Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:07, реферат
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики.
1. Введение
2. Происхождение жизни
3. Вечность, жизнь, смерть, бессмертие
a)объективистский подход
b)субъективистский (атеистический) подход
4. Заключение
5. Словарь ключевых понятий
6. Тесты
7. Список использованной литературы
самозарождения организмов. По его мнению случайное появление живой клетки
совершенно невероятно: “Если бы я предложил читателю обсудить, насколько
велика вероятность того, чтобы среди неорганической материи путем каких-
нибудь естественных, например вулканических процессов случайно образовалась
большая фабрика- с топками, трубами, котлами, то такое предложение в лучшем
случае произвело бы впечатление неуместной шутки. Однако простейший
микроорганизм устроен еще сложнее всякой фабрики, значит, его случайное
возникновение еще менее вероятно”. Общий вывод Костычева таков: “Как отзвуки
споров о самозарождении окончательно заглохнут, тогда все признают, что жизнь
только меняет свою форму, но никогда не создается из мертвой материи”. Через
10 лет, в 1923 году,
В.И. Вернадский по-своему
“Начало и вечность жизни”. Он попытался обосновать положение о коренном
различии живой и мертвой материи. И выдвинул тезис: жизнь геологически вечна.
Иначе говоря, в геологической истории мы не можем обнаружить эпохи, когда на
нашей планете отсутствовала жизнь.
Дальнейшее же развитие научной мысли беспощадно развеяло подобные надежды.
Вечность, жизнь, смерть, бессмертие.
Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это
ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может
привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось
ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на
Земле.
По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все
духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих
феноменов.
Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни,
смерти и бессмертия.
Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами таких
философов, как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с догматикой иудаизма,
христианства и ислама и, отчасти, с установками естествознания. В его основе
лежит представление
об изначальном неколебимом
предначертаны все события общественной и личной судьбы, «расписаны» все этапы
мировой истории.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из
ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и
новозаветной заповеди Христа: «.я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая
сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного
существа мыслимо только через воскресенье. Это сфера тайны и чуда, ибо человек
выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и становится как
личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Таким образом, целью
жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого земная
жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только
приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Смерть
разрушает не тело, а тленность его и поэтому она – не конец, а начало жизни
вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не
принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
Другая мировая религия - ислам – исходит из факта сотворённости человека
волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от
христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко. Тем не менее, в
Последний день всё будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с
точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей
Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного
мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже
самых тайных и
вынесен соответствующий
восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими
закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном
положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает
самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы
праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от
христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на
вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть
смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признаётся только один вид
«дивного бессмертия» – нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия,
Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как
сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует
нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь
обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение
просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где
«ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – гашение
вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей
жизни».
Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление
к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно
считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает
человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению
в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей
личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть».
Избавление при жизни от источников страдания, «омрачённых действий и скверн»
(эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и власти своего «я» –
лучший путь обретения бессмертия.
Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его
самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: «Человек
– мерило всем вещам», «Человек – творец самого себя», «Творю, следовательно,
существую».
В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и
бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и
человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них
земная жизнь – это всё, а смерть – непреодолимая трагедия, которая, в
сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди
мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался
неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Разумеется, «в чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции, а в
реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с
миром своих субъективных творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно, а для не верующего возникает альтернатива
возможных путей решения этой проблемы.
Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его
«измерения». Первое связано с понятием «святости жизни» как таковой, что
является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том
числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта
витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая
подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно
полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения.
Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация
сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в
вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не
будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того,
Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже
сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем.
Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых,
выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные
противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли.
Это две стороны одной медали.
Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и
бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного
феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия
жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих
условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в
постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует
космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,
планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто
и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и
мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом
понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции
строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам
Энгельса, «с железной
необходимостью» порождаются
одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с