Западная политическая мысль в XIX-XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

В XIX и XX столетиях наряду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили её новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838-1909) – австрийского социолога и юриста, представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и не прекращающуюся борьбу меду группами людей. В начале истории вражда разделённых расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами неизменный спутник человеческого существования [4;46]

Содержание

Общая характеристика западной политологии: основные школы и направления развития ( Г.Спенсер, Л.Гумплович, Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс и др.)
М.Вебер – классик западной политологии.
Американская политология в XXв (Ч.Мерриам, Г.Лассуэл, Г.Моргентау и др

Работа содержит 1 файл

Тема 6.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

     Весьма  важной причиной препятствующей успешной реализации поставленных Ч.Мерриамом  целей, является так же преувеличенное понимание им роли и значения политических методов политического анализа. Будучи оторванным от анализа качественного (от рассмотрения политики как сферы взаимодействия и борьбы классовых интересов) не обладая достаточной ценностью вне общей методологии, количественные методы в политологии обречены на голый практицизм. Сами по себе они не привели и не могут привести к созданию новой науки о политике, ибо опирались и опираются на традиционные формы буржуазного политического мышления [5;69-74]

     Классиком политического бихевиоризма считают  Гарольда Лассуэлла (1902-1979), наиболее известного представителя консервативного направления американской политической науки. В своих исследованиях он широко использовал фрейдистский подход и сформулировал на его основе теорию «политического психоанализа». Согласно этой теории одним из главных факторов, через действие которого проявляется отношение индивида к политике, есть психологический механизм его личности.

     Из  исследований Г.Лассуэлла вытекает, что существует определённая связь между психологическим типом личности и выполнением ею соответствующих политических ролей. Так человек определенного психологического типа личности может эффективно выполнять функции политического администратора и в то же время быть плохим теоретиком. Представитель другого психологического типа личности может быть глубоким теоретиком и даже прекрасным агитатором, но не проявлять элементарных административных способностей.

     Предложенная  Г.Лассуэллом классификация психологических типов личности учитывает так же особенности психики политических лидеров. Например, по мнению американского политолога «вождями-агитаторами» руководит чувство вины. Они «ищут для себя облегчение с помощью таких механизмов, как обвинение других». Идеологические лидеры – это индивиды, пережившие в детстве крах многих надежд. Психологическая личность, мечтающая о лидерстве, как подчеркивает Г.Лассуэлл,  тоже часто стремится прийти в политику. «Выброшенные из политики искатели власти имеют возможность выхода в бизнес, профсоюзы, организованную преступность, где они могут господствовать над другими». По мнению политолога для таких субъектов не имеет значения, как и где они будут утверждаться, главное – властвовать. [3;32]

     Одним из влиятельнейших представителей американской политической науки был также  Ганс Моргентау (1904-1980) – ведущий  теоретик США по внешнеполитическим вопросам.

     Подчеркивая, что национальные интересы являются главным двигателем внешней политики любого государства, Г. Моргентау, разумеется, отдавал предпочтение американским интересам. По его мнению, необходимо было принимать все возможные  меры для обеспечения политического лидерства США в Европе и баланса сил в Европе и Азии.

     Основывая концепцию национальных интересов, Г. Моргентау большое значение придавал силе. Политика, по его мнению, никогда не сможет быть эффективной, если она не подкреплена экономической, военной и политической мощью. Вот почему достижение могущества и силы, согласно Г. Моргентау, является главной задачей и определяющей чертой государства.

     Необходимо  отдать должное учёному: он чрезвычайно  реалистично подходил к осмыслению места силового фактора в ядерную эпоху. Исследователь постоянно подчеркивал опасность того, что мышление людей, их социальные, политические и идеологические институты остались на уровне доядерной эпохи. И общий его вывод звучит весьма убедительно: любая попытка независимо от её изобретательности и дальновидности, направленная на установление жесткой связи ядерного могущества с целями и методами государственной политики, может свести её на нет огромной разрушительной силой ядерного оружия. Из  этого вытекает и положение Г. Моргентау ядерным государствам не приспосабливать ядерное могущество к целям и методам государственной политики, а сами эти методы и цели адаптировать к потенциальным возможностям ядерного могущества.[3;35-36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

    1. История политических и правовых учений. /Под ред. В.С. Нерсесянца. – М. ИНФРА-М, 1996
    2. Короткий словник з політології – Запоріжжя:ЗНТУ, 2002
    3. Мирончук В.Д., Храмов В.О. Основы политологии – Киев, 2000.
    4. Политология /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1999.
    5. Федосеев А.А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации – Ленинград ЛГУ, 1989.

Информация о работе Западная политическая мысль в XIX-XX в.