Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Основная идея творчества Жан-Жака Руссо - культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека, оказали и оказывают влияние на общественную мысль и литературу до сего дня. Исходя из этого, Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей - естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………2
Основная часть ……………………………………………………………………….3
- Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов…….5
- Философия Руссо. Опыт свободы, равноправия и воспитания……………..…11
Заключение ………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...…18

Работа содержит 1 файл

Руссо.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

Отчаявшись искать справедливости, Руссо селиться в скромной гостинице, решив работать над завершением оперы. Здесь он встречает «единственное настоящее утешение»: Терезу Левассер. «Сходство наших сердец, соответствие наших характеров скоро привело к обычному результату. Она решила, что нашла во мне порядочного человека, и не ошиблась. Я решил, что нашел в ней девушку сердечную, простую, без кокетства, и тоже не ошибся. Я заранее объявил ей, что никогда не брошу её, но и не женюсь на ней. Любовь, уважение, чистосердечная прямота были создателями моего торжества», — такими словами выражает свои чувства Жан-Жак от встречи с девушкой, которая стала для него преданной и верной подругой до конца дней.

Тереза обладает многими  добродетелями, она умна, добра, сообразительна, наделена здравым смыслом, единственный её недостаток – поразительное невежество.  Руссо пытался обучить француженку, но вновь его попытки повлиять на другого человека терпят неудачу. Тем не менее Жан-Жака вполне устраивает её общество, и он заканчивает оперу. Для продвижения оперы на сцену был необходим специфичный талант, которого у Руссо не было. Он не был придворным интриганом, поэтому вновь потерпел поражения на музыкальном фронте.

Вновь Руссо вынужден искать средства к пропитанию. Но теперь он должен обеспечивать не только себя, но Терезу, а вместе с ней и «пятую колонну» её родственников во главе  с матерью. Руссо устраивается на работу секретаря к знатному дворянину, вследствие чего на некоторое время он вынужден покинуть Париж. То , что он увидел, вернувшись домой, стало большим шоком для него. Тереза была беременна. Руссо в растерянности, ведь он понимал, что не может обеспечить еще и ребенка, поэтому он предлагает Терезе сдать младенца в Воспитательный дом. Эта история повторилась и на следующий год, впрочем, так она повторялась целых пять раз. Как пишет Руссо: «Тереза подчинилась, горько вздыхая». Сам же он считал это решение лучшим из возможных, но этим он не оправдывал себя.

 
В это время Руссо удалось сблизиться с Дидро. Их дружба многое дала Жан-Жаку. Их дружба настолько близка, что  свою работу, написанную после нового конкурса Дижонской академии на тему «Способствовало ли развитие наук и  искусств порче или очищению нравов?», он отдает на одобрение именно Дидро  и получает его. Публикация сочинения  была горящей спичкой в муравейнике  общества. После неё Руссо заинтересовались всерьез, все ищут его знакомства, многие из влиятельных людей желают стать его покровителем, но самому Руссо это не нужно, и это его равнодушие к к подобным проявлениям общественного интереса  дает ему репутацию чудака. Разочарованный Руссо пишет: «Я был человеком, на которого стремились посмотреть, а на другой день не находили в нем ничего нового».

Здоровье Жан-Жака ухудшается, к тому же он вынужден искать постоянный заработок – все это мешает ему писать. Но не смотря ни на что, он буквально проталкивает свою оперу «Деревенский колдун», на премьере которой был сам король со всем двором, на сцену. Опера получила королевское одобрение, а сам Руссо был  приглашен на аудиенцию, на которой был бы вознагражден. Но он отказывается встречаться с королем, вследствие чего теряет и королевскую пенсию. Это пример ярчайший философской стойкости Жан-Жака. Совершенный им поступок вызывает всеобщее осуждение. Руссо не находит поддержки даже у Дидро, который вроде бы и одобряет равнодушное отношение к королю, но вместе с тем не считает нужным отказываться от пенсии. С этих пор взгляды Руссо и Дидро стали все больше расходиться.

И вновь объявлен конкурс  неугомонной Дижонской академии. И вновь объявлена социальная тематика сочинений: « О происхождении  неравенства среди людей». Руссо  вновь у пера. Но политические тучи уже сгустились над ним, что впрочем, было естественно, никто в те времена не любил свободолюбивых людей. Жан-Жак возвращается на свою родину, в Швейцарию. Это в большей степени свободная страна нежели Франция встречает Руссо с торжеством. Он назван поборником свободы, борцом за равенство. Среди всей этой свистопляски Руссо успевает встретиться со своей «мамой», которая постарела, опустилась и обеднела. Он чувствует, что должен позаботиться о ней, но понимает, что в его сердце новая привязанность. Это вызывает у него чувство стыда. Уже в Женеве Руссо вновь становиться протестантом, так же ему дают гражданство родного города.

Судьба опять предписывает Руссо возвращение в Париж, где он занимается перепиской нот, чтобы обеспечить себя и семью. Конечно, у него была возможность писать за деньги, но он не мог этого. Руссо говорил, что слишком трудно мыслить благородно, когда мыслишь, чтобы жить. 1756 год добавляет новое место на карту мест жительства Руссо – это Эрмитаж. По этому поводу Руссо написал : Перемены во мне начались, как только я уехал из Парижа, как только «я избавился от зрелища пороков этого большого города, вызывавших мое негодование»

В Эрмитаже, среди деревенских  просторов и чистой природной  красоты Жан-Жак встречает госпожу  д’ Удето. Точнее это была не встреча, она приехала посетить его. Руссо  впервые в жизни влюбляется. «На сей раз это была любовь — любовь во всей своей силе и во всем своем исступлении». Он повсюду с ней, её нежные поцелуи грозят ему обмороком. Но им не дано  ничего кроме нежной дружбы. Но тем не менее госпожа д’ Удето все равно навсегда осталась именно с ним, так как послужила прообразом Юлии из «Новой Элоизы». Этот роман стал очень популярным, что несколько поправило финансовые дела автора. Роман имел оглушительный успех, и автор даже поправил свои финансовые дела.

Счастливое время деревенской  жизни подходит к концу, и он вынужден покинуть Эрмитаж. Следующий пункт  его проживания – Монморанси. Это  место, в котором н начинает писать «Эмиля», здесь же закончены «Политические  установления», благодаря чему появился на свет «Общественный договор». И  вновь популярность Руссо взлетает до небес. Многие аристократы ищут его  расположения. Но вновь Руссо непреклонен: « я не желал, чтобы меня посылали в буфетную, и мало дорожил столом вельмож. Я предпочел бы, чтобы они оставили меня в покое, не чествуя и не унижая» .

«Общественный договор» стал бомбой, взорвавшей всю Европу. После  выхода его в свет у Руссо прибавилось  очень много врагов, и  вновь  он вынужден уехать в Женеву. Но там  его больше не встречают как поборника  свободы: его книги сожжены, а  сам он находиться на грани ареста. Против Руссо ополчилась вся Европа, за ним словно была объявлена охота и травля.

Казалось бы последнее  пристанище Жан-Жак находит на острове  Сен-Пьер, которое расположилось  на Бьенском озере. Сам Руссо пишет, что он прощался со светом, намереваясь  затвориться на этом острове до конца  своих дней. Его восхищала красота пейзажей его окружавших, это было еще одно идеальное место для Руссо. Но и здесь злой рок, преследовавший всех свободолюбивых людей, достает его – он получает приказ покинуть остров. Сначала он собирался отправиться в Берлин, но неожиданные обстоятельства направили его на туманный Альбион. Куда его пригласил Юм. Психическое и душевное состояние философа было окончательно подорвано. Жизнь в Англии не принесла ему успокоенья. Через некоторое время он рассорился с Юмом, отказался от пенсии, которую тот для него выхлопотал.

