Женщины философы в античное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370-415 гг. до н.э.), Асклепигения из Афин (ок.375г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок.350г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эт

Работа содержит 1 файл

Женщины философы в античное время.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.

     Гипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII векаСинезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

     Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала  некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

     Многие  работы, приписываемые Гипатии, как  считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы: комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта; редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея; редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида; комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского; «Астрономический канон» (http://ru.wikipedia.org) .

     Помимо  названных женщин в Каталоге Ямвлиха дается семнадцать знаменитых женщин (Тимиха, Филтия, Биндако, Хилонида, Кратесиклея Лаконянка, Теано, Мия, Ласфения Аркадянка, Габротелия, Эхекратия из Флиунта, Тирмсенида из Сибариса, Писиррода, Нистеадуса, Бэо, Бабелика, Клеэхма) (Колесников А.С., 2009).

     Следовало бы вспомнить и гетер, большая  часть которых обязана своей  славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Герпилис была любовницей Аристотеля, подарившей ему сына. Мегалострата восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера. Леонтина, афинская гетера, была последовательницей и любовницей Эпикура, прославлялась своим красноречием; пользовалась известностью ее горячая полемика с философом Теофрастом. Эпикур вплоть до ее кончины хранил ей верность и утверждал, что именно она помогла его философским теориям. Клеонисса написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас работ по философии; погибла она случайно от кинжала Павсания, в покои которого она вошла ночью без предупреждения. Леена — гетера-философ, любовница Гармодия, составила с ним заговор против тирана Гиппия, за что и пострадала. Пигарета — будучи отличным математиком и мыслителем, была любовницей философа Стильпона из Мегары. Теодота пылко любила Сократа и чтобы добиться куртизанки Аристофан обвинил его в развращении юношества, но это нисколько не подняло шансов доносителя. Лаиса из Коринфа была возлюбленной Диогена и сама считалась интересным философом (Колесников А.С., 2009).

     Не  подвергается сомнению факт существования женщин-пифагореек: в биографии Пифагора, составленной неоплатоником Ямвлихом, приведены имена наиболее выдающихся женщин-философов, последовательниц Пифагора. Самые знаменитые женщины-пифагорейки: Тимиха, жена Милллия Кротонского; Филтия, дочь Теофрия Кротонского; Биндако, сестра Оккела и Эккела из Лукании; Хилонида, дочь Хилона Лакедемонского; Кратесиклея Лаконянка, жена Клеанора Лакедемонского; Теано, жена метапонтца Бротина; Мия, жена Милона Кротонского; Ласфения Аркадянка; Габротелия, дочь Габротела Тарентского; Эхекратия из Флиунта; Тирсенида из Сибариса; Писиррода из Тарента; Нистеадуса Лаконянка; Бэо из Аргоса; Бабелика из Аргоса; Клеэхма, сестра лаконца Автохарида. Итого: 17. Писания пифагорейских жен дошли до нас только в отрывках. Главной темой этих сочинений было изложение так называемой женской "софрозики". Под этим словом понималось следующее: умеренность, воздержание, целомудрие, супружеская верность. "Софросина - благоразумие, рассудительность, - одна из четырех основных добродетелей по Платону. Софросина - это умение не увлекаться страстями, относиться к ним сдержанно (Колесников С.А., 2009).

     Известной представительницей  киренской школы, одной из сократических школ, была Арета, дочь Аристиппа - основателя школы. Арета Киренская (IV в. до н. э.) изучала философию под руководством её отца Аристиппа, который учился у Сократа. Арета, в свою очередь, обучала своего сына Аристиппа Младшего, который, впоследствии, получил прозвище «ученик матери». Арету иногда считают следующей за отцом главой киренской школы, но следующим мог быть её сын, который является официальным основателем школы.

     Среди мнимых сократовских писем (датируются приблизительно I веком) есть фиктивное письмо Аристиппа, адресованное Арете. В этом письме рассказывается о благополучной жизни Ареты в Кирене. По словам Аристиппа, она имеет два сада, вполне достаточных для роскошной жизни; собственность в Бенгази, и если только одна эта собственность останется, всё же будет достаточно для поддержания высокого уровня. Аристипп предлагает ей после его смерти переехать в Афины, чтобы Аристипп (Младший) получил лучшее из возможного образование; в Афинах будет жить с Ксантиппой и Мирто, и относиться кЛампроклу как к родному сыну; советовал, прежде всего, беречь маленького Аристиппа, поскольку он ценен для философии, и быть настраже от врагов в лице властей Кирены.

