствием для более
глубокой разработки
4. Назначение человека
Не как исследование, но как излияние порыва чувства после исследования посвящает эти листы своим доброжелателям и друзьям в воспоминание о блаженных часах, которые пережил он с ними в общем стремлении к истине Иоганн Готлиб Фихте Мы до конца измерили человеческий дух, мы положили основание, на котором может быть построена научная система как найденное изложение изначальной системы в человеке. Мы делаем в заключение краткий обзор целого. Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония. Его наблюдение указывает в бесконечном многообразии каждому свое место, чтобы ничто не вытесняло другое, оно вносит единство в бесконечное разнообразие. Через него держатся вместе мировые тела и становятся единым организованным телом, через него вращаются светила по указанными путям. Через Я утверждается огромная лестница ступеней от лишая до серафима, в нем — система всего мира духов, и человек имеет право ожидать, что закон, который он дает себе и этому миру, должен иметь силу для него; он имеет право ждать его общего признания в будущем.
В Я лежит верное ручательство, что от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с подвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной. Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится через человека в прекраснейший порядок, а то, что теперь уже гармонично, будет, согласно законам, доселе еще не развитым, становиться все гармоничнее. Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни.
Таков человек, если
мы рассматриваем его только
как наблюдающий ум; что же
он есть, если мы мыслим его
как практически-деятельную
Он вкладывает не только необходимый порядок в вещи, он дает им также и тот, который он произвольно выбрал ; там, где он вступает, пробуждается природа; под его взглядом готовится она получить от него новое, более прекрасное создание. Уже его тело есть самое одухотворенное, что только могло образоваться из окружающей его материи; в его атмосфере воздух становится легче, климат мягче и природа проясняется в надежде превратиться через него в жилище и хранительницу живых существ. Человек предписывает сырому веществу организоваться по его идеалу и предоставить ему материал, в котором он нуждается. Для него вырастает то, что раньше было холодным и мертвым, в питающее зерно, в освежающий плод, в оживляющую виноградную лозу; и вещество вырастет для него во что-нибудь другое, как скоро он предпишет ему иначе. Вокруг него облагораживаются животные, они отрешаются под его осмысленным взглядом от своей дикости и получают более здоровую пищу из рук своего повелителя, за которую они ему воздают добровольным послушанием.
Более того, вокруг
человека облагораживаются
Человеческие души стремятся
и усиливаются объединиться и
образовать один дух во многих телах.
Все суть один рассудок и одна воля
и участвуют, тогда как сотрудники
в великом единственно
Разбейте ту хижину из праха земного, в которой он живет! Он по своему существованию, безусловно, независим от всего, что вне его; он есть только через себя самого; и уже в хижине из праха он имеет чувство этого существования; в моменты своего подъема, когда время и пространство, и все, что не есть он сам, исчезает для него, когда его дух могущественно отделяется от тела и затем опять добровольно возвращается в него, дабы преследовать цель, которую он только через тело может выполнить. Разделите две последние, соседние пылинки, которые теперь его окружают, он все же будет существовать и существовать он будет, потому что он этого захочет. Он вечен через себя самого и собственной силой.
Стесняйте, расстраивайте
его планы! Вы можете
Таков человек; таков каждый,
кто может самому себе сказать: Я
— человек. Не должен ли он испытывать
священного благоговения перед самим
собой, трепетать и содрогаться
перед собственным своим
Информация о работе Жизненный путь и философская деятельность