Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа
Карл Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, основоположник экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним
из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.
Введение…………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. "Мировая история"…………………………………………4-9 стр.
ГЛАВА 2. "Настоящее и будущее"……………………………………10-14 стр.
ГЛАВА 3. "Смысл истории" …………………………………………..15-19 стр.
Заключение………………………………………………………………20-21 стр.
Список литературы………………………………………………………22 стр.
5)использование лошади - всадник впервые начинает сознавать необъятность пространства, вырывается из той среды, где он вырос, познает свободу и расширяет горизонты своего мышления.
На данном этапе преобразование лишь начинается. Великие культуры древности были стабильными, постоянными образованиями, остатками старого мира, который неизбежно должен был погибнуть с переходом человечества на новую ступень. А этот переход уже начинался - формировался современный человек.
3. Осевое время
Происходит большой прорыв - посвящение человечества в тайну неизвестных до сих пор возможностей.
Ось мировой истории, в
В этот период в разных частях мира жили и действовали Конфуций, Будда, Гомер, Исайя и прочие выдающиеся лица, происходит общий духовный подъем, появление выдающихся произведений. Некоторые ученые склонны рассматривать это как обычное совпадение, но, по мнению автора, это свидетельствовало о прорыве в сознания человека - начинается осмысление бытия в целом, самого человека и его границ. Когда человек постиг величие мира, появляется ужас и ощущение собственной беспомощности.
Почти одновременно на Земле, независимо одно от другого, образовалось несколько духовных центров. Основное, что сближало их, и что, соответственно, было основной характеристикой "осевой эпохи" - это прорыв мифологического миросозерцания, которое составляло основу доосевых культур. Человек, будто впервые, пробуждается к ясному мышлению, возникшее недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Именно в этот период с появляются философы, впервые возникает проблема соотношения человека и мира.
Осевое время дает возможность понять всю человеческую историю, ее структуру. Эпоха Возрождения - это возвращение к осмыслению осевого времени. Нельзя абсолютизировать достижения осевого времени, следует признать, что и более поздние эпохи принесли немало духовных достижений. Но это дает ориентир для оценки этих более поздних эпох, для выявления того, что действительно было духовной ценностью.
Осевое время ограничивается тремя сферами : Китай, Индия, Запад, но исторически стало всеохватывающим: доисторические народы или воспринимают его, или вымирают.
Между тремя сферами существовало глубокое взаимопонимание, они представляют собой одно и то же в трех корнях истории, которая становится единой лишь в современную пору. Между ними не только отдельные совпадения, а глубокий параллелизм (лишь в этот период).
В выявлении причин этого явления существуют разные подходы:
Ни одно из объяснений, к сожалению, не способно обнаружить всю полноту причин и предпосылок, объяснить все тайны того времени. Ясперс в своей работе не дает собственного объяснения, он акцентирует внимание на том, что такая сложность проблемы свидетельствует о сложности рассмотрения истории вообще, что развитие человечества не может быть изображено простым поступательным графиком.
Значение осевого времени для человека (сегодня):
1) выделение того, что может привести к объединению человечества на основании общего опыта (Ясперс вообще склонен прогнозировать довольно идиллическое будущее, которое хотя и зависит от людей, но своей идеей отвечает пророчествам Библии);
2) существование трех модификаций призывает к коммуникации между людьми разных культур, разных верований. Глубокий анализ опыта осевого времени, когда в трех регионах планеты параллельно возникали и развивались духовные и религиозные концепции чрезвычайно высокого уровня, подтолкнет людей к отказу от уверенности в исключительности какого-либо верования.
Пробуждение духа, считает Ясперс, есть
начало бытия общей истории человечества,
которое было разделено на локальные культуры.
С того времени человечество неуклонно
идет этим общим путем. Поэтому установление
взаимопонимания, открытости разных типов
общества, религий и культур является
жизненно необходимым для человека. Отсюда
вытекает особая роль философии, которая
с помощью философской веры открывает
смысл и назначение истории и призвана
объединять человечество на общих духовных
основах.
4. Современный этап
После завершения осевого периода человечество продолжает развиваться, новые народы принимают Большой прорыв и таким образом новая эпоха распространяется почти на весь земной шар. Пути трех эпицентров прорыва расходятся. Индия и Китай в своем развитии повторяют или продолжают свое прошлое, их поступательное движение замедляется. Западная культура индоевропейских народов в этот период начинает играть ведущее значение. Европейцы начинают овладевать миром.
В связи с определяющей ролью Запада Карл Ясперс уделяет довольно значительное внимание освещению тенденций его развития. По его мнению, ось западной истории есть Христос и именно христианская церковь есть высочайшая форма организации человеческого духа (она вобрала черты предыдущих культур, высокие идеалы).