 
Пребывание в Англии ничего не принесло Жан-Жаку, и он возвращается во Францию. Некоторое время он живет в  Париже. В 1777 году состояние здоровья Руссо ухудшилось. Его увозят в Шато де Эрменонвиль, где он и просит себя похоронить. Его желание исполняется 2 июля 1778 года.

 

2. Философия Руссо. Опыт свободы, равноправия и воспитания. 
Руссо на протяжении всей своей жизни показывал единство своей позиции: человек от природы, естественно добр. Он  обязан познать свою природную сущность, согласиться со своим естественным состоянием. 
В человеческом обществе естественны какие-либо проявления неравенства, но есть и такие, от которых нужно неизбежно избавляться, к примеру, материальное неравенство, в котором Руссо видит один из главных корней большого количества происходящего зла. Люди принуждены жить в абсолютно иерархичном обществе, где благами и добродетелями названы совсем не те вещи, которую нужно было назвать этими терминами. Стремление к материальному «благу», обходительная ложь, ужасная жажда наживы – вот бичи современного общества Руссо. 
Выход из такого состояния Руссо видит в новой системе воспитания, основанной на совсем альтернативных принципах. Он призывает воспитывать детей в отдалении от общества, дабы не заразить их его пороками. В первую очередь нужно развивать в них их естественные добродетели, а разум, как последний из пробуждающихся даров природы, должен быть затронут воспитанием в последнюю очередь. Это не значит, что Разуму Руссо отводил нижайшую из ролей, он говорил, что заниматься именно им стоит в тот момент, когда это действительно необходимо. В противном случае, навязывая ребёнку морально-религиозные или образовательные темы, мы уже не видим в нем всего лишь ребёнка, что является большой ошибкой. Неправильно внушать ребенку непонятные для него вещи прежде, чем он на собственном опыте не откроет для себя весь удивительный мир, в котором мы живем. Лишь после этого можно начать религиозное воспитание, которое не должно быть нормативно-догматичным, оно должно раскрыть в ребенке естественную религиозность, свойственную взрослому умному человеку. Руссо  считал, что личность должна обладать полной самостоятельностью, устанавливая лишь те правила и нормы, которые нужны ей. Казалось бы данная позиция вступает в парадоксальную связь с его теорией Общественного договора, но для Руссо здесь нет парадокса. Личность в системе общества Руссо видит в двух ролях: как субъекта, подчиняющегося законам, так и создателя этих самых законов. Тогда становиться ясным, что человек подчинен лишь самому себе. 
Руссо не проповедовал упрощение, превознося законы, как лучшее орудие воспитания, многие его работы восхваляют простые добродетели, присущие человеку, естественную жизнь в условиях полудикой природы. Руссо не признает человека, воспитанного  этикетом и мишурностью общества, для него первостепенны в человеке нравственная красота простой жизни и добродетель, рожденная не в притворстве.

 
Руссо призывает человека познать  свою собственную природу со всей присущей ему чувствительностью, что  столь свойственно романтизму. Романтические  переживания- это часть удивительного  мировоззрения, присущего Руссо, но в отличие от многих, у него они  носят более глубокую мысль. Руссо  не уставал повторять, что человек  по природе добр, и только общество развращает его, в то время, как сам человек стремиться к более высокому самосознанию, которое может обрести лишь в кругу добродетельных и свободных людей через приобщение к естественной религиозности, через любовь к тому богу, который сам является любовью.

