Женщины философы в античное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370-415 гг. до н.э.), Асклепигения из Афин (ок.375г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок.350г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эт

Работа содержит 1 файл

Женщины философы в античное время.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Тема: Женщины философы в античное время

     Оглавление:

Введение

 

     Какова  была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта  роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370-415 гг. до н.э.), Асклепигения из Афин (ок.375г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок.350г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эти двадцать одна древних философов женщин были известны некоторым из неизменно входящих в мужскую часть философов, включая Пифагора, Сократа, Платона, Аристиппа и Прокла. Женщины упомянуты в дошедших до нас работах или биографиях некоторых из этих философов, в более ранних историях типа написанной Диогеном Лаэртским (Колесников А.С., 2009).

     Почему  тогда женщин изъяли из исторического  канона философии? Ветхая ученость едва ли может объяснять эти действия мужчин. Здесь, видимо, дело в характеристике историй философии. Информация относительно мужчин и философов женщин появляется в тех же самых источниках: ранние компендиумы и энциклопедии, средневековые архивные коллекции (особенно в Ватикане), ранние современные профессиональные журналы сохраняли соответствие мужчин и женщин философов. Возможно, это не имеет никакого отношения к тому факту, что в историю философии не включали упоминание практикующих философов женщин, но, странно, что неизвестны и женщины историки философии. В любом случае остается некоторое предубеждение со стороны мужчин по отношению к женщинам философам, как и молчание относительно вклада женщин в философию в больших хронологических справочниках по философии и философских энциклопедиях. Известно, что действующие из предубеждения древние редко обучали девушек вообще, в том числе и философии; действующие из предубеждений средневековые богословы отвергали существование самой способности женщин в сфере управления религиозной или философской (Колесников А.С., 2009).

     Представляется  очевидным, что стремление к мудрости не является прерогативой мужчины, данной ему от природы. Многообразны пути к мудрости, как и многообразны формы любви к ней. И, хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде” (Дёмин Р.Н.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Женщины философы  античности: судьбы, идеи

      

     Начнем  с истоков, с ранней греческой  философии. Согласно одному из зачинателей  биографического жанра в античности, ученику Аристотеля Аристоксену,  в молодости учившемуся у пифагорейцев и написавшему  не дошедшую, к сожалению, до нашего времени  биографию Пифагора, Пифагор свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской (Дёмин Р.Н. Петершуле).

     Однако  сведений о женщинах-философах очень мало, мало и их работ. Больше, однако, сохранилось фрагментов, чем самих работ.

     Платон  включает два фрагмента: сообщение  Сократа о взглядах на любовь Диотимы  из Мантинеи (приблизительно 415 г. до н.э.), формирует большую часть Пира; и одна из двух оставшихся версий речи Перикла к афинянам — Sophist, которая, как традиционно считают, написана его супругой Аспасией из Милет (приблизительно 400 г.до н.э.) (Колесников А.С., 2009).

     Диотима из Мантинеи была гетерой. Эта выдающаяся женщина дарила идеи Сократу и Платону. Ее слова были признаны мудрейшими в кругу мужчин философов. За это Платон увековечил ее в своем « Пире». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени.. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном». И добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». Она считала что «всякое творческое стремление к добру и красоте порождается жаждой продолжения жизни. Всякое рождение есть чудо, то есть проявление божественного в человеке, в том числе и когда речь идет о зарождении и становлении в нас нравственности или о познании божественного».

     По  преданию Диотима, имя которой по-гречески означает «Богобоязненная», в 429 г. до и. э., во время вспышки чумы, вымолила отсрочку болезни для афинян и была за это сделана жрицей (Колесников А.С., 2009, Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., 1993)

       Аспасия одна из первых выдающихся женщин, известных в истории. Вторая жена Перикла, крупнейшего афинского деятеля. Аспазия не была уроженкой Афин, поэтому ее брак с Периклом не считался законным. Была обвинена врагами Перикла в непочитании богов и в безнравственности. Оправдана только благодаря защите мужа. Несмотря на то, что множество талантливых людей той эпохи (например, Фидий) восхищались ее умом и красотой, противники высмеивали ее как гетеру (Современный словарь-справочник, 2000). Аспасию обожал Сократ и познакомил с ней Перикла, с которым тот подружился. В диалоге Платона «Менексен» Сократ воспроизводит речь Аспасии. Она вела философские беседы с Сократом и Анаксагором, рассуждала о политике с Хариносом, о гигиене с Гиппократом, об эстетике с Фидием. Ее утонченность, остроумие, глубина познания того или иного предмета приводили в восторг собеседников. Это отмечал и ученик Сократа Эхиней. Платон отмечал, что он, подобно Периклу, обязан Аспасии возбуждением в нем умственной деятельности (Мусский И.А., 2008, Колесников А.С., 2009).

     Неоцезарийские  взгляды Макрины о природе  души были записаны на ее смертном одре (приблизительно в 379 г.до н.э) ее братом Григорием Нисским (братом Василия  Великого) в Vita Makrinae (Жизнь Макрины) (Колесников А.С., 2008).

