Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Основная идея творчества Жан-Жака Руссо - культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека, оказали и оказывают влияние на общественную мысль и литературу до сего дня. Исходя из этого, Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей - естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………2
Основная часть ……………………………………………………………………….3
- Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов…….5
- Философия Руссо. Опыт свободы, равноправия и воспитания……………..…11
Заключение ………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...…18

Работа содержит 1 файл

Руссо.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

 
Третий период от двенадцати до пятнадцати лет, когда наступает пора формирования интеллекта. Это время учения. Но учение Руссо видел не в простом  заучивании научных мыслей, а в  развитие стремления к самостоятельному обретению знания.

 
Четвертый период от 15 до 18 лет. Это время нравственного воспитания человека. Уже юноша склонен к частым вспышкам, переменам и переворотам. Это важный период в том плане, что нужно заложить в ребенка любовь к самому себе. Следствие её будет любовь к окружающим его людям. Нужно уберечь подростка от неправильных решений, рассказывая ему к чему ведут дороги разврата и тлетворного влияния порока.

 
Наконец пятый период от восемнадцати до двадцати двух лет, когда по мнению Руссо наступает пора прощание с  юностью, которая завершается женитьбой. Человек уже полностью сформирован, и готов к самостоятельной  жизни. Он огражден от пороков, законопослушен, прост и добродетелен, в нем  нет лжи или притворства. 
Руссо часто обвиняли в том, что он не следует в жизни философии им же созданной. Я задавалась вопросом почему он поступал так, а не иначе. Для меня это было одной из главных загадок. На первый взгляд многие его поступки можно было назвать лицемерием по отношению к тому, что он писал, но это было бы ошибкой. Почему?

Подобно многим другим в  истории философии Руссо видел  идеальный мир, где каждый человек  идеален не потому, что является воплощением всех людских добродетелей, а потому, что занимает свое место  в обществе и выполняет дело, которому научен, хорошо. Руссо был прожектором, который освещал дивный новый  мир, к которому должно стремиться человечество, или, возможно, стремиться, что маловероятно. Каждый день, видя не соответствие окружающих людей, тем людям, что обитали в его мыслях, Руссо вступал в сражение со всем окружающим миром, с его несправедливостью, подобострастием, ложью. Это был истинный бунт одиночки, изначально обреченный на провал. Понимая тщетность своих усилий, Руссо уходил в себя,  пытаясь найти в себе погрешности, не позволяющие ему так ярко показать людям их истинное естество, чтобы они действительно увидели его. Но ведь в нем не было никаких ошибок. Ошибка была в другом. Когда ты начинаешь отождествлять себя с другими людьми, видеть не только свое от них отличие, но и свое с ними  сходство, появляется уважение к каждом человеку. А уважение это одна из сторон любви. Ты видишь желания других людей, стремления, цели и мечты, и ты любишь и уважаешь, то что видишь. Каждый человек для тебя велик уже потому, что он есть, что он рядом или далеко, мусорщик он или министр, он есть и этого достаточно для любви к нему. Нет никаких рангов или иерархий, каждый человек делает то, что он делает и делает это хорошо, зачем придумывать что-либо лишнее? Булочник, мусорщик, дворник, полководец, философ – для Руссо это не показатель положения в обществе, это не ступени иерархической системы, это лишь обозначение того, чем занимается человек и ничего больше. Когда ты видишь мир именно таким, когда ты видишь людей именно такими очень легко забыть, что именно ТЫ видишь так. На мой взгляд, Руссо забыл об этом. Забыл, что окружающие люди не видели все так же. Отсюда необъяснимость его поступков со стороны его же философии. Он был вынужден между самим собой и окружающими людьми метаться, искать. Что он искал? Подобно Диогену он с огнем искал людей светлым днем. Искал людей, которых видел, но которых не существовало.

Руссо показал наличие  в человеке двух сущностей, природной  и разумной. Говоря о переходе от природного состояния к человеческому, он имел ввиду начало господства разума над инстинктами. Разум – величайший дар человека, но вместе с тем и величайшее проклятье. Именно разум подавляет в человеке все природное, а для Руссо природа – это картина, которой человек должен подражать. В нас должны гармонично сосуществовать два этих начала. Именно в этой гармонии для Руссо скрывается секрет счастья. В природе все естественно, все на своих местах и малая часть её настолько же важна как и большая. В такой же проекции и должен существовать человек. Ему дан разум, чтобы осознать, что из природного нужно оставить, а что развить. Результатом подобных взглядов стал удивительный человек, которым был сам Руссо, которого он видел, и который потенциально скрыт в каждом из нас. Этот человек свободен от всего негативного, что как нам кажется, окружает нас, ибо негативное рождается из неправильного виденья того, кем ты являешься. Не важно ,чем в обществе занимается этот человек, ведь что бы он ни делал – это будет важным как для него, так и для окружающих людей. Главное, чтобы свое дело он выполнял хорошо. А человек и будет делать его хорошо, так как считает свое дело важным. Этот человек не ставит никого выше или ниже себя, потому что для него все равны. В каждом он видит свое собственное отражение и уважает каждого не потому, что отражается в них, а потому, что каждый отражается в нем. Это некий ментальный союз, в основе которого лежат взаимопонимание и взаимоуважение. Этот человек гордиться не тем, что он что-то сделал, а тем, что кто-то другой сделал что-либо, потому что он существует в едином организме, которым является все человеческое общество. В том организме, где каждая частичка зависит от всех других. И эта зависимость не воспринимается как нечто плохое, в этой зависимости скрывается сила, как отдельного человека, так и всего сообщества.

Заключение.

Подводя итог можно сказать, что философия Руссо дала свои плоды. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. К середине XVIII века Европа созрела для перемен. Франция напоминала пороховую бочку, ждущую искры. Этой искрой и стал Жан Жак Руссо.

«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В  основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит  убеждение, что человек по своей  природе хорош, а общество – это  учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. В этих словах основная философия взглядов Руссо. Он твердо стоял на своей позиции, был уверен в правильности выводов, но, к сожалению, не сумел сам ,до конца, исполнить то, что написал.

Его учения остались в памяти людей, они дошли до нас. Он оставил  след после себя. Сам того до конца  не подозревая, он своими трудами был  провокатором французской революции, а значит, его старания принесли плоды.

Стал ли мир лучше? Здесь  нельзя ответить однозначно, ведь было много пережито людьми. Можно сказать определенно, что в его работах, заложена идея, которая легла в основу равенства людей перед законом, в основу равноправия и свободы каждого человека. Философия Руссо стала толчком для борьбы людей за свои права, она стала основой Конституций стран мира, международных соглашений и манифестов. Я думаю, что, вклад Руссо весом и все-таки мир, стал чуть-чуть свободнее.

Некоторые считали его  жизнь достойной сожаления, но человек, чье имя связано со свободой и  равенством, который положил начало благоразумию и сочувствию в воспитании и дал нам новые образцы  поэтических красот, – такой человек  заслуживает снисхождения и памяти.

 

 

 

Список использованной литературы:

Дворцов, АХ. Жан-Жак Руссо, M., 1980.

Жан-Жак Руссо. Сочинения, Янтарный сказ, 2001.

Роланд-Гольст Г. Жан Жак  Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923.

Руссо, Ж.Ж., Избранные сочинения. Т. 1—3, М., 1961.

 


Информация о работе Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия