Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:17, реферат
Главной идеей теории права Соловьёва была обусловленность права нравственностью. Однако, необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути Соловьёва (который приходится на 80-е гг. XIX в. И связан, прежде всего, с его работой "Критика отвлечённых начал") характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе, и такое отношение к праву сложилось не без влияния идей Шопенгауэра. В указанный период для Соловьёва характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности.
2.1
Соотношение право
и нравственности.
Понятие права
в концепции
Вл.С. Соловьева
Рассуждая
о соотношении права и
Взаимное отношение между нравственной областью и правовой есть один из коренных вопросов практической философии, констатирует Соловьев. Праву отводится высшее предназначение.
Между идеальным добром и злою действительностью, рассуждает философ, есть промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением – государством обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечество, и при отрицательном отношении к праву, как таковому, нравственная проповедь, лишенная объективных посредств и опор в чуждой ей реальной среде, осталась бы в лучшем случае только невинным пустословием, а само право, с другой стороны, при полном отделении своих формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей, потеряло бы свое безусловное основание и, в сущности, ничем уже более не отличалось бы от произвола.
Право
должно являться воплощением добра!
Это замечательная формула Вл.
Право
в отношении к нравственности
выступает как «принудительное
требование реализации определенного
минимального добра, или порядок, не
допускающего известных появлений
зла» Присутствие элемента принуждения
обусловлено требованием
Право – носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат; рассматривает внешнее проявление воли — имущество, действие, результат действия.
Задача права – не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.
Цель права – уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. "Общее благо" должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права. Вл.Соловьев: «Меры против преступника никак не могут доходить до лишения его жизни или до отнятия у него свободы навсегда. Следовательно, законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу или бессрочное одиночное заключение, не могут быть оправданы с точки зрения юридической – они противоречат самому существу права. Притом утверждение, что общее благо требует в известных случаях окончательного упразднения данного лица, представляет и внутреннее логическое противоречие. Общее благо потому и есть общее, что оно в известном смысле содержит в себе благо всех отдельных лиц без исключения, иначе оно было бы благом большинства.»7
Закон — это "ограничение личной свободы требованиями общего блага".
Закон по существу своему есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желаний) определение права, или понятие о должном (в данных условиях и в данном отношении) равновесии между частною свободою и благом целого, – определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.
Отсюда три непременные отличительные признака закона:
1) его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом;
2) его конкретность – как нормы особых, определенных отношений в данной действительной среде, а не как выражения каких-нибудь отвлеченных истин и идеалов; 3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана "санкция", т.е. угроза принудительными и карательными мерами на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений.
Признаки власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.
Государство – охраняет интересы граждан.
Христианское государство – охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.
Прогресс государства – состоит в том, чтобы "как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей".
"Правовое
принуждение не принуждает
В своем философском учении о праве В. С. Соловьев различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало . Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы" 8
Естественное право как нечто умозрительное - это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права. "Таким образом, - писал Соловьев, - под естественным, или рациональным, правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права как только логического prius права положительного, не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего праву положительному"9
В основе права лежит "свобода как характеристический признак личности". Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. "Таким образом, - писал он, - моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства ". Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение смысла естественного права.
Но равенство трактуется Соловьевым не в формально-юридическом, а в нравственно-содержательном смысле, а именно - в нравственно-справедливом значении. Имея в виду справедливое равенство, он подчеркивает: "Справедливость есть несомненно понятие нравственного порядка". С подобной этизацией справедливости связано и присущее позиции Соловьева смешение права и нравственности, понимание права как нравственного явления : " право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный". Такая характеристика содержится и в "Оправдании добра": " право есть низший предел или определенный минимум нравственности"10
В целом определение права в его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла". 11
Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости.
Как "воплощенное право" и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве" с тремя различными властями - законодательной, исполнительной и судебной.
В
контексте христианских идеалов
нравственной солидарности человечества
Соловьев подчеркивает "нравственную
необходимость государства" и
определяет его "как собирательно-
Таким
образом, у Соловьева речь по существу
идет не только о правовом, но и о социальном
государстве (в его христианско-нравственной
трактовке).
Заключение
В своём труде "Оправдание добра" Вл.С.Соловьев сформулировал три основные признака права, отличающие его от нравственности:
1) Право
ограничивается только
2) Право
как нравственный минимум
3) Необходимым условием реализации права является наличие внешнего принуждение со стороны государства.
В соответствии с данными признаками Соловьёв сформулировал
следующую дефиницию:
«Право есть принудительное требование реализации определенного
минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».12
По Соловьёву, реализация добра требует принудительной справедливости, её цель - установить внешнюю гармонию между обществом личностью. То есть сущность права заключается в равновесии двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага. На этой основе он выводит следующую дефиницию:
Право
- это "исторически подвижное
Итак, основными положениями теории права В.С. Соловьёва являются:
-
обусловленность права
- примат нравственно должного в праве;
- неотчуждаемость основных прав;
-
нравственная допустимость
- восприятие права не только как априорной нормы, но и как
социального явления;
- понимание естественного права как рациональных предпосылок
действующего права;
-
исторически изменяющееся
Эти идеи, и в особенности идея нравственного содержание права, стали парадигмой всего движения "возрождённого естественного права" в России и получили своё развитие в трудах таких мыслителей, как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.А. Покровский.
Литература
Информация о работе Взгляды Вл.С.Соловьева на проблему философии права по труду «Оправдание добра»