Взгляды Вл.С.Соловьева на проблему философии права по труду «Оправдание добра»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Главной идеей теории права Соловьёва была обусловленность права нравственностью. Однако, необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути Соловьёва (который приходится на 80-е гг. XIX в. И связан, прежде всего, с его работой "Критика отвлечённых начал") характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе, и такое отношение к праву сложилось не без влияния идей Шопенгауэра. В указанный период для Соловьёва характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.11 Кб (Скачать)

2.1 Соотношение право  и нравственности. Понятие права  в концепции   Вл.С. Соловьева    

     Рассуждая о соотношении права и нравственности, Вл.С.Соловьев отмечает противоречия между  ними, имеющие место в действительности, вернее, не противоречие, а различное  их понимание. Для самого Соловьева  никаких затруднений здесь быть не должно, а есть противоречия «между различными состояниями как правового, так и нравственного сознание». Нельзя, говорит Соловьев, оценить  какой-либо факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если иметь общей  идеи права или его нормы.

      Взаимное  отношение между нравственной областью и правовой есть один из коренных вопросов практической философии, констатирует Соловьев. Праву отводится высшее предназначение.

      Между идеальным добром и злою действительностью, рассуждает философ, есть промежуточная  область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и  исправлению зла. Правом и его  воплощением – государством обусловлена  действительная организация нравственной жизни в целом человечество, и  при отрицательном отношении  к праву, как таковому, нравственная проповедь, лишенная объективных посредств  и опор в чуждой ей реальной среде, осталась бы в лучшем случае только невинным пустословием, а само право, с другой стороны, при полном отделении  своих формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей, потеряло бы свое безусловное основание  и, в сущности, ничем уже более  не отличалось бы от произвола.

      Право должно являться воплощением добра! Это замечательная формула Вл.Соловьева, причем во всех отношениях. Конечно, мы понимаем, что это не так, но все  таки сколько притягательной силы в  этом тезисе, сколько веры в его  силу! 

     Право в отношении к нравственности выступает как «принудительное  требование реализации определенного  минимального добра, или порядок, не допускающего известных появлений  зла» Присутствие элемента принуждения  обусловлено требованием нравственного  интереса к личной свободе, чтобы  она не противоречила условиям существования  общества. В.С.Соловьев рассматривает  право «как исторически-подвижное  определение необходимого и принудительного  равновесия двух нравственных интересов  – личной свободы и общего блага».

     Право – носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической  области важны поступок и его  результат; рассматривает внешнее  проявление воли — имущество, действие, результат действия.

     Задача  права – не сделать Царство  Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.

     Цель  права – уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее  благо. "Общее благо" должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права. Вл.Соловьев: «Меры против преступника никак не могут доходить до лишения его жизни или до отнятия у него свободы навсегда. Следовательно, законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу или бессрочное одиночное заключение, не могут быть оправданы с точки зрения юридической – они противоречат самому существу права. Притом утверждение, что общее благо требует в известных случаях окончательного упразднения данного лица, представляет и внутреннее логическое противоречие. Общее благо потому и есть общее, что оно в известном смысле содержит в себе благо всех отдельных лиц без исключения, иначе оно было бы благом большинства.»7

     Закон — это "ограничение личной свободы  требованиями общего блага".

Закон по существу своему есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желаний) определение  права, или понятие о должном (в  данных условиях и в данном отношении) равновесии между частною свободою и благом целого, – определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.

     Отсюда  три непременные отличительные  признака закона:

     1) его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом;

     2) его конкретность – как нормы особых, определенных отношений в данной действительной среде, а не как выражения каких-нибудь отвлеченных истин и идеалов; 3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана "санкция", т.е. угроза принудительными и карательными мерами на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений.

     Признаки  власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.

     Государство – охраняет интересы граждан.

     Христианское  государство – охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.

     Прогресс  государства – состоит в том, чтобы "как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей".

     "Правовое  принуждение не принуждает никого  быть добродетельным. Его задача  — препятствовать злому человеку  стать злодеем (опасным для  общества)". Общество не может  жить исключительно только по  нравственному закону. Для защиты  всех интересов нужны юридические  законы и государство.

     В своем философском учении о праве  В. С. Соловьев  различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало . Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы" 8

     Естественное  право как нечто умозрительное - это, следовательно, не реально действующее  право, наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права. "Таким образом, - писал  Соловьев, - под естественным, или  рациональным, правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права  как только логического prius права  положительного, не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической  науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего  праву положительному"9

В основе права лежит "свобода как  характеристический признак личности". Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. "Таким образом, - писал он, - моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства ". Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение смысла естественного права.

Но равенство  трактуется Соловьевым не в формально-юридическом, а в нравственно-содержательном смысле, а именно - в нравственно-справедливом значении. Имея в виду справедливое равенство, он подчеркивает: "Справедливость есть несомненно понятие нравственного порядка". С подобной этизацией справедливости связано и присущее позиции Соловьева смешение права и нравственности, понимание права как нравственного явления : " право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный". Такая характеристика содержится и в "Оправдании добра": " право есть низший предел или определенный минимум нравственности"10

     В целом определение права в  его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла". 11

     Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это  выражение принудительной нравственной справедливости.

     Как "воплощенное право" и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве" с тремя различными властями - законодательной, исполнительной и судебной.

     В контексте христианских идеалов  нравственной солидарности человечества Соловьев подчеркивает "нравственную необходимость государства" и  определяет его "как собирательно-организованную жалость" Связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о " христианском государстве" и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы государство "как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей"

     Таким образом, у Соловьева речь по существу идет не только о правовом, но и о социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В своём труде "Оправдание добра" Вл.С.Соловьев сформулировал три основные признака права, отличающие его от нравственности:

    1) Право  ограничивается только минимальной  степенью нравственного совершенства лица чтобы предотвратить проявления безнравственной воли, т.е. право есть "минимум нравственности".

    2) Право  как нравственный минимум нуждается  в реализации, т.е. проявлению его вовне, в отличие от нравственности, которая относится ко внутреннему проявлению добра в человеке.

    3) Необходимым  условием реализации права является наличие внешнего принуждение со стороны государства.

     В соответствии с данными признаками Соловьёв сформулировал

следующую дефиницию:

     «Право  есть принудительное требование реализации определенного

минимального  добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».12

     По  Соловьёву, реализация добра требует  принудительной справедливости, её цель - установить внешнюю гармонию между обществом личностью. То есть сущность права заключается в равновесии двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага. На этой основе он выводит следующую дефиницию:

     Право - это "исторически подвижное определение  необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага".13

     Итак, основными положениями теории права  В.С. Соловьёва являются:

     - обусловленность права нравственностью;

     - примат нравственно должного  в праве;

     - неотчуждаемость основных прав;

     - нравственная допустимость государственного  принуждения;

     - восприятие права не только  как априорной нормы, но и  как

     социального явления;

     - понимание естественного права  как рациональных предпосылок

     действующего  права;

     - исторически изменяющееся восприятие  естественного права, являющегося вечным ориентиром добра и справедливости.

     Эти идеи, и в особенности идея нравственного  содержание права, стали парадигмой всего движения "возрождённого естественного права" в России и получили своё развитие в трудах таких мыслителей, как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.А. Покровский.

Литература 

  1. Ксенофонтов В.Н. Государственная власть и местное  самоуправление в России. – Москва: Изд-во РАГС, 2010.
  2. Лазарев В.В. История политических и правовых учений: учебник / отв.ред. В.В.Лазарев. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Высшее Образование, 2008.
  3. Соловьёв В.С. Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьёва и Э.Л. Радлова. 2-е изд. – СПб.: Просвещение, [1911-1914]. Т.2.
  4. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.1.- М.: Изд-во "Правда", 1989.
  5. Соловьев В. С. Оправдание добра. – Москва, 1996 С. 328.
  6. Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 98-99.
  7. Соловьев Э.Ю. Философско-правовые идеи В.С. Соловьева и русский «новый либерализм» // История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - М., 2001.

Информация о работе Взгляды Вл.С.Соловьева на проблему философии права по труду «Оправдание добра»