Жизненный путь и философская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:36, доклад

Описание работы

С ранних лет Фихте формировался как личность чрезвычайно деятельная, и практическая активность стала для него важнейшим жизненным принципом. В 1790 г., сообщая в письме к невесте о своем нежелании ограничиться обычной для “ученого сословия” чисто теоретической деятельностью, Фихте писало своем намерении “не только мыслить” , но и “действовать во вне меня” .

Работа содержит 1 файл

философия фихте.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

 

 Интеллектуальная драма  Фихте состояла в том, что  сам он не осознавал наличия  в “наукоучении” двух существенно разнородных идеалистических тенденций и не усматривал отсутствия убедительного обоснования перехода к третьему основоположению. Указания же многих вдумчивых слушателей фихтевских лекций и читателей его произведений на эту необоснованность повергли его в крайнее раздражение. Попытки Фихте свести несогласие с его ходом мысли к их “непонятливости” и настаивание на том, что названный переход “ясен, как солнце” , вызывали сильное ответное раздражение. Ансельм Фейербах (отец Людвига Фейербаха) , возмущенный фихтевским авторитаризмом при утверждении своего “наукоучения” , писал: “Я заклятый враг Фихте как безнравственного человека, и его философии, как отвратительнейшего исчадия суемудрия, изувечивающего разум и выдающего за философию вымыслы разнузданной фантазии... С Фихте опасно не соглашаться. Эта неукротимый зверь, не выносящий никакого сопротивления и считающий каждого врага своего безумия врагом своей личности. Я убежден, что он был бы способен разыграть из себя Магомета, если бы еще были магометовы времена, и вводить свое наукоучение мечом и темницами, если бы его кафедра была королевским троном” (Цит. по: 73.6.139-140) .

 

 Расходящаяся с субъективным  идеализмом тенденция фихтевского “наукоучения” представляла собой, по сути дела, первый шаг, неосознанный и непоследовательный, на пути близящейся решительной переориентации Шеллингом и Гегелем немецкой классической философии на объективно-идеалистическое системосозидание.

 

3.2 Антитетическая диалектика

 

 Важнейшее достижение  “наукоучения” — это осуществлявшаяся в его рамках разработка Фихте диалектического способа мышления. Отталкиваясь от кантовской “антитетики” и вместе с тем избавляясь от свойственного Канту отрицания ее познавательной значимости, Фихте назвал “антитетическим” как способ деятельности “я” , так и способ построения “наукоучения” . Фихте трактовал “антитетику” как такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования, причем" последнее выступает как новое полагание (тезис) , за которым опять с необходимостью следует противополагание (антитезис) , синтез и т.д. Тем самым под именем “антитетики” утверждались диалектические по своей сути принципы познающего мышления и диалектические определения самой познаваемой реальности. Хотя и в чрезвычайно абстрактной форме, у Фихте вырабатывалось понимание противоречивости всего сущего, единства противоположностей и взгляд на противоречие как источник развития.

 

 Кантовскую статику  в понимании категорий Фихте  заменил диалектической динамикой.  Для Фихте категории это не  наличная совокупность априорных  форм рассудка, а система, развивающаяся  в ходе деятельности “я” . Поскольку последняя охарактеризована под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта, постольку категории предстают в “наукоучении” фактически как обязательно имеющие объективное содержание, являющиеся интеллектуальными отражениями вещей. Именно в ходе взаимодействия “я” и “не-я” возникают, по Фихте, категории реальности и отрицания, делимости, границы качественной и количественной определенности, взаимодействия и причинности. На пути такого рода “дедукции” категорий Фихте сделал лишь самые первые шаги, но открываемый им при этом путь оказался чрезвычайно перспективным.

