Жизнь и творчество Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, антрополога и историка культуры XIX в. Эдуарда Тейлора, его вклада в изучение истории первобытного общества.
Отсюда вытекает несколько задач:
Донести до слушателей некоторые биографические данные жизни историка;
Рассмотреть основные эволюционистские идеи Тейлора;
Понять, какова же Роль труда "Первобытная культура" в развитии представлений о первейших культурных проявлениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Немного биографии…………………………………………….5
Глава 2. Наука о культуре……………………………………………….6
2.1. Основные эволюционистские идеи Тейлора……………………….7
Глава 3. Работа Э.Б. Тейлора……………………………………………8-11
3.1. Человек как часть развития природы………………………………12
3.2. Все народы равны или нет?.............................................................13-15
3.3. Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы………………………………………………………………..…….15-18
3.4. Обряды и церемонии…………………………………………………19
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

тейлор.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

     Далее Тейлор рассматривает связь представлений  о душе с учением о дыхании, возвращении духа умершего, влиянии  увечий на тело и душу, обычаи засыпать следы духов, хоронить вместе с вождем его слуг и жен, будущую жизнь  и воздаяние. [Тейлор. С. 214-249] Заканчивается  глава восьмая важной констатацией того, что анимизм является важной частью и философии. Во многих философских  системах, особенно у древних народах, есть представление о душе и всеобщей одушевленности. [Тейлор. С. 249-252]

     Огромный  материал о представлениях и учениях  о жизни после смерти, переселении  душ, посмертных странствиях душ  и загробном мире собран и систематизирован Тейлором в девятой и десятой  главе «Первобытной культуры». Свой обзор Тейлор заканчивает также  важным примечанием, что в дальнейшем все эти представления составили  важный двигатель человечества и  имеют, по сей день, нравственную ценность. [Тейлор. С. 310]

     Далее Тейлор рассматривает различные  следствия учения о душе. Сначала  он исследует такое явление, как  убеждение в том, что душа может  вселяться в различные предметы или людей. Рассмотрев такую возможность, Тейлор приходит к выводу, что анимизм  лежит в основании такого явления  как фетишизм - поклонение определенным предметам. [Тейлор. С. 331]. Фетишизм может  развиваться далее и превращаться в идолопоклонство [Тейлор. С. 345].

     Глава двенадцатая посвящена такому аспекту  анимизма, как представлениям о том, что духи могут быть непосредственными  причинами явлений природы. Родственными явлениями, по Тейлору, являются всякого  рода кошмары, зловредные и благие духи, с одной стороны, и духи географических объектов - скал, вулканов и т.д., - с  другой. Соответственно, Тейлор находит  возможным объяснить через анимизм  еще одно характерное явление  первобытной религии - тотемизм, то есть поклонение тому или иному животному. [Тейлор. С. 382-383] В двух же заключительных главах из посвященных анимизму, то есть в тринадцатой и четырнадцатой, Тейлор рассматривает так сказать  «высшую степень» анимизма - веру в  высшие божества, в верховное божество. Тейлор рассматривает божества и  классифицирует их по функциям: бог  войны, солнца и т.д. И, как обычно, он показывает, что этот аспект анимизма развивается и становится в современности  философией религии.

     3.4. Обряды и церемонии 

     В последней главе рассматриваются  обряды и церемонии. Тейлор показывает и то, что они также имеют  анимистическое основания. Религиозные  обряды, по его классификации, являются либо символическим выражением религиозных (а, значит, анимистических) представлений, либо непосредственное воззвание к  конкретному духу. [Тейлор. С. 458]

     Несомненно, важность и уникальность всей основной части труда Тейлора состоит  не только в широте обзора, но в том, что различные виды первобытных  религиозных представлений рассматриваются  не как отдельные, изолированные  явления, а как тесно переплетенные  между собой. Тейлор находит единообразное  и рациональное объяснение каждому  виду мифов и религиозных верований, что, разумеется, также необычайно важно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Увидев  свет первым изданием (в двух томах) в 1871 г., “Первобытная культура” в последующие годы была переведена на большинство европейских языков. Ее первое русское издание появилось уже в 1872 г., второе— в 1896—1897 гг. Царская цензура изъяла из книги все то, что выглядело как кощунство по отношению к христианскому вероучению.

     В советское время, в 1939 г., появилось  еще одно русское издание книги  под редакцией, с предисловием и примечаниями В. К. Никольского. Здесь под общим названием “Первобытная культура” были объединены две работы Тейлора: его одноименная книга (главы I—IV и XII—XXII в издании 1939 г.) и семь глав из книги “Антропология” (главы V—XI в том же издании). Как было указано в предисловии, редакция опустила некоторую часть устарелых рассуждений и фактических данных и восстановила цензурные купюры. Объединение этих двух работ вместе было, несомненно, вызвано тем, что редакция стремилась показать взгляды Тэйлора на происхождение и первоначальное развитие не только мифологии и религии, но и других явлений первобытной культуры. Однако такое объединение двух работ под заглавием только одной из них про­тиворечит элементарным правилам текстологии. К тому же работы эти — разного жанра:

     Тейлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Тейлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тейлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии. 
 

     Список  литературы 

     1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., «Издательство политической литературы», 1989. 

     2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб: Питер, 2004. 

     3. Материалы, взятые с сайта www.wikipedia.org 

     4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 2001; 

     5. Куббель Л.Е. Становление первобытной истории как науки.- История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза. М., 1992; 

     6. Зельнов И. Эволюционизм. Свод этнографических понятий и терминов.- Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1989. 

     7. Перший, А.И. Остаточные явления в культуре.- Природа, 2002, № 10; он же. Достоверны ли свидетельства "современных предков"? - Там же, 1984 

     8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 2002. 

     9. Кравченко А.И. Культурология. Учеб. пособие. -2-е изд. доп. и испр. М., 2001.

Информация о работе Жизнь и творчество Тейлора