Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Целью данной работы является рассмотрение жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, антрополога и историка культуры XIX в. Эдуарда Тейлора, его вклада в изучение истории первобытного общества.
Отсюда вытекает несколько задач:
Донести до слушателей некоторые биографические данные жизни историка;
Рассмотреть основные эволюционистские идеи Тейлора;
Понять, какова же Роль труда "Первобытная культура" в развитии представлений о первейших культурных проявлениях.
Введение
Глава 1. Немного биографии…………………………………………….5
Глава 2. Наука о культуре……………………………………………….6
2.1. Основные эволюционистские идеи Тейлора……………………….7
Глава 3. Работа Э.Б. Тейлора……………………………………………8-11
3.1. Человек как часть развития природы………………………………12
3.2. Все народы равны или нет?.............................................................13-15
3.3. Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы………………………………………………………………..…….15-18
3.4. Обряды и церемонии…………………………………………………19
Заключение
Список используемой литературы
Далее
Тейлор рассматривает связь
Огромный
материал о представлениях и учениях
о жизни после смерти, переселении
душ, посмертных странствиях душ
и загробном мире собран и систематизирован
Тейлором в девятой и десятой
главе «Первобытной культуры». Свой
обзор Тейлор заканчивает также
важным примечанием, что в дальнейшем
все эти представления
Далее
Тейлор рассматривает различные
следствия учения о душе. Сначала
он исследует такое явление, как
убеждение в том, что душа может
вселяться в различные предметы
или людей. Рассмотрев такую возможность,
Тейлор приходит к выводу, что анимизм
лежит в основании такого явления
как фетишизм - поклонение определенным
предметам. [Тейлор. С. 331]. Фетишизм может
развиваться далее и
Глава
двенадцатая посвящена такому аспекту
анимизма, как представлениям о том,
что духи могут быть непосредственными
причинами явлений природы. Родственными
явлениями, по Тейлору, являются всякого
рода кошмары, зловредные и благие духи,
с одной стороны, и духи географических
объектов - скал, вулканов и т.д., - с
другой. Соответственно, Тейлор находит
возможным объяснить через
3.4.
Обряды и церемонии
В
последней главе
Несомненно,
важность и уникальность всей основной
части труда Тейлора состоит
не только в широте обзора, но в том,
что различные виды первобытных
религиозных представлений
Заключение
Увидев свет первым изданием (в двух томах) в 1871 г., “Первобытная культура” в последующие годы была переведена на большинство европейских языков. Ее первое русское издание появилось уже в 1872 г., второе— в 1896—1897 гг. Царская цензура изъяла из книги все то, что выглядело как кощунство по отношению к христианскому вероучению.
В советское время, в 1939 г., появилось еще одно русское издание книги под редакцией, с предисловием и примечаниями В. К. Никольского. Здесь под общим названием “Первобытная культура” были объединены две работы Тейлора: его одноименная книга (главы I—IV и XII—XXII в издании 1939 г.) и семь глав из книги “Антропология” (главы V—XI в том же издании). Как было указано в предисловии, редакция опустила некоторую часть устарелых рассуждений и фактических данных и восстановила цензурные купюры. Объединение этих двух работ вместе было, несомненно, вызвано тем, что редакция стремилась показать взгляды Тэйлора на происхождение и первоначальное развитие не только мифологии и религии, но и других явлений первобытной культуры. Однако такое объединение двух работ под заглавием только одной из них противоречит элементарным правилам текстологии. К тому же работы эти — разного жанра:
Тейлор
был признанным лидером английской школы
эволюционизма в этнографии и антропологии.
В своих работах он стремился показать,
что все народы и все культуры можно поместить
в один непрерывно и прогрессивно развивающийся
эволюционный ряд. Всемирную известность
Тейлору принесла разработанная им анимистическая
концепция происхождения религии, согласно
которой в основе всех религий лежат первобытные
представления о душе и духовных сущностях.
Используя богатейший этнографический
материал, который гармонично вписывался
в рамки его религиоведческой концепции,
Тейлор выдвинул формулу: «анимизм есть
минимум определения религии». Эта формула
стала предметом многочисленных дискуссий,
способствующих дальнейшему развитию
науки о религии.
Список
литературы
1.
Тайлор Э.Б. Первобытная
2.
Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология.
- СПб: Питер, 2004.
3.
Материалы, взятые с сайта www.
4.
Токарев С.А. История зарубежной этнографии.
М., 2001;
5.
Куббель Л.Е. Становление первобытной
истории как науки.- История первобытного
общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза.
М., 1992;
6.
Зельнов И. Эволюционизм. Свод этнографических
понятий и терминов.- Этнография и смежные
дисциплины. Этнографические субдисциплины.
Школы и направления. Методы. М., 1989.
7.
Перший, А.И. Остаточные явления в культуре.-
Природа, 2002, № 10; он же. Достоверны ли свидетельства
"современных предков"? - Там же, 1984
8.
Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е
изд. перераб. и дополн., М., 2002.
9. Кравченко А.И. Культурология. Учеб. пособие. -2-е изд. доп. и испр. М., 2001.