Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:07, реферат
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики.
1. Введение
2. Происхождение жизни
3. Вечность, жизнь, смерть, бессмертие
a)объективистский подход
b)субъективистский (атеистический) подход
4. Заключение
5. Словарь ключевых понятий
6. Тесты
7. Список использованной литературы
её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной
имеет огромное мировоззренческое значение.
Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу
самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В
пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а
вмешательство в ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим
кризисом. Человек предстаёт как малая частица этой живой Вселенной,
микрокосмос, вобравший в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если
биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой
человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве)
человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.
Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни,
поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая
смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни
тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему
воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии,
как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для
того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу
скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А
истина – смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти
вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного
постижения смысла своего бытия и определения – что же для личности является
высшей ценностью – Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость.
Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно
становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого
возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.
Первый – связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи
генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей.
Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие
стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений
человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.
С этим связывается наследование не только физических принципов, но и
нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация.
Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о
том, что в ряде
цивилизаций это считается
20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что
медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий – вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества,
энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой»,
упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в
космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда
восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская
модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или
точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных
качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других
организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для
большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального
и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого,
прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт
космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов.
Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической
катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом
случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида
бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от
классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и
обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это
придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием.
Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и
изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших
тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее
количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на
совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов
попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен
миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания,
которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь связан
с достижением различных
«изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы
психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут
возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в
прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к
Вечности.
Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на
изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а также
многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии
потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются
сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома,
который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает
существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания
проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном
мире информационно-
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из
«горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания.
Заключение.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит
сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его
достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что
эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки
той или иной цивилизации.
На решение проблем жизни, смерти бессмертия сильно влияет существующее
экономико-политическое и социальное состояние общества. Рано или поздно
человек задумывается над такими вечными проблемами, как жизнь, её смысл,
смерть и возможные пути обретения бессмертия. Любой человек имеет некоторое
понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются из различных
источников. В данной
работе произведена попытка
основные критерии смысла жизни и попыток обретения бессмертия.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, то каждый имеет
естественное, врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть
в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что
гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом
выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные
катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и
восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием,
производным от гуманизма.
Словарь ключевых понятий
Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая
и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде, реализуемая в
индивидуальных биологических организмах и их совокупностях.
Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный
естественный конец существования живого организма
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой
мировоззренческой системе которое оправдывает и истолковывает свойственные этой
системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима
предписываемая ими деятельность.
Мировоззрение – система принципов, взглядов, идеалов и убеждений,
определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и
жизненные позиции, программы деятельности людей.
Бессмертие – продолжение существования после смерти нашей духовной
индивидуальности, одаренной сознанием и волей
Бог – в религиозных учениях и представлениях, сверхъестественное
всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им.
Буддизм – религия, проповедующая избавление от страданий путём отказа от
желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны.
Ислам или мусульманство – одна из трёх так называемых мировых религий,
распространённых главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока, в
Северной Африке.
Христианство – одна из трёх так называемых мировых религий, возникшая в I
в. в восточных провинциях Римской империи.
1. Что такое «биологическая витальность»
Ø свойство бессмертной души человека
Ø сущность, управляющая миром
ü жизненная сила, которая по словам Ортега-и-Гассета, поддерживает жизнь
Ø экзистенциальное понимание мира
Ø Бог, Дух, Космический разум