 

 Таков же намеченный  Фихте путь “дедукции” логических  законов. И они, по его мнению, выдвигаются в мышлении по  мере развития его познавательной  активности и имеют онтологические  основания. Так, закон тождества  рассматривается Фихте как логическое  выражение первого основоположения, закон противоречия и исключенного третьего — второго основоположения, закон достаточного основания — третьего основоположения. Заслуживает внимания проявляющееся при этом стремление Фихте понять формально-логические законы как органически связанные с “антитетическим” движением и порожденные им, а не чужеродные.

 

 При всей краткости  и неразвитости рассматриваемых  положений они имели громадное  историческое значение, потому что  явились первым эскизом диалектической  логики. Они придавали диалектический  характер замыслу создания содержательной  логики, выдвинутому Кантом и  воспринятому Фихте. 

 

 Препятствием для более  глубокой разработки диалектики  явилось отсутствие в “наукоучении” основательного осмысления природы. По лапидарной характеристике К. > Маркса, в этом учении представлен “метафизически переряженный дух в его оторванности от природы...” (1.2.154) . Этот дефект блокировал и развитие наукоучения в целом, из-за чего теоретическая философия Фихте оказалась с начала XIX в. в состоянии непреодолимого кризиса и начала деградировать.

 

 

4. Назначение человека

 

 Не как исследование, но как излияние порыва чувства после исследования посвящает эти листы своим доброжелателям и друзьям в воспоминание о блаженных часах, которые пережил он с ними в общем стремлении к истине Иоганн Готлиб Фихте Мы до конца измерили человеческий дух, мы положили основание, на котором может быть построена научная система как найденное изложение изначальной системы в человеке. Мы делаем в заключение краткий обзор целого. Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония. Его наблюдение указывает в бесконечном многообразии каждому свое место, чтобы ничто не вытесняло другое, оно вносит единство в бесконечное разнообразие. Через него держатся вместе мировые тела и становятся единым организованным телом, через него вращаются светила по указанными путям. Через Я утверждается огромная лестница ступеней от лишая до серафима, в нем — система всего мира духов, и человек имеет право ожидать, что закон, который он дает себе и этому миру, должен иметь силу для него; он имеет право ждать его общего признания в будущем.

 

 В Я лежит верное ручательство, что от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с подвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной. Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится через человека в прекраснейший порядок, а то, что теперь уже гармонично, будет, согласно законам, доселе еще не развитым, становиться все гармоничнее. Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни.

 

 Таков человек, если  мы рассматриваем его только  как наблюдающий ум; что же  он есть, если мы мыслим его  как практически-деятельную способность? 

 

 Он вкладывает не  только необходимый порядок в  вещи, он дает им также и  тот, который он произвольно  выбрал ; там, где он вступает, пробуждается природа; под его взглядом готовится она получить от него новое, более прекрасное создание. Уже его тело есть самое одухотворенное, что только могло образоваться из окружающей его материи; в его атмосфере воздух становится легче, климат мягче и природа проясняется в надежде превратиться через него в жилище и хранительницу живых существ. Человек предписывает сырому веществу организоваться по его идеалу и предоставить ему материал, в котором он нуждается. Для него вырастает то, что раньше было холодным и мертвым, в питающее зерно, в освежающий плод, в оживляющую виноградную лозу; и вещество вырастет для него во что-нибудь другое, как скоро он предпишет ему иначе. Вокруг него облагораживаются животные, они отрешаются под его осмысленным взглядом от своей дикости и получают более здоровую пищу из рук своего повелителя, за которую они ему воздают добровольным послушанием.

 

 

 Более того, вокруг  человека облагораживаются души; чем больше кто-либо — человек,  тем глубже и шире действует  он на людей, и то, что носит  истинную печать человечности, будет  всегда оценено человечеством,  каждому чистому проявлению гуманности  открывается каждый человеческий  дух и каждое человеческое  сердце. Вокруг высшего человека  люди образуют среду, в которой  приближается больше всего к  центральной точке тот, кто  отличается наибольшей гуманностью. 