     По  свидетельству, она тридцать пять лет  обучала натуральной и моральной  философии в школах и академиях Аттики, написала около сорока книг, и среди её учеников было сто десять философов. Она очень высоко была оценена современниками, на её могиле была написана эпитафия, что она была величава как  Греция, обладала красотой  Елены, добродетелью Пенелопы, писчим пером Аристиппа, душой Сократа и языком Гомера (Демин Р.Н.).

     Неудивительно появление женщины-философа среди  представителей кинической школы, выступавшей  за равенство женщин с мужчинами. Гиппархии, жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи, но ради любви бросившей все, случалось  вступать  в дискуссии с мужчинамии - философами   и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 века Виланд посвятил  роман в письмах.

     Сведения  о женщинах античности, интересовавшихся философией, выступающих в роли хранительниц традиций или разрабатывавших ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия,  была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский  указывает также, что две ученицы   Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона ) продолжали свое обучение  у преемника Платона Спевсиппа, ставшего схолархом Академиии после смерти великого философа (Демин Р.Н.).

     Были  женщины  и среди интересовавшихся философией  Эпикура (Леонтия, Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин, исповедующих эпикурейскую философию, стоит отметить ревностную покровительницу эпикурейцев  Плотину, жену императора Траяна.

     Некоторые женщины являлись не только последователями  той или иной философии, но и авторами сочинений, носящих философский характер. Так в перечне источников, которыми пользовался Диоген Лаэртский, один из важнейших наших источников информации о греческой философии, мы встречаем ссылки на работы  Памфилы, жившей при императоре Нероне. Памфила, дочь грамматика Сотерида, прозванная “мудрой”, была  автором обширных исторических и философских сочинений.

     В связи с тем, что воспитанию девочек  уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик Музоний Руф, живший во времена Нерона и Тиберия, одна  из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию,  написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.

     Наиболее  выдающиеся из женщин, видимо, считали, что должны и стремились превратить должное в сущее. Так, например, известно, что прославленная Клеопатра уделяла внимание философии и  занималась философией с философом Филостратом Египетским. Не случайно позднее алхимическая традиция  изображала царицу  как посвященную в тайную философию и приписывала ей авторство одного из алхимических трактатов. Есть даже сведения, правда, носящие апокрифический характер, что Клеопатра, руководствуясь предписаниями Гиппократа, изучала процесс эмбрионального развития. Тема живо интересовавшая (хотя в ряде случаев по разным причинам) как философов, так и врачей, причем не только греческих, но и китайских и индийских мыслителей.

     Можно, пожалуй, еще указать, что при  дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата, под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех, благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.      

     Сохранились сведения, что царица Зенобия, при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина, возглавлявшего Академию в Афинах  и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.

     Подводя итоги этому краткому обзору материала по теме женщина и философия в античности, нельзя не упомянуть о живший уже в самом конце античности дочери философа Плутарха Афинского Асклепигении, сохранившей эзотерическое наследие своего отца и деда и  выступавшей в связи с этим в ряде случаев в  роли наставницы крупнейшего мыслителя афинского  неоплатонизма Прокла.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Несомненно, что многие как интересующиеся античностью, так и относительно далекие от нее легко припомнят ряд женских  имен, обычно всплывающих в памяти, когда говорится  о спасительной красоте классического искусства. Однако, если о греческих поэтессах (Сапфо, Миртида, Коринна, Телесилла, Праксилла и др.), подчас вступавших в состязания с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их, или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах, выступавших на поприще философской мысли,  женщинах последовательницах той или иной философии известно гораздо меньше (Демин Р.Н.).

     На  наш взгляд, это незаслуженно, и  тема вклада женщин в философию, их влияние на  развитие науки должна быть исследована более полно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
  1. Гипатия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F
  2. Дёмин Р.Н. Женщины и философия в античности // comenius8.narod.ru/trudy/diomin_women.htm
  3. К. Фили  Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром // Вопросы истории, естествознания и техники. 2002, № 2. // http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HYPAT.HTM
  4. Колесников А.С. Введение в историю женщин-философов // ХОРА. 2009. № 3/4 (9/10)// http://www.jkhora.narod.ru/2009-34-07.pdf
  5. Колесников А.С. Мировая философия в эпоху глобализации. 2008. 434 с.
  6. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., Мол. гвардия, 1993. 383 с.
  7. Мусский И.А. 100 великих супружеских пар. М.: Вече. 2008 г.
  8. Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000
  9. Фрагменты ранних греческих философов. Издание подготовил А.В. Лебедев. М., 1989. // http://www.nsu.ru/classics/plato/pythagoras.htm
  10. Штекли А. Гипатия, дочь Теона // Прометей, № 8. 1971.  // http://krotov.info/history/04/03/shtekli.html.

Информация о работе Женщины философы в античное время