Жизнь. Смерть. Бессмертие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:07, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики.

Содержание

1. Введение

2. Происхождение жизни

3. Вечность, жизнь, смерть, бессмертие

a)объективистский подход

b)субъективистский (атеистический) подход

4. Заключение

5. Словарь ключевых понятий

6. Тесты

7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

её биосферой, равно  как и потенциально возможными формами  жизни во Вселенной

имеет огромное мировоззренческое  значение.

Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу

самого факта  рождения принадлежит к числу  вечных идеалов человечества. В

пределе, вся Вселенная  и Земля рассматриваются как  живые существа, а

вмешательство в  ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим

кризисом. Человек  предстаёт как малая частица  этой живой Вселенной,

микрокосмос, вобравший  в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если

биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой

человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве)

человеческая плоть  может и должна обрести иное, цветущее состояние.

Второе измерение  связано с уяснением специфики  именно человеческой жизни,

поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая

смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни

тот смысл, который  не уничтожается неизбежно предстоящей  смертью? К чему

воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком  же критическом состоянии,

как и их отец? Зачем  же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для

того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу

скрывать от них  истины, - всякий шаг ведёт их к  познанию этой истины. А

истина – смерть». В рамках рационалистического подхода  ответить на эти

вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях  интуитивного

постижения смысла своего бытия и определения –  что же для личности является

высшей ценностью  – Бог, человечество, близкие и  родные, дети, справедливость.

Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно

становится в  центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого

возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – связан с бессмертием в потомках и  осуществляется путём передачи

генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей.

Кроме принципиальных противников брака и семьи  и женоненавистников, многие

стремятся увековечить  себя именно этим способом. Одним из мощных влечений

человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.

С этим связывается  наследование не только физических принципов, но и

нравственных принципов  семейного занятия или ремесла.

Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация  или криогенизация.

Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о

том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца

20-го века сделали  возможной криогенизацию тел  умерших с расчётом на то, что

медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые  болезни.

Третий – вхождение  частиц нашего распавшегося тела в  кругооборот вещества,

энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с  природой»,

упование на «растворение»  тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в

космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда

восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению  близка исламская

модель отношения  к жизни и смерти и разнообразные  материалистические или

точнее натуралистические  концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных

качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти  в состав других

организмов. Такой  крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для

большинства людей  и эмоционально отвергается.

Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в  плодах материального

и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого,

прежде всего, нужна  уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт

космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов.

Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической

катастрофе, а также  вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом

случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов  и движущих сил такого вида

бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от

классового и  социального гнёта, борьба за национальную независимость и

обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это

придаёт жизни  таких борцов высший смысл, который  смыкается с бессмертием.

Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и

изобретатели. Навечно  сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших

тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о  неоднозначности оценки

масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее

количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на

совести того или  иного исторического персонажа, тем больше у него шансов

попасть в историю  и обрести там бессмертие. Способность  влиять на жизнь сотен

миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического

ужаса, смешанного с почтением. О таких людях  слагают легенды и предания,

которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет

«изменённые состояния  сознания». В основном они являются продуктом системы

психотренинга и  медитации, принятой в восточных  религиях и цивилизациях. Тут

возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и  времени, путешествие в

прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к

Вечности.

Можно упомянуть  и о других концепциях обретения  бессмертия, направленных на

изменение законов  природы, достижение «жизни после смерти», а также

многочисленные  мистические течения, основанные на реальном наличии

потустороннего  мира и возможности общения с  ушедшими. Более того, появляются

сведения о наличии  у каждого человека своеобразного  энергетического фантома,

который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает

существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания

проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном

мире информационно-энергетических сущностей.

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой  одну из

«горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания.

                               Заключение.                              

Но все же, поиск  и обретение смысла жизни и  деяний каждого человека носит

сугубо индивидуальный личностный характер.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его

достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что

эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей  духовной установки

той или иной цивилизации.

На решение проблем  жизни, смерти бессмертия сильно влияет существующее

экономико-политическое и социальное состояние общества. Рано или поздно

человек задумывается над такими вечными проблемами, как  жизнь, её смысл,

смерть и возможные  пути обретения бессмертия. Любой  человек имеет некоторое

понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются  из различных

источников. В данной работе произведена попытка систематизировать  и обобщить

основные критерии смысла жизни и попыток обретения  бессмертия.

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, то каждый имеет

естественное, врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть

в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что

гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом

выживания для  человечества. Если раньше любые социальные и природные

катаклизмы оставляли  надежду на то, что большинство  людей выживет и

восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать  понятием,

производным от гуманизма.

                         Словарь ключевых понятий                        

     Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая

и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде, реализуемая  в

индивидуальных  биологических организмах и их совокупностях.

     Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный

естественный конец  существования живого организма

     Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой

мировоззренческой системе которое оправдывает  и истолковывает свойственные этой

системе моральные  нормы и ценности, показывает во имя чего необходима

предписываемая  ими деятельность.

     Мировоззрение – система принципов,  взглядов, идеалов и убеждений,

определяющих как  отношение к действительности, общее  понимание мира, так и

жизненные позиции, программы деятельности людей.

     Бессмертие – продолжение существования после смерти нашей духовной

индивидуальности, одаренной сознанием и волей

     Бог – в религиозных учениях и представлениях, сверхъестественное

всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее  им.

     Буддизм – религия, проповедующая избавление от страданий путём отказа от

желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны.

     Ислам или мусульманство – одна из трёх так называемых мировых религий,

распространённых  главным образом в странах  Ближнего и Среднего Востока, в

Северной Африке.

     Христианство – одна из трёх так называемых мировых религий, возникшая в I

в. в восточных  провинциях Римской империи.

                                  Тесты                                 

1. Что такое  «биологическая витальность»

Ø  свойство бессмертной  души человека

Ø  сущность, управляющая  миром

ü     жизненная  сила, которая по словам Ортега-и-Гассета, поддерживает жизнь

Ø  экзистенциальное понимание мира

Ø  Бог, Дух, Космический  разум

Информация о работе Жизнь. Смерть. Бессмертие