Человеческие души стремятся  и усиливаются объединиться и  образовать один дух во многих телах. Все суть один рассудок и одна воля и участвуют, тогда как сотрудники в великом единственно возможном  плане человечества. Высший человек  с силою подъемлет свой век  на более высокую ступень человечества; оно оглядывается назад и изумляется той пропасти, через которую оно  перенеслось; десницей великана выхватывает  высший человек из летописи рода человеческого  все то, что он может схватить.

Разбейте ту хижину из праха  земного, в которой он живет! Он по своему существованию, безусловно, независим  от всего, что вне его; он есть только через себя самого; и уже в хижине из праха он имеет чувство этого  существования; в моменты своего подъема, когда время и пространство, и все, что не есть он сам, исчезает для него, когда его дух могущественно  отделяется от тела и затем опять  добровольно возвращается в него, дабы преследовать цель, которую он только через тело может выполнить. Разделите две последние, соседние пылинки, которые теперь его окружают, он все же будет существовать и  существовать он будет, потому что он этого захочет. Он вечен через  себя самого и собственной силой.

 

 Стесняйте, расстраивайте  его планы! Вы можете задержать  их, но что значит тысяча и  паки тысяча лет в летописи  человечества? То же, что легкий  утренний сон при пробуждении.  Высший человек пребывает и  продолжает действовать; и то, что кажется вам исчезновением, есть только расширение его сферы; что вам кажется смертью, есть его зрелость для высшей жизни. Краски его планов и внешние формы их могут для него исчезнуть, план же его останется тот же; в каждый момент его существования он выхватывает и вводит в свой круг действия что-либо новое из внешней среды и не перестает выхватывать, доколь не поглотит всего в этом круге, доколь вся материя не будет носить печати его действия и все духи не образуют единый дух с его духом.  

Таков человек; таков каждый, кто может самому себе сказать: Я  — человек. Не должен ли он испытывать священного благоговения перед самим  собой, трепетать и содрогаться  перед собственным своим величием. Таков каждый, кто может мне  сказать: Я семь. Где бы ты ни жил, ты, что носишь человеческий образ, приближаешься ли ты к животным, под палкой погонщика сажая сахарный тростник, или греешься ты на берегах Огненной Земли у огня, который не сам ты зажег, пока он не погаснет и только плачешь, что он не хочет сам себя поддерживать, являешься ли ты мне самым жалким и отвратительным злодеем, все-таки ты — то же, что и я, ибо ты можешь сказать мне: Я есмь. Ты все же мой товарищ, мой брат. О, я стоял, конечно, когда-то на той же ступени человечества, на которой стоишь ты теперь, ибо это есть одна из ступеней человечества и на этой лестнице нет скачков; быть может, я стоял на ней без способности ясного сознания; быть может, я так быстро и торопливо над ней поднялся, что не имел времени возвести в сознание мое состояние; но я, разумеется, стоял некогда там, и ты будешь неизбежно там, где я теперь, и_ продолжится ли это миллионы миллион раз миллионы лет — что есть время? ты неизбежно будешь стоять когда-нибудь на той же которой я теперь стою ; ты будешь стоять на той ступени, на которой я могу на тебя и ты на меня можешь воздействовать. Ты также будешь когда-нибудь вовлечен в мой круг и вовлечешь меня в твой; я признаю тебя также когда-нибудь как сотрудника в моем великом плане. Для меня, который есмь Я — таков каждый, который есть Я. Как же мне не содрогаться перед величием человеческого образа и перед Божеством, которое, быть может, и в таинственном сумраке, но, однако же, неизбежно живет в храме, носящем печать этого образа. Земля и небо, время и пространство, и все границы чувственности исчезают для меня при этой мысли; как же не исчезнет для меня и индивид? К нему я не приведу вас обратно! Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа*, пусть будет это — то последнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти; и пусть это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю. *Даже не зная моей системы, невозможно эти мысли считать за спинозизм, если только, по крайней мере, пересмотреть ход этого рассуждения в целом. Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности.

 

 


Информация о работе Жизненный путь и философская деятельность