Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:38, реферат
ХХ веке возобновляются новые попытки восстановления идеи универсальности научного знания, которые в XIX веке отошли на второй план, так как интерес философского умозрения все более смещался с объективного мира на внутренний мир субъективных переживаний человека. Так же не прекращаются усилия по построению философии как строгой науки.
Введение 3
Марксизм и Диалектический материализм 4
Неопозитивизм 5
Фрейдизм и неофрейдизм 7
Экзистенциализм 9
Список использованной литературы 11
Западная
философия первой
половины 20 века
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Марксизм и Диалектический материализм 4
Неопозитивизм
Фрейдизм
и неофрейдизм
Экзистенциализм
Список
использованной литературы
Введение
Начало XX века - период напряженной философской деятельности. Огромные перемены в жизни всего мирового сообщества, быстрый рост влияния науки и ее роли во всех сферах человеческой жизни не могли не спровоцировать появление новых философских течений и большого числа выдающихся мыслителей, так как оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру.
В философии XX века представлены течения, как продолжающие традиции классической философии, так и совершенно новые течения. Одной из Стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку. Но мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное), и это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю.
ХХ веке возобновляются новые попытки восстановления идеи универсальности научного знания, которые в XIX веке отошли на второй план, так как интерес философского умозрения все более смещался с объективного мира на внутренний мир субъективных переживаний человека. Так же не прекращаются усилия по построению философии как строгой науки.
Итак
попробуем проанализировать основные
философские направления и школы данного
периода.
Марксизм
и Диалектический
материализм
Не смотря на то, что Марксизм и в частности Диалектический материализм появился в XIX веке, на мой взгляд, нельзя не упомянуть о них, так как идеи этого философского течения устойчиво фигурировали на протяжении всей первой половины XX века.
Основатели Марксизма — Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) — разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира.
В марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма. При этом философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие концепции.
Первой
новой идеей, лежавшей в основании
марксистской философии, было коренное
изменение подхода к
Вторая фундаментальная идея марксистской философии — создание концепции диалектического материализма.
Термин «Диалектический материализм» создал в 1887 году Иосиф Дицген, социалист, который состоял в переписке с Марксом с 1848 года. Сам Маркс термин «диалектический материализм» не использовал. Маркс говорил о «материалистической диалектике» и «материалистическом понимании истории», на что впоследствии ссылался, как на «исторический материализм», Фридрих Энгельс.
Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — согласно основным положениям марксистско-ленинской философии — философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.
Диамат постулирует три основных закона движения и развития материи:
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
3. Закон отрицания отрицания.
Согласно диалектическому материализму, материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.
Ряд
положений диалектического
Неопозитивизм
Основные идеи неопозитивизма сформировались как результат работы философского семинара в Венском университете ("Венский кружок"), объединившего под руководством австрийского философа и физика М. Шлика (1882 – 1936) группу философов и ученых (Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгл и др.).
Неопозитивизм (англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или логический позитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах (1838—1916) и Людвиг Витгенштейн (1889—1951).
Э.
Мах оказал очевидное влияние
на развитие логического позитивизма,
рассуждая о метафизике, единстве
науки и интерпретации
Л.
Витгенштейн ввёл несколько доктрин
логического позитивизма в
1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.
3. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения».
4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами.
5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами).
Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка.
Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом пытается создать единую научную теорию — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения, которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.
Позже появляется так называемый Пост-позитивизм, который характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии Поппер видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации был основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий. Подобные взгляды получили название "критического рационализма".
Логический позитивизм распространен почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру (1910-1989), профессору Оксфордского университета), он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка», после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединенных Штатах во время и после Второй мировой войны.
Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.
Логический
позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным
для философии языка и стал
доминирующей философией науки в период
между Первой мировой и холодной войной.
Фрейдизм
и неофрейдизм
В конце XIX—начале XX вв. попытку нового интеллектуального прорыва в философском осмыслении человеческой природы предпринял австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ — метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений для проникновения в бессознательные слои психики. В работе «Я и Оно» Фрейд предлагает оригинальную психоаналитическую концепцию, основой которой становится новое понимание структуры человеческой психики. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики включает в себя 3 слоя:
1. оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное)
2. я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное)
3. сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики).
Бессознательное по Фрейду определяется, прежде всего, двумя господствующими влечениями – сексуальным и влечением к смерти (эрос и танатос); неудовлетворенные влечения и стремления сублимируются, т.е. энергия бессознательного используется не по прямому назначению, а в целях и интересах культуры (примером может служить научное и художественное творчество). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Также Фрейд ввел такое понятие, как либидо (бессознательное стремление к наслаждению) и сублимация (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности). Он говорил о конфликте бессознательного либидо с «принципом реальности», к которому приспосабливается сознание.
Уже в годы своего формирования фрейдизм подвергся критике со стороны ряда психологов, социологов и философов, в том числе ближайших учеников Фрейда. В результате этой критики возник неофрейдизм. Его наиболее крупные представители — А. Адлер (1870-1937), К. Г. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900-1980), Г. Салливан, К. Хорни (1885-1952) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида.
Информация о работе Западная философия первой половины 20 века