Эту мысль нельзя отвергнуть, поскольку христианство, безусловно, осуществило решающее влияние на развитие Западной культуры не только в духовной, но и в политической сфере. Благодаря ему история Запада связана с гуманистической формой сознания.
Своеобразие Запада определяется многими факторами:
Определяющая роль романо-германских
народов – в создании науки и техники,
и тем самым осуществление прорыва глобального
характера. В частности, в истории Европы
второй осью стали 1500-1800 гг (научно-технические
и культурные достижения), когда были заложены
основания современной культуры.
ГЛАВА
2. "Настоящее и будущее"
Здесь дается анализ развития человечества на последней фазе его существования.
Очевидно, что принципиально новыми и определяющими факторами на этом этапе становятся наука и техника, поэтому Ясперс уделяет глубокое внимание раскрытию всех проблем, положительных и отрицательных изменений, связанных с возникновением и эволюцией этих феноменов.
Причины возникновения современной науки, по мнению Ясперса, до конца не раскрыты. В этом отношении можно указать лишь на ряд социальных условий (технические потребности, конкуренция, авантюризм и т.п. ), а также выделить мотивы, которые привели к возникновению науки:
1) неисторические –воля к власти. Знания объединяет осознание силы, направленное на практическое создание и волю к познанию. На самом деле - это воля к достоверности. Агрессивность не является характерной особенностью науки.
2) исторические
- связанные с библейской
а) религия требует истинности, поиск которой - важнейшее для человека дело;
б) мир и все существующее создано Богом, итак, нет ничего, не достойного познания;
в) действительность преисполнена ужаса для человека. Бог требует познания, но его содержание обвиняет Бога - смелость познания.
Особенностями современной науки являются ее универсальность (сфера научных интересов - это весь мир, и не существует вопросов, не достойных рассмотрения), принципиальная незавершенность: ее идея - беспрерывный прогресс (в отличие от ранних наук, целью творцов которых было достижение постоянной, гармоничной, завершенной системы), она стремится обнаружить свои всесторонние связи
К сожалению, хотя сегодня наука всюду распространена и признана, но по-настоящему она известна немногим. Люди лишь усваивают технические истины, оставаясь вне науки. Вследствие этого возникает "научный предрассудок": люди ожидают от науки того, чего она осуществить не может, потом разочаровываются и возникает презрение к науке.
Итак, считает Ясперс, необходимо создать науку, которая бы четко сознавала свои границы, вместе с тем познавая то, что можно познать .
Сегодня эпоха преобразований носит разрушительный характер, по-новому оказывается связь человека и природы, созданная человеком "вторая природа" становится тираном. Дух сводится к способности учиться и создавать полезное.
Влияние технической эпохи на человека Ясперс раскрывает через анализ такого феномена, как работа. Он подчеркивает, что "от характера работы зависит структура общества и характер жизни людей во всех ее разветвлениях", что работа - это сущностная черта человека, которая создает свой мир. Но в работе присутствует элемент жертвенности, отказа от индивидуальности, и в условиях технизации это приобретает катастрофический характер.
Причина, в частности, в том, что техника изменяет характер работы, делает ее механизированной, и потому она из творческого занятия превращается в конвейєр. Человек, занятый в современном производстве, ощущает себя винтиком одного большого механизма, его роль в обществе будто сводится к успешному выполнению порученной ему операции. Вся энергия идет именно на функционирование в качестве элемента сложной организации технизированого общества, и потому единственные потребности, которые остаются - это отдых и порция адреналина. Все это не может не приводить к катастрофическому духовному обнищанию человечества.
Ясперс делает акцент на том, что в большей мере человечество само виновно в создании такой ситуации, так как не осознает ограниченности техники. А эта ограниченность существует. Прежде всего, техника - всего лишь средство, которое должно надлежащим образом направляться, оно не существует в отдельности от человека. Величие и власть техники проявляется лишь относительно безжизненного, попытки распространения технизации на живое не к чему доброму не приводят. Человечество сейчас зависимо от своих технических достижений, лишенное их, оно окажется в катастрофическом состоянии.
Итак, техника, в процессе преобразования природы, преобразует и самого человека, но Ясперс не склонен считать ее какой-то непреодолимой силой. Он утверждает, что человечество может защитить свое будущее, создав надежные средства для исправления ситуации, проведя мероприятия по гуманизации и одухотворению работы и т.п.
Раскрыв вопросы, связанные с наукой и техникой, автор обращается собственно к современной ситуации, которая, по его словам, "представляет собой реальное единство людей на земле". На этом этапе, благодаря последним достижениям человека, планета превратилась на целостный мир, каждая точка которого легко достижима для человека. В связи с этим, отдельнаяя жизнь общин, народов, стран становится фактически невозможной. Все проблемы приобретают глобальное, т.е всечеловеческое звучание, и решение их возможно также лишь путем объединения усилий всего человечества.