Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 07:39, реферат
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Законы диалектики
"полярных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни
тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря
усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию
клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря
сумме непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде
жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс
размножения, старость, смерть".
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще
любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух
гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не
демонстрируют
наличие сугубых
точки зрения - анатомической, психологической,
Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф
о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только
тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него
гармоническую фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в
женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.
Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия
отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в
самой сущностей предметов"
"Диалектическое
противоречие есть единство
друга обуславливающих),
т.е. взаимодействующих
"Единство тождества
и различия - такова диалектическая форма противоречия"
Противоположности
характеризуются как
взаимодействующие
стороны диалектического
,по словам Гегеля, "имеют
против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия
отражает двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем,
явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные
превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют
собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это
не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки
остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый
момент развития,
условие качественного
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным
переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в
составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную
повторяемость, поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход
от языческой веры к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому
Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на
Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это
совокупность свойств,
собой вещь, чем она является.
1. Количество-это
совокупность свойств,
размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика
по степени развития или
присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
которых, означает
ее качество.
ЛИТЕРАТУРА
1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. — т. 20. М.; 1961.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. — т. 21. М.; 1961.
3. Е. Д. Гражданников. Метод систематизации философских категорий. Новосибирск; 1985.
4. О. С. Зенькина. Системно-структурный анализ основных законов и категорий диалектики. Автореферат, Л.; 1972.
5. Исследования по общей теории систем. М.; 1969.
6. Материалистическая диалектика. М.; 1985.
7. Н. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. Человек и биосфера. М.; 1985.
8.В. А. Лекторский, В. Я. Садовский. «О принципах исследования систем. /В связи с общей теорией систем Л. Берталанфи»./ «Вопросы философии». 1960, № 8, с. 67-69
9. В. И. Свидерский. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М.; 1962.
10. Системные исследования. 13 выпуск. М.; 1981.
11. А. И. Уемов. Системный подход и общая теория систем. М.; Ж978,
12. В. А.
Федорович. Неисчерпаемость
13. Философский словарь. М.; 1980.