Взгляды Вл.С.Соловьева на проблему философии права по труду «Оправдание добра»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Главной идеей теории права Соловьёва была обусловленность права нравственностью. Однако, необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути Соловьёва (который приходится на 80-е гг. XIX в. И связан, прежде всего, с его работой "Критика отвлечённых начал") характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе, и такое отношение к праву сложилось не без влияния идей Шопенгауэра. В указанный период для Соловьёва характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.11 Кб (Скачать)

          Задача  права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он - до времени не превратился в ад

             Вл.С.Соловьев 

Введение 

     Вклад В.С. Соловьёва в русскую философию, право и культуру трудно переоценить. Этому мыслителю одному из первых в России удалось создать цельную философско-правовую систему, включавшую в том числе и право в качестве полноценного элемента этой системы, что сближает его с такими титанами философской мысли как Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах.

     Главной идеей теории права Соловьёва  была обусловленность права нравственностью. Однако, необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути Соловьёва (который приходится на 80-е гг. XIX в. И связан, прежде всего, с его работой "Критика отвлечённых начал") характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе, и такое отношение к праву сложилось не без влияния идей Шопенгауэра. В указанный период для Соловьёва характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности. Он считал что нравственно- положительное начало остаётся за пределами сферы права, потому что право не даёт положительной цели для деятельности, а лишь говорит чего никто не должен делать. 1 Таким образом закон выражает не реальную, а лишь количественную, математическую справедливость (равное за равное), у такой справедливости нет нравственной цены, она выступает лишь формальным выражением права.

     Однако  уже вскоре Соловьёв начинает переосмысливать  сущность права и отходить от прежнего негативного его восприятия, всё более находя в нём связь с нравственной сферой. Самая его значительная работа, вершина его творчества, а вместе с этим – правовое кредо, называется «Оправдание добра». Известно, что Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что они захотели научиться понимать, что есть добро и что есть зло. Бог наложил запрет именно этот вид познания. По всей видимости, это и есть самая трудная проблема, и все-таки человек сорвал с дерева познания запретный плод. С именем Владимира Соловьева связывают возникновение в России нравственной философии, предвосхитившей персонализм и экзистенциализм западной философии ХХ века.2

     В этой и других его работах право уже рассматривается как связующее звено между идеальным нравственным порядком и действительной жизнью, как важнейший механизм воплощения первого, выражающего "совершенное добро", в реальность.

     Проблема  соотношения права и нравственности является одной из основных в концепции B.C. Соловьева, это, по его мнению, один из коренных вопросов практической философии. Он пишет: «Взаимное отношение между нравственною областью и правовою есть один из коренных вопросов практической философии. Это есть в сущности вопрос о связи между идеальным нравственным сознанием и действительною жизнью, от положительного понимания этой связи зависит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания».3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Биография Владимира Сергеевича Соловьева 
 

     Владимир  Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт, публицист, критик - родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. Сергей Соловьев был человеком, всецело погруженным в свою работу. Собственно говоря, ничего больше у него в жизни не осталось, кроме грандиозной работы, лекции в университете и писание той обширной многогранной книги, которая получила название  "Истории России с древнейших времен", 16 января 1853 года. Мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых.  Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским). О стремительности интеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких сложных для понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель. Владимир Соловьев с юности и до последних лет своей жизни следовал принципу, который когда-то был высказан философом и математиком Лейбницем. Лейбниц говорил: человек всегда не прав, когда он отрицает, особенно философ; и каждая доктрина, каждое учение наиболее слабо именно в том, что оно отрицает. Это был главный принцип жизни и мышления Соловьева.

     Закончив  с золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет. Однако Соловьев скоро обнаруживает, что естественно-математические науки  не увлекают его, поэтому он переводится  на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей на этом факультете оказались такие замечательные  профессора, как П.Д. Юркевич и  А.М. Иванцов-Платонов. Первый был известным  философом, второй - историком и знатоком религиозных вопросов. В это время  Соловьев глубоко изучает произведения известных отечественных и европейских  мыслителей. В 1873 г. он заканчивает университет. В течение года Соловьев работает над магистерской диссертацией. В Петербурге, предварительно сдав здесь же необходимые для защиты экзамены по истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и древним языкам. Магистерская диссертация на тему «Кризис западной философии (против позитивистов)» была защищена в 1874 г.