     Фрагменты большой работы Аэзарии из Лукании (приблизительно 
350 г.до н э.), Теано из Кротона (дочь Леофрона, уроженка Метапонта или Фурий, пифагорейка, жена Кариста или Кротона, или Бротина-пифагорейца, написала «О Пифагоре», «О добродетели к Гипподаму Фурийскому», «Женские увещевания», «Изречения пифагорейцев» (Фрагменты ранних греческих философов, 1989), Теано (критянка, жена Пифагора, написала «Философские записки», «Изречения», поэму с эпическими стихами; приблизительно 550 до н.э.), Периктионы I (матери Платона, приблизительно 450 до н.э.), Финтии из Спарты (ок. 400 до н.э.), Периктионы II (ок. 300 до н.э.) и Ипатии из Александрии также дошли до нас. Они— среди двадцати одной известных древних женщин философов (Колесников А.С., 2009).

     Жена Пифагора, Тиано, была известным математиком, физиком, медиком, философом. Более того, после смерти Пифагора, Тиано вела его школу еще шесть лет!

     Тиано родилась в 546 году до нашей эры. Ее отцом был  то ли Питонакс Критский, то ли Мило Кротонского. В некоторых источниках утверждается, что Теано была дочерью Бронтинуса, преемника Пифагора, а то и вовсе дочерью Пифагора и женой Бронтинуса. Очевидно, путаница произошла отчасти из-за того, что Тиано была на 36 лет моложе своего мужа, а отчасти потому, что в числе последователей Пифагора была еще одна Тиано, тоже математик и физик.

     Хотя  Тиано и была первой женщиной-ученицей Пифагора, позднее в его школе  было много женщин, как учениц, так  и преподавателей (в том числе  и сама Тиано). Поскольку все ученики  Пифагора жили коммуной и выпускали свои работы под именем Пифагора, сегодня представляется невозможным определить, кто и что именно написал.  
Совершенно определенно известны труды Тиано по принципам золотого сечения. Некоторые исследователи даже утверждают, что имя Пифагора никогда не приобрело бы такого влияния, если бы не работы Тиано, опубликованные после его смерти. Во всяком случае, именно на ее работы есть ссылки в трудах Диогена и многих известных манускриптах тех времен.

     Неизвестно  точно даже то, сколько же детей было у Пифагора и Тиано. Предположительно, их было пятеро. Три дочери (Дамо, Майя и Аригноте) стали философами. Один из двоих сыновей стал математиком.

     Интересно, что школа Пифагора существовала за семь поколений до Платона, и ссылки на нее есть у Гераклита, Платона, Геродота и самого Аристотеля. Каким образом последний, утверждавший о недоразвитости женщин по сравнению с мужчинами, ухитрился «забыть» женщин, входивших в школу Пифагора и вполне конкретные работы его жены.

     Постепенно  школа Пифагора стала практически править Кротоном, чем, скорее всего и объясняется необычное для того времени отсутствие дискриминации в приеме учеников. Скорее всего из-за религиозных дрязг (на Кротоне слишком уж почитали египетского Осириса), там однажды случился бунт, в ходе которого Пифагор и несколько его сподвижников были убиты, а многие изгнаны.

     Тиана управляла школой, которая была рассеяна по всей Греции, что было сложнее, чем  управлять коммуной в слиянии  с правительством.

     К сожалению, все, что мы знаем о  работах Тиано, мы знаем из упоминаний о них в других, более поздних источниках, оттуда же известны и описания таких модных в античные времена публичных дебатов, где принимала участие Тиано. Известно, что она, как минимум, написала такие труды, как «Жизнь Пифагора», «Космология», «Теорема Золотого Сечения», «Теория Чисел», «Строение Вселенной» и «О Благонравии».

     Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370(?)—415— женщина-учёный греческого происхождения, философматематик, астроном.

     Гипатия, дочь Теона, всю свою жизнь провела  в Александрии, где снискала уважение и почет как философ и ученый. В то время Александрия, знаменитая своим интеллектуальным аскетизмом и одновременно крайностями утонченной чувственности, находилась на перекрестке культурных традиций (Фили К, 2002). Гипатии, выросшей в интеллектуальной среде и получившей от отца блестящее образование, были близки научные интересы Теона. Поэтому неудивительно, что она со временем становится его ближайшим сотрудником. Говорят, что она даже превосходила своего отца, ибо, как пишет Дамаский, была по природе “талантливее и утонченнее”.    

     Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы (Штекли, 1971).

     Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. В своих лекциях Гипатия не ограничивалась философией (которая и во времена классической античности, и в период эллинизма оставалась уделом аристократии), а обучала также математике, включая арифметику, геометрию, астрономию (которую, исходя из платоновского понимания этой науки, Гипатия считала вершиной знания) и музыку, т.е. дисциплины, которые Боэций впоследствии назвал квадривием. Но все же математические дисциплины рассматривались Гипатией лишь как ступени, ведущие к метафизическому познанию. Свою основную задачу она видела в исследовании тайны бытия (Фили, 2002).

     Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом: «Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей (Штекли, 1971)

     Гипатия принимала  участие в александрийской городской  политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом  Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её. Христианский историк Сократ Схоластик вину в смерти Гипатии возлагает на «некоего Петра». Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра (Штекли, 1971).

Информация о работе Женщины философы в античное время