Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:09, реферат
Из вопросов одинаково интересных для науки, философии, религии, литературы, самый, быть может, важный и безнадежный, что такое жизнь? На эту тему написано множество работ, трудов, исследований, произведений. Каждая наука, и тем более каждое философское, литературное или религиозное учение предлагает свои варианта объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти.
Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для живых существ?
За этими лугами лежит Эреб с дворцом Гадеса и Персефоны. Все, кто приближается к дворцу, видят слева от него кипарис, который откидывает тень в Лету, куда души простых смертных приходят пить.
Неподалеку у распутья
трёх дорог, сидят
Минос, Радаманф
и Эак и судят
пребывающие тени
мёртвых. Радаманф
судит азиатов,
Эак - европейцев,
а в наиболее
сложных случаях
к ним на помощь
приходит Минос.
После вынесенного приговора тени направляются по одной из трёх дорог. Если жизнь их нельзя назвать ни праведной ни неправедной, то такие мертвые отправляются назад на Асфоделевые луга. Если неправедно, их тени отправляются по дороге, ведущей к полю мук. Души праведников отправляются по дороге в Элисиум.
Элисиум, где правит Крон, находится рядом с владениями Гадеса и, хотя вход в него находится у реки Памяти, он ничего общего с Аидом не имеет. Это счастливая земля не заходящего Солнца, где нет ни холода, ни снега и где не прекращаются игры, причём обитатели Элисиума, если только пожелают могут повторно родиться на земле.
Гадес, ревниво оберегающий свои права, поднимается наверх только по делам или же, когда не может побороть своё очередное любовное увлечение. Никому из своих подданных он не разрешает покидать его владения и описание Аида известно только по рассказам тех немногих, кому удалось вернуться оттуда живым. По-этому Гадес - бог, которого люди не любят больше всего. Царица подземного царства - Персефона, бывает доброй и милосердной. Она верна Гадесу, но у неё нет от него детей, и по-этому она предпочитает общество Гекаты - богини колдовства. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал у неё древнего права давать или не давать смертным то, что они пожелают.
В Древней Греции у людей бродили самые противоречивые взгляды на жизнь после смерти.
Согласно одной точки зрения тени живут в могилах, подземных пещерах или глубоких разломах, где они могут принимать вид змей, мышей, летучих мышей, но никогда не могут превращаться вновь в людей.
По другой версии души царей-жрецов обитали в определённой зримой форме на острове мёртвых.
Третья точка зрения была такова: тени мёртвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями.
По четвёртому поверью тени умерших уходят далеко на север, где никогда не светит солнце, и иногда возвращаются в виде оплодотворяющих дождей.
По пятой версии тени мёртвых уходят далеко на запад, где солнце садится в океан и существует мир духов, похожий на обычный мир.
Шестая точка зрения гласит, что мёртвые получают наказание в зависимости от того, как они прожили свою жизнь. К этому варианту орфики в своё время добавили теорию переселения душ, причём сам процесс можно контролировать, используя соответствующие магические формулы и заклинания.
Надо сказать, что мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры, и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представление и образ мыслей современного человека, что он, часто, не отдавая себе в этом отчёта, в самой обыденной речи говорит о “паническом страхе” (а это проделки бога Трояна, любившего наводить безотчётный ужас на людей), об “олимпийском спокойствии” (которым обладали боги, обитающие в священной горе Олимп), о ”титаническом усилии” и “гигантских размерах” (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли).
Греко - римская мифология настолько глубоко проникла в русскую и зарубежную литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С.Пушкина, не всегда будет ясен лирический смысл, если он не знает о мифологических персонажах.
А в “Божественной комедии” Данте, путешествуя по загробному миру, мы видим его таким, каким он представлялся писателю. “Комедия” изумительна и неповторима тем, что в ней неожиданно встречается слияние христианской мифологии и греческой. По пути духовного очищения мы встречаем Лючию, христианскую святую, просвещающую благодать и Афродиту, греческую богиню любви. Одновременно Пресвятую Деву Марию и Артемиду, богиню охоты, Моисея и Харона, чертей и циклопов и так далее.
В “Комедии” присутствует идея Возмездия, но этой темы лучше коснуться в произведении М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Идея Возмездия является главной идеей произведения.
У Булгакова присутствует своя собственная теория о жизни после смерти. И эта теория, которую писатель считает самой верной и справедливой, вложена в уста Воланда: “Каждому будет дано по его вере”. Несколько странно, что автор вкладывает это изречение в уста сатаны. Булгаков и сам не раз говорил в кругу друзей: “Судимы сообразно с делами своими” и в своём романе он в полной мере выразил все свои убеждения и представления о загробной жизни.