 
Исходное, естественное состояния человека по Руссо – это состояние детства, и с этой позиции последовательное развитие человеческого разума ведет  к гибели цивилизации и укреплению неравенства, причина которого в том, что разум развивается на пути материальных ценностей. Это неравенство по Руссо замыкает круг, и приходит к своей отправной точке равенству людей, как людей, которые никем не являются, абсолютно бесправных людей. Но это лишь внешняя сторона разложения человека, гораздо более страшная картина открывается в другом: в разрыве подлинной человеческой сущности и её цивилизованного проявления. 
Для индивида выгоднее казаться совершенно не тем, кем он есть на самом деле, в то время как в цивилизованном обществе быть и казаться разные вещи. Эта мысль задает сразу несколько векторов направления философского взгляда Руссо. 
Первое из них заключается в том, что фундаментальной сущностью человека является ни что иное как свобода, в том числе и свобода, быть не свободным, то есть жить в анти согласии со своей естественной сущностью, и получается, что человек познает себя внешним по отношению к себе же, то есть антропологическая мысль смешается с позиции, в которой естественность представляется как данность, в то время как философия Руссо несет спасение в углублении и погружении в самого себя, что сдвигает антропологию с рельс физикализма и рационализма к экзистенциальному пониманию человеческой личности. 
Это позиция Руссо задает  фундаментально новое виденье философии и человека в ней. Социальная жизнь, направленная на внешние проявления должна быть дополнена стремлением человека внутрь себя, прислушаться к голосу собственной совести. Это прибавляет к просветительской ориентации на вразумление человека новую мелодию – очеловечивание разума.  
Взгляды Руссо по отношению человека к внешней природе, к естественному праву другого человека и своей собственной сущности, можно отнести к изоморфизму. Когда-то, человек находился в согласии с природой внешней, что способствовало союзу с его внутренней природой, и люди жили свободными и счастливыми, не зная горя и несправедливости. Однако, чем больше человек начинал властвовать над природой, тем в больший резонанс он входил со своей внутренней сущностью, и тем большей властью обладали над ним его «соратники». Сам Руссо отмечает, что стремление к совершенствованию, заложенное в человеке приводит его на ту стадию развития, когда он становиться тираном над самим собой и природой.

 
Для Руссо выход из сложившейся  патовой ситуации прогресса человеческой личности лежит в возвращении  к природе, однако под этим не следует  понимать жизнь среди лесов и  глубины пещер. Философ имеет  в виду возврат к собственной  природе человека, который самоосуществится в рамках единой общности людей. Как писал Руссо: «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». Наибольшей актуальности этот контекст достиг в педагогической составляющей учения Руссо. 
Как я уж упоминала, в фундаменте учения Руссо лежит идея первенства чувств, и главная задача воспитания - развить органы чувств, что будет способствовать развитию личности. Чувства – это зеркало эмоционального состояния человека, они те наездники, что управляют колесницей человеческих поступков, во всей своей искренности и непосредственности. Чувство – единственное «орудие», с помощью которого мы познаем окружающий мир. Руссо выделяет чувство самосохранения, и его следствие: сочувствие и сострадание, без которых не может быть нравственности именной, что является настоящей и честной. Но, по мнению Руссо, одних чувств недостаточно для воспитания целостной личности, и здесь на помощь им приходит разум, который также помогает нам воспринимать окружающий мир.

 
Руссо различает три вида воспитателей ( природа, люди и предметы).Все они играют свою роль в формировании полноценной личности. Сам философ, однако, лучшим воспитанием называл самостоятельное накопления личного опыта, достаточное количество которого может иметься уже к двадцати годам. Именно в этом возрасте по Руссо человек становиться полноценным членом общества. 
Он был сторонником естественного воспитания, когда ребенок, живя на лоне природы, совершенствует одновременно и тело и разум. Он соединяет действие и мысль, учась думать собственной головой, а не мыслями других людей. 
В воспитании ребенка Руссо выделял пять периодов, подход в которых вышеупомянутому воспитанию должен быть различным.

 
Первый период от рождения до двух лет, когда ребенок уже освоил речь. Он очень важен. Так как младенец чувствует свои естественные потребности, но не может их выразить. Здесь важны физические упражнения. Физическое воспитание и приобщение к труду Руссо считал основообразующими в нравственном развитие личности, ибо они несут в себе здоровье, которое способствует большей гармонии с природой. Они не позволяют развивать дурным наклонностям.

 
Второй период от двух до двенадцати лет. Здесь важно уделить внимание воспитанию чувств, которые появляются раньше, чем разум. Через развитие чувств Руссо видел правильное становление  человеческой личности. Только чувства  уже развитые могут правильно  направить разум, оттолкнуть его  от пагубного воздействия общества.

Информация о работе Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия