Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Целью данной работы является рассмотрение жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, антрополога и историка культуры XIX в. Эдуарда Тейлора, его вклада в изучение истории первобытного общества.
Отсюда вытекает несколько задач:
Донести до слушателей некоторые биографические данные жизни историка;
Рассмотреть основные эволюционистские идеи Тейлора;
Понять, какова же Роль труда "Первобытная культура" в развитии представлений о первейших культурных проявлениях.
Введение
Глава 1. Немного биографии…………………………………………….5
Глава 2. Наука о культуре……………………………………………….6
2.1. Основные эволюционистские идеи Тейлора……………………….7
Глава 3. Работа Э.Б. Тейлора……………………………………………8-11
3.1. Человек как часть развития природы………………………………12
3.2. Все народы равны или нет?.............................................................13-15
3.3. Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы………………………………………………………………..…….15-18
3.4. Обряды и церемонии…………………………………………………19
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Жизнь и
творчество Э. Б. Тейлора
Студентки III курса группы Р- 291
Факультета естественных и гуманитарных наук
Егоровой Дарьи
Проверил:
преподаватель Соколов П. М.
Волжский 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Немного биографии…………………………………………….5
Глава 2. Наука о культуре……………………………………………….6
2.1. Основные эволюционистские идеи Тейлора……………………….7
Глава 3. Работа Э.Б. Тейлора……………………………………………8-11
3.1. Человек как часть развития природы………………………………12
3.2. Все
народы равны или нет?..........................
3.3. Составляющие
культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура
его работы………………………………………………………………
3.4. Обряды и церемонии…………………………………………………19
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Эдуард Бернетт Тейлор (в новой русской транслитерации - Тайлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов, антропологов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тейлор много сделал для изучения и понимания закономерностей развития первобытной культуры и культуры вообще, методов ее изучения и воссоздание картины культурной, прежде всего религиозной жизни первобытного человека. Основной труд Тейлора - «Первобытная культура» - был закончен и опубликован в 1871 г. Авторитет Тейлора в науке был необычайно велик. Уже в год выхода «Первобытной культуры» Тейлор был избран членом Королевского общества (британской «академии наук»). Перу Тейлора принадлежат еще такие труды, как «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)», а также множество статей (общее их число превышает 250), в которых он проявил свой яркий талант, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. И все же его труд «Первобытная культура» остается, пожалуй, самым ярким, важным и глубоким.
Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой - эволюционистской - научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
Это и является актуальностью темы, что исследования Тейлора до сих пор представляют огромный интерес среди людей.
Целью данной работы является рассмотрение жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, антрополога и историка культуры XIX в. Эдуарда Тейлора, его вклада в изучение истории первобытного общества.
Отсюда вытекает несколько задач:
Объем
работы составил 21 страницу печатного
текста.
Глава
1. Немного биографии
Эдуард Бернетт Тейлор (в новой русской транслитерации - Тайлор, Edward Burnett Tylor) родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Э. Тайлор отправляется в длительное путешествие.
Во время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Э. Тейлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. - доцентом Абердинского университета. Э. Тейлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.
Основные работы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881). Э. Тейлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тейлору принесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тейлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.
Глава
2. Наука о культуре
Особенная важность этого труда видна уже потому, что автор начинает с общего вопроса, с рассмотрения науки о культуре вообще и, что немаловажно, с рассмотрения метода исследования. Сначала Тейлор определяет предмет, которым занимается его наука и который он сам намерен рассмотреть, а затем он выбирает единственно правильный и научный с его точки зрения метод, который позволил бы рассматривать этот предмет. Первая глава его «Первобытной культуры» более важна, чем множество энциклопедических сводных обзоров по истории культуры.
Тейлор
дает такое определение: «Культура, или
цивилизация, в широком этнографическом
смысле слагается в своем целом из знания,
верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых других способностей
и привычек, усвоенных человеком как членом
общества» [Тейлор. С. 18]. Хочется сразу
сказать, что этим своим определением
Тейлор как бы закладывает основания многих
будущих исследований. В этом определении
сразу бросается в глаза три важных момента.
Во-первых, все то, о чем говорит Тейлор,
все сферы человеческой жизни, относятся,
в общем, к тому, что можно было бы назвать
духовностью. Точнее, и верования, и искусства,
и нравственность и т.д. не имеют меньшее
отношение к развитию экономики или материальному
аспекту человеческой жизни, чем, скажем,
техника. И при этом, во-вторых, видно, что
Тейлор берет все эти явления комплексно,
не разделяя их на группы. Он перечисляет
важнейшие «нематериальные» сферы человеческой
жизни. И, наконец, очень важной представляется
указание на то, что все эти явления будут
рассматриваться как способности человека
как члена общества. То есть Тейлор хочет
здесь подчеркнуть общественную природу
человека. И кроме того, он здесь фактически
объясняет, почему его исследование, скажем,
искусства, не является искусствоведением,
а изучение нравственности - моральной
философией или историей морали.
2.2.
Основные эволюционистские
идеи Тейлора
В
своих трудах "Исследование в
области древней истории
-
идею о прогрессивном
-
идею о том, что человек это
часть природы и развивается
в соответствии с ее общими
закономерностями, поэтому все люди
одинаковы по своим
-
идею о том, что различия
народов обусловлены не
-
идею о преемственности и
-
идею о том, что культура
слагается из знаний, верований,
искусства, нравственности, законов,
обычаев и других способностей
и привычек, усвоенных человеком,
как членом общества.
Тейлор
не отрицает возможности регрессивных
изменений в культуре вследствие исторических
и природных катаклизмов, но при этом убежден,
что магистральным направлением в истории
человечества является эволюционное прогрессивное
развитие культур.
Глава
3. Работа Э.Б. Тейлора
В первой главе своей работы («Наука о культуре») Тейлор постоянно обращается к нескольким важнейшим положениям. Эти положения он называет «двумя великими началами», и о них и будет далее рассуждать.
Первое из них-то, что явления различных культур в разных областях представляют собой определенное однообразие. То есть, в различных культурах, при всей их особенности, мы обязательно встретим схожие черты. Этот факт, с точки зрения Тейлора, свидетельствует о том, что существуют «однообразные законы», действию которых подчиняется ход человеческой истории.
Второе - это то, что «различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего». [Тейлор. С. 18]
Далее Тейлор обосновывает и доказывает необходимость и неизбежность такого толкования. В его время такие мысли были еще новы для общественных наук и нуждались в тщательной проработке.
Тейлор говорит, что естественные науки «при изучении строения и жизни растений и животных или даже при исследовании низших функций человека» признаю перечисленные «руководящие идеи» как основные и естественные. Но в области изучения культуры во времена Тейлора такого единства еще не было. Но оно обязательно должно быть, поскольку «история человечества есть часть или даже частичка истории природы». Он говорит, что «наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением воли, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных» [Тейлор. С. 18-19].
Совершенно
очевидно, что в XIX в. предложенные Тейлором
идеи вызывали противодействие в
обществе, которое не было еще готово
признать себя равным обычной природе,
и в среде богословов и некоторых
философов, которые видели в истории
человека вмешательство высших сил.
Но Тейлор, вслед за многими выдающимися
учеными своего времени (вспомним, например,
Дарвина), говорит: «Отстраняясь целиком
от соображений о
Следует отметить, что для Тейлора важнейшим представляется цепь причинно-зависимой связи событий и явлений. С его точки зрения, в таком предмете, как человеческая культура, цивилизация, искусство и т.д. не может быть ничего случайного, неважного. Все имеется свои основания и порождает, в свою очередь, другие явления. [Тейлор. С. 20]
Другим
важным положением для Тейлора является
то, что существуют общие законы
человеческой деятельности, развития
истории и культуры. Эти законы
можно открыть через
Исходя из этих положений, Тейлор говорит, что отдельные сферы человеческой жизни сравнительно нетрудно можно представить как последовательность причин и следствий на основании общих законов. «Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры» [Тейлор. С. 26]. «Этнография, - утверждает Тейлор, - имеет дело именно с такими общими и единообразными свойствами организованных человеческих существ» [Тейлор. С. 25-26].