Самый малопривлекательный персонаж в романе, как мне кажется, Берлиоз, потому что он наказан автором сильнее всех. Берлиоз - это явный представитель власти в 30-х гг., достаточно умный и начитанный человек, который участвовал в моральном воспитании общества (в романе он является председателем правления одной из крупнейших ассоциаций, сокращённо именуемой “МАССОЛИТ”, а так же редактором известного толстого художественного журнала, то есть имел достаточно большой вес в обществе 30-х годов, и, разумеется, участвовал в формировании каких-либо общественных взглядов). Берлиоз был убеждённый атеист, он считал, что после смерти человек уходит в небытие, то есть для него жизнь сосредоточивалась лишь в физическом теле, он отрицал всякое существование духовного и, разумеется, чувствовал безнаказанность, так как возмездия за содеянное для него как таковое не существовало. В итоге он погибает достаточно страшно, попадает под трамвай и ему отрезает голову.
Итак, Берлиоз погиб физически, но погиб ли он духовно? На великом балу у сатаны,его наказывают следующим образом. Его голову превращают в чашу, то есть он уходит в небытие. Булгаков понимает это, как ужасное мучительное превращение умного, с “живыми, полными мысли и страдания” глазами человека в чашу - бесчувственную неживую вещь. То есть он страдает за свои убеждения, во что верил, то с ним и произошло после смерти.
Показывая грешников на балу у сатаны, Булгаков, доказывает читателям, что бытие всё-таки продолжается. И не смотря на то, что грешники подвержены тлению, мучительному и болезненному, они всё-таки продолжают существовать, веселятся на балу и на первый взгляд нельзя сказать, что они несут тяжкое бремя своего греха, не считая конечно того, что разложение достаточно неприятно, если не сказать больше.
Одна из приглашённых на этот бал - Фрида. При жизни она задушила своего младенца “На суде она говорила, что ей нечем кормить ребёнка”. Писатель в роли строго судьи наказывает эту женщину постоянными душевными мучениями. 30 лет подряд, каждое утро, просыпаясь, она видит этот злосчастный платок, который вызывает в ней мучительное воспоминание о задушенном младенце. Но Фрида верит, что избавление должно настать рано или поздно, и “чёрная” королева на бале дарует ей прощение. И вместо своего заветного желания, Маргарита просит Воланда отпустить эту бедную женщину.
У М.А.Булгакова сатана воплощает в себе не только зло, он прощает грешницу, борется за справедливость, доказывает существование Бога, устраивает великолепный бал раз в год. Почему же именно Воланду, сатане, автор предоставляет право казнить и миловать? Может быть это самоискупление зла? Может это преображение зла в добро - единственное средство, избавляющее от всех зол, средство от всех человеческих бед, единственная нить спасения? Скорее всего именно так, иначе зачем М.А.Булгаков вложил в уста сатаны слова: “Свет не может существовать без тени". То есть добро не может существовать без зла, как свет без тьмы.
Булгаков М.А. считает, что теперь, многие столетия спустя, носители дьявольского зла, чтобы окончательно искупить свою вину перед вечными странниками, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости.
Автор ещё раз подчёркивает “милосердие” сатаны, когда, простив Фриду по просьбе Маргариты (как бы выполнив условия сделки, Маргарита - королева на его балу, а он выполняет её одно желание), он, зная её истинное желание, возвращает Мастера.
Итак, Мастер и Маргарита вместе, но счастливы ли они? Мастер, уставший, больной душевной болезнью, человек и Маргарита, измученная долгим ожиданием Мастера, вступившая в сделку с дьяволом, потерявшая свою природу и заменившая её новой, став ведьмой ради мастера, ради их любви. Но Воланд со своей свитой не оставляют их и видят единственный выход. Смерть... лишь она может дать им покой, которого им не доставало всю жизнь и к которому они стремились и искали слишком долго. Они верили и им воздалось по их вере. Но почему покоем, а не светом? Наверное потому, что Мастер отказался от борьбы за свою любовь, за свою жизнь и за жизнь своего романа. Мастер, написавший роман, вложивший столько сил, души в него остановился на пол пути, а в итоге роман не закончен и лишь в самый последний момент он его заканчивает одним только словом ”Свободен!”.
Образ Понтия Пилата демонстрирует внутренние борение личности и потому он по-своему драматичен. В человеке сталкивается два неравных начала: личная воля и власть обстоятельств. Иешуа духовно преодолел последнюю, Пилату это не дано. Как человек, он не одобряет смертный приговор, восстает против него, но в качестве прокуратора утверждает. Иешуа казнён, но у Пилата нет ощущения законченности, он не верит в то, что Га-Ноцри мёртв. Разговор ещё не окончен и что-то очень важное Иешуа не успел ему сказать. Понтий Пилат предал единственного друга, струсил, а трусость самый тяжкий грех, так считал Иешуа. За это он и был наказан, но прощён, потому что верил.
Автор провозгласил: победа зла над добром не может стать конечным результатом. Ведь даже прокуратор, обрекший на смерть несчастного странника, приказал тайно убить Иуду. В злом прячется доброе и совершает, пусть и трусливо возмездие за предательство.
Борьба добра и зла. Мир зиждется на борьбе противоположностей. Булгаков М.А. провозглашает идею единства добра и зла. “Свет не может существовать без тени”.
По этому писатель берёт в эпиграф слова Гёте из “Фауста”: “Я - часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо”.