Жизнь и труды Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Аристотель - пример великой, выдающейся личности не только в истории философии, но и в истории человечества. Он - гений. Значение слова «гений» часто принижают. Что он собственно означает в данном случае? Он означает, что этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность выполнить свою миссию философа - раздвинуть границы познания, установленные до него.

Содержание

. Введение

2. Жизнь и труды Аристотеля

3. Первая философия, или метафизика

4. Вторая философия

5. Спор титанов (критика Платоновской теории идей).

6. Заключение

Работа содержит 1 файл

aristotel'.doc

— 514.23 Кб (Скачать)

    Содержание

    1. Введение

    2. Жизнь и труды Аристотеля

    3. Первая философия, или метафизика

    4. Вторая философия

    5. Спор титанов (критика Платоновской теории идей).

    6. Заключение

 

     1 .Введение

    Аристотель - пример великой, выдающейся личности не только в истории философии, но и в истории человечества. Он - гений. Значение слова «гений» часто принижают. Что он собственно означает в данном случае? Он означает, что этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность выполнить свою миссию философа - раздвинуть границы познания, установленные до него. Термин «гений» включает понятия: выход за пределы, открытие, созидание. Если философия является искусством жить и если Аристотель сделал попытку конкретно видоизменить это искусство, изменяя людей, не значит ли это, что люди после Аристотеля не будут уже тем, чем они были до него?

    2.Жизнь и труды Аристотеля

    Аристотель родился в Стагире, греческом городе Фракийского побережья, в 384 году до н. э. (Платон старше его на 43 года). Он провел детство в столице Македонии Пелле, где его отец, Никомах был врачом и другом царя Аминты, отца Филиппа Македонского. Аристотель, принадлежал к одной из ветвей рода Асклепиадов, о которых Галей рассказывает, что врачи из этого рода всегда обучали своих сыновей делать вскрытие трупов. Но Аристотель слишком рано потерял отца, поэтому его не коснулся этот обычай, сохранившийся в его памяти лишь как семейная легенда.

    /

    Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины чтобы получить там образование. Он поступил в Академию, школу Платона. Аристотель преклонялся перед старым учителем, престарелым, но вечно юным; он горячо любил его, что однако не мешало ему

    критиковать Платона. О разногласиях между двумя философами древние сложили немало .вздорных анекдотов, но они же извлекли их этих   разногласий   великолепное   изречение,   приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, set magis arnica Veritas» («Платон мне друг но истина дороже»). «Жеребенок лягает свою мать», - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.

    Впрочем, чтобы заслужить расположение старого учителя, достаточно было обратиться к его теории идей. Сам Платон, несмотря на свои 60 с лишним лет, не оставлял в покое собственную философию и непрестанно перерабатывал ее, либо подтверждая, либо опровергая значимость ее положений. В этой-то обоюдной критике учителя и ученика, то единодушной, то полной разногласий, - корни их нерасторжимой дружбы. Аристотель представил Платону и другое доказательство своей верной дружбы: он не порвал связи с Академией  и  всегда принимал участие  в  академических собеседованиях, вплоть до смерти Платона, когда самому Аристотелю было 38 лет. Ведь это факт, что Платон, чрезвычайно ценивший Аристотеля и называвший его «чистым разумом»», доверил ему преподавание в своей школе, возможно даже -преподавание риторики.

    В 347 году до н. э. Платон умер, и Аристотель покинул Афины. Аристотель никогда не принимал активного участия в политической жизни, тем не менее на его судьбе не раз контрударом тяжело отражалась та борьба, в которую были вовлечены Афины и Македония. В 347 году до н. э. отношения между противниками все еще оставались враждебными, несмотря на кажущийся мир. Аристотель не питал ни малейшей симпатии к политическому строю Македонии и в своих политических работах никогда не отдавал предпочтения авторитарной монархии Филиппа. Тем не менее он не

    удержался в Афинах, где царила атмосфера холодной войны по отношению к чужестранцам, где он был подозрительной личностью из-за сохранившихся у него дружественных отношений с македонским двором.

    В 343 году до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом (царем Македонии) воспитывать его четырнадцатилетнего сына Александра. Так будущий «владыка мира» получил в качестве наставника величайшего ученого своего времени, беспримерного эрудита, того, кого пятнадцать веков спустя лучший поэт средневековья с полным основанием прославил в своей поэме «Ад» как «учителя тех, кто познает». В последствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю - тем , что дает ей цену». Воспитание Александра закончилось, когда последний стал соправителем Македонии.

