Ясперс о смысле и назначении истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Карл Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, основоположник экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним
из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. "Мировая история"…………………………………………4-9 стр.
ГЛАВА 2. "Настоящее и будущее"……………………………………10-14 стр.
ГЛАВА 3. "Смысл истории" …………………………………………..15-19 стр.
Заключение………………………………………………………………20-21 стр.
Список литературы………………………………………………………22 стр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 54.70 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации 

Филиал  СЕВМАШВТУЗ государственного образовательного

учреждения  высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный морской технический

Университет»  в г.Северодвинске 
 
 
 

Факультет заочного и дистанционного обучения 

 

Кафедра № 1 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Философия» 
 

Тема  «Ясперс о смысле и назначении истории» 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Студентка 

                                          Группа  

                                                       Преподаватель   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2011 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3 стр.

ГЛАВА 1. "Мировая  история"…………………………………………4-9 стр.

ГЛАВА 2. "Настоящее и будущее"……………………………………10-14 стр.

ГЛАВА 3. "Смысл  истории" …………………………………………..15-19 стр.

Заключение………………………………………………………………20-21 стр.

Список литературы………………………………………………………22 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Карл Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, основоположник  экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним

из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.

       Карл Ясперс известен своей оригинальной концепцией философии истории.

       Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.

       Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы.          Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

  • направленность и смысл истории;
  • методологические подходы к типологизации общества;
  • критерии периодизации истории;
  • критерии прогресса исторического процесса.

         Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что, скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может.

        В первой половине ХХ века - время появления идей экзистенциализма, субъективно-идеалистического направления в философии появился подход, который стремился увязать смысл истории с целью и смыслом существования человека. Немецкий экзистенциалист К.Ясперс, которому принадлежит серьезная разработка смысла и назначения истории, человеческую сущность усматривает в свободе, которая проявляется в свободной реализации духовных сил человека.

        Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.

Ясперс в своей  работе предложил своеобразную концепцию  исторического развития человечества.  
 
 

ГЛАВА 1. "Мировая история" 

         Ясперс излагает свои взгляды на общие закономерности, которые характеризовали развитие человечества на протяжении тех 5 тысяч лет, которые охватываются понятием история (то есть относительно которых мы имеем письменные свидетельства).

         Этот временной промежуток, по мнению философа - лишь короткий миг между неизвестными истоками и так же неизвестным прошлым. Тем не менее, его можно структуризировать, выделить в нем определенные этапы, а также тенденции развития, на основе которых можно будет выработать гипотезы относительно будущего человеческой цивилизации.

         Ясперс выделяет четыре важнейших этапа, на каждом из которых человек начинал движение вперед от новой основы.

         Прежде всего, это доистория, или - период, когда человек становится человеком; следующей ступенькой является эпоха великих культур древности, эпоха, когда собственно и начинается история; важнейшее значение имеет третий этап - так называемое осевое время, роль которого в формировании человека современного типа, "одухотворенного человека"; последний этап, который длится и до сих пор - это научно-техническая эпоха, особенность которой еще и в том, что именно отсюда начинается собственно мировая история, история человечества в целом, а не отдельных государств.

         Итак, рассмотрим 4 основных этапа истории последовательно.

        

         1. Доистория

        

         Концепция Ясперса : человечество имеет цель, которая нам неизвестна и к осмыслению которой мы стремимся. Однако, доказать научно это положение невозможно, равно как невозможно доказать обратное. Предположения этого единства Ясперс называет постулатом веры. Таким образом, он четко заявляет о своей благосклонности к религиозной традиции в объяснении исторического процесса. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец.

          Географические свидетельства дают знания о появлении и развитии древнейших культур. Человек постепенно заселяет весь земной шар, значения при этом имеет естественная среда, ландшафт и прочие естественные и социальные факторы. Изменяются разные виды гоминидов, пока, в конце концов, не появляется кроманьонец. С того времени можно вести речь о развитии собственно человека. Отсюда начинается доистория.

         Подходов к познанию доистории существует три:

  • древнейший, традиционный - через мифы и образы;
  • современный - через познание того, что было присущее доисторическому человеку (археология);
  • определения того, что осталось у нас от доистории - попытки познать сущность человека.

           Развитие человека в доисторическую эпоху - это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств - в том числе закреплялись фундаментальные черты человека, которым не угрожает исчезновение (в то время как исторические качества приобретаются в ходе передачи опыта и могут быть утрачены).                Достояния этой эпохи очевидны - природа создала и отшлифовала настолько стабильный организм, что он не требует дальнейших усовершенствований и сегодня, ведь на протяжении исторического периода человек биологически не изменился.

        Итак, на протяжении доистории происходит первое становление человека:

  • биологическое - формируется ее специфическая физиология;
  • историческое - осуществляется передача из поколение в поколение опыта, определенных моральных установок, умений и т.п.

       В процессе становления человека  в течение многих тысячелетий  фиксировались в качестве наследуемых  биологических свойств основные  черты человека. В историческое  время, напротив, человек биологически, по-видимому, не менялся. Способы  рассмотрения и соответствующие  им реальности – биологическая  и историческая – не совпадают.  Создается впечатление, будто  одно, историческое, развитие человека, которое формирует человека, продолжает  другое, биологическое.То, что мы  называем историей, по-видимому, не  имеет ничего общего с биологическим  развитием. Между тем в человеческой  природе биологические и исторические  черты неразрывно связаны. 

      На вопрос, чем человек отличается  от животного, обычно отвечают: прямохождением, развитой рукой,  гладкой кожей, только человеку  присуще смеяться и плакать  и т. д. Человек по своим  физическим свойствам не имеет  себе равных. Его тело – выражение  души.

     Однако, если человек уже изначально  является существом, избегающим  всякого окончательного утверждения  своих возможностей, то при всей  его слабости, по сравнению с  животными, он должен превосходить  их по своему мышлению и  духовному развитию. Поскольку человек  хрупок (по сравнению с животными), он может силою свободного  решения стать на путь духовного  преобразования, ведущего к необозримым  высотам. Вместо того чтобы,  подобно животному, бесконечно  повторять один и тот же  круговорот естественного процесса  жизни, он оказался способен  создать историю.

       Определяющими достижениями в процессе формирования человека стали прежде всего:

  • использование огня и орудий;
  • появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи;
  • способы, формирующего человека, насилия над самим собой. Проявления такого насилия - в установлении определенных правил, ограничений, в отрыве от естественных корней. По выражению Ясперса, "природа человека - в его неестественности";
  • образование групп и сообществ. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения;
  • появление мифов, образного отображения мира. Мифология явила собою форму общественного сознания, определенный способ объяснения мира и места в нем человека.

          Все эти изменения подготовили почву для вступления человечества на качественно новый этап развития. 

         2.Великие культуры древности.  

         На этом этапе существовали 3 великие культуры:

  • шумеро-вавилонская, египетская культуры и эгейский мир;
  • доарийская культура Инда;
  • архаический Китай. Все они исчезают в осевое время.

       Этот период был началом исторического развития человечества. Его монументальность, грандиозность не могли исчезнуть бесследно - многочисленные археологические и документальные памятки доносят к нам сведения о тех столетиях.

       Среди событий, которые имели определяющее значение на этапе зарождения человеческой истории Карл Ясперс называет:

1)организацию ирригационной системы и связанную с ею необходимость создания аппарата управления и государственной организации;

2)появление письменности, что позволило фиксировать полученное знание и передавать его;

3)появление народов и формирование национальных культур;

4)становление мировых империй. Непосредственной причиной их возникновения была необходимость остановить постоянные вторжения кочевых племен на культивируемые земли посредством завоевания всех соседних земель и самих кочевых племен (возникли мировые империи ассирийцев, египтян, государство нового типа у персов, государство индийцев и китайцев);

Информация о работе Ясперс о смысле и назначении истории