     Для изучения древней и средневековой  философии по древним рукописям  Соловьев отправляется в Лондон, где  работает в библиотеке Британского  музея. Из Лондона он неожиданно совершает  кратковременную поездку в Египет, в Каир. Отсюда он идет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины  столь странного поведения Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении  «Три свидания». В нем говорится  о «свиданиях» с Софией -- Божественной Мудростью, вечной женственностью. Именно София, открывшаяся поэту и философу в видении, повелела ему идти в пустыню. Понятие Софии занимает важное место в философии Соловьева. В 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Затем он приступает к преподавательской деятельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском университете. Однако эта деятельность оказалась непродолжительной.

     Что было главным в его дальнейшем труде? Он стал свободным писателем  и философом в 1881 году. Каким образом? Он, наследственный ученый, сын знаменитого  Соловьева; он, магистр, а потом доктор, - не ему ли преподавать философию  в университете? Но ведь он еще был  и христианин, политический и общественный мыслитель! Когда был убит Александр II, он пишет царю Александру III письмо. Он выступает с речью, в которой  говорит, что царь как христианин должен отказаться от смертной казни  цареубийц, тех людей, которые убили  Александра II. Именно как христианин. Не отрицая того, что это было преступление. Но на убийство отвечать другим - это для христианина не решение вопроса. И надо сказать, что это как-то сразу создало  вокруг Соловьева нездоровую среду  и ему пришлось бросить университет. И вот с тех пор, с 1881 года по 1900, когда скончался, он ведет образ  жизни, может быть, немного похожий  на образ жизни своего далекого предка, Григория Савича Сковороды. Он жил чудовищно! Я удивляюсь только, что он не умер раньше. У него не было дома, он питался, как попало, жил, но гостиницам, кочевал из города в город, из страны в страну. Как он мог писать столько?! - это остается до сих пор тайной. Он писал в каких-то номерах, иногда на обрывках бумаги.

     Творческое  наследие Соловьева огромно и  еще не оценено по достоинству. Помимо уже названных диссертационных  работ, которые были изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит  большое число философских произведений: «Философские начала цельного знания» (1878), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Исторические дела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884). В последние годы жизни философ  развивал систему религиозной этики («Оправдание добра», 1897 г.), разрабатывал проблемы теории познания («Теоретическая философия», 1897-1899 гг.) и истории философии («Жизненная драма Платона» и др.), переводил сочинения Платона, подводя  итог собственных историософских исканий («Три разговора»). 
 
 
 
 

    1. «Оправдание Добра»  – главный труд  Вл. С. Соловьева в области нравственной философии
 

     Оправдание  Добра – главный труд В. С. Соловьева  в области нравственной философии. Первоначально эта работа печаталась отдельными главами в журнале "Вопросы философии и психологии", "Книжки недели", "Вестник Европы" и "Нива" начиная с 1894 г. Отдельное ее издание вышло в 1897 г.

     Вопрос  о добре — одновременно и проблема смысла человеческой жизни. В предисловии  к первому изданию «Оправдания  добра» философ писал: "Есть ли у  нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области? И если да, то в чём он состоит, какое ему будет верное и полное определение? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном познании". Итак, ставятся вопросы, коренные для бытия и сущности человека, для ищущей нравственной души. Но эти же вопросы так или иначе волнуют "отрицателей жизненного смысла", все равно, идет ли речь о людях в их повседневном существовании или создателях философских систем, "теоретических пессимистах".