    В 335 году до н. э. вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Аристотель собрал в Ликее при поддержке Александра, чрезвычайно ценные коллекции, а так же библиотеку, которая после библиотеки Еврипида была первым собранием книг принадлежащих частному лицу. Аристотель преподавал в Ликее около двенадцати лет. После смерти Александра он вынужден был покинуть Афины, настолько там велика была ненависть к Македонии и ее друзьям. Умер он спустя год в Халкиде на Эвбее.

    Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединенные в своде начал «Органон»: «Категории» (рус. пер., 1859, 1959), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и вторая» (рус. пер., 1952), «Топится» Физические тпактаты: «Физика». «О пооисхождении начал

    и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О возникновении животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении животных», а также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Сочинения по «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики» (рус. пер., 1934). Этические сочинения- т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля; рус. пер., нее, 1900, 1908) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотель). Социально-политические исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911), «Афинская политая» (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая не полностью «Поэтика» (рус. пер., 1927; 1957).

    3. Первая философия, или метафизика

    Согласно Аристотелю, философия изучает не природу -«природа есть только отдельный род существующего)^ 1,62), а некую самостоятельную причину, сверхъестественную сущность. Такие сущности позднее стали называть метафизическими, а науку о них -метафизикой. Сам Аристотель называл их «божественными предметами», а науку о них - «наиболее божественной». Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. В шестой книге «Метафизики» Аристотель вводит термин «теология» и отождествляет теологию с первой философией, которая «идет впереди» физики, потому что ее предмет, по его мнению, ценнее математики (там же, 108). Однако

    ''"

    было бы неправильным сводить метафизику Аристотеля к рациональной или естественной теологии. Она лишь аспект философии Аристотеля, которая имеет своим предметом не одного

    бога и не одни метафизические сущности, но прежде всего все сущее. Б

    На вопрос, «имеет ли первая философия общий характер, или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность» (там же, 116), Аристотель в «Метафизике» отвечает, что «первая философия» имеет предметом своего исследования «сущее вообще», «сущее как таковое», «сущее просто», что она исследует общую природу сущего как такового, и рассматривает «некоторые собственно ему принадлежащие свойства» (там же, 61). Однако «о сущем говорится в нескольких значениях» (там же, 109), поэтому предмет «первой философии» как поисковая область весьма обширен.

    Вся метафизика Аристотеля - это попытка разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия», по Аристотелю, изучает «начала и причины (всего) сущего поскольку оно «берется как сущее» (там же, 107). Аристотель называет эти причины «высшими», а начала - «первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое», о котором говорилось выше, ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности, но и материя, ведь бог лишь «одно из начал». Для того чтобы  определить  начала,  установить  их  число  и  их взаимоотношения, необходимо осознать то, что Аристотель называет аксиомами, и прежде всего ту из них, в которой он видит «начало для всех других аксиом» (там же, 63). Назовем ее «первоаксиомой». Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле» (там же). По нашему мнению, переход от краткой формы к полной можно представить так. Пусть первое суждение имеет вид: «Невозможно, чтобы существование было и не

    было присуще одному и тому же», т. е. здесь бытие и небытие выступают в разных смыслах, двояко - в качестве связки и в качестве предиката.

    В своей «Метафизике» Аристотель так же подверг критике учение Платона об идеях и дал решение проблемы об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

    Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть; то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина - начало движения;

    целевая причина -то, ради чего что-либо осуществляется. Рассмотрим эти причины подробнее.

    Сущность. Представление Аристотеля о сущности - наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира направлено все внимание философа, у которого «вопрос о том, что такое сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность» (там же, 114). Проблеме сущности специально посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен и с теми, кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также всеобщее» (там же, 133). Вообще же «о сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком

    ^ттл/исца- тл n-v^rt. (^t-TTMti и л^тттрр vi пптт ггпиимл/гятпт чя nvTTTT-rnnTi, т»гяупй

    вещи, и рядом с ними, в-четвертых, (лежащий в основе вещи субстрат» (там же, 114-115). Из этих двух отрывков можно извлечь по крайней мере шесть возможных определений сущности: 1) субстрат;

Информация о работе Жизнь и труды Аристотеля