     Вл. Соловьев исходит из того, что для  ответа на поставленные коренные вопросы  необходимо разработать новую философию. дающую именно оправдание добра, притом не с помощью отдельных поверхностных рассуждений, а благодаря построению развернутой философско-этической систематической концепции и осуществлению универсального синтеза рациональных и мистических средств познания. Соответственно разворачивается исследование в трактате «Оправдание добра»: сначала ставится "общий вопрос о смысле жизни" (Предисловие) и о нравственной философии как науке (Введение). Во Введении Соловьев рассматривает и отвергает те взгляды на смысл жизни, которые представляются ему неприемлемыми: 1) рассуждения тех, кто твердит о преимуществах небытия, но на деле предпочитает бытие; 2) взгляд, признающий в жизни смысл, но исключительно эстетический, безотносительный к нравственному добру; 3) идея, согласно которой смысл жизни в добре, но оно дано свыше, и на долю человека остается лишь покорность; 4) "противоположное заблуждение (моральный аморфизм), утверждающее, что добро существует лишь в душевных состояниях отдельного человека и естественно проистекающих отсюда добрых отношениях между людьми".

     Соловьев  начинает оправдание добра с рассмотрения человеческой природы (часть I работы так и называется - "Добро в человеческой природе"). В истории этики давно уже отмечалось, что в природе человека имеет место агрессивности и злоба, лень и зависть, коварство и хитрость, а также немало др. пороков. Однако еще Дарвин признавал, что самое существенное отличие человека от животных состоит в наличии у него нравственногочувства, которое он считал врожденным. Соловьев в подтверждение этого ссылался на такое качество человека, отсутствующее у животных, как чувство стыда, имеющее сугубо нравственный характер: я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек, причем не только физически, но и нравственно. Наряду с этим основанием нравственным чувством в природе человека есть чувство жалости, понимаемое как ощущение чужого страдания или нужды, солидарность с другими, из чего вырастают сострадание, милосердие, совесть, вся многосложность внутренних и внешних социальных связей. К числу свойственных человеку нравственных качеств Соловьев относит благоговение, способность преклоняться перед чем-то высшим, порождающая такие проявления нравственной жизни, как стремление к идеалу, самосовершенствование.. Будучи органически простыми, указанные чувства держат, по Соловьеву, на себе всю нравственность, составляют достаточно мощный противовес всем порокам, эгоизму, диким страстям.

     Проблеме  происхождения добра и его  характеру Соловьев посвящает часть II - "Добро от Бога". Хотя природа человека так устроена, что в ней есть необходимые основания для утверждения добра, вместе с тем нельзя не видеть, что добро пребывает в постоянной борьбе со злом, а добродетель не окончательно воцарилась над грехами и пороками. Стало быть, добро имеет лишь относительный характер, отсюда нравственность должна располагать безусловным началом. Полнота добра, по Соловьеву, выражается в 3 видах: в безусловно сущем, действительном совершенстве - в Боге, в потенциальном - человеческом сознании и воле, а также в действительном осуществлении добра в историческом процессе совершенствования, к-рый есть долгий и трудный переход от звери человечества к Богочеловечеству и здесь можно говорить о прогрессе не только в области науки и культуры, но и в области нравственности, поскольку "средний уровень общеобязательных и реализуемых нравственных требований повышается" 4. Говоря о свободе как основе нравственности и нравственной философии, таковой Соловьев считал разумную свободу, отождествляемую им с нравственной необходимостью, а не свободу воли, т. е. иррациональный произвольный выбор. С этой точки зрения нравственность "вполне совместима с детерминизмом и вовсе не требует так называемой свободы воли" (с. 114). "Я не говорю,- писал он далее, - что такой свободы воли нет, - я утверждаю только, что ее нет в нравственных действиях"5.

     Весь  исторический процесс вырабатывает условия, при которых добро может стать действительно общим достоянием (часть III - "Добро через историю человечества"). В историческом развитии Соловьев выделял три последовательные ступени: родовую, национально-государственный строй и всемирное оющение жизни (как идеал будущего). Цель его в том, чтобы воплотить совершенную нравственность в собирательном целом человечества; действительным субъектом совершенствования или нравственного прогресса является единичный человек совместно с человеком собирательным, или обществом. Общество по своему существу, считал он, есть нравственное восполнение или осуществление личности в данном жизненномкруге, др. словами, общество есть дополненная или расширенная личности, а личность - сжатое или "сосредоточенное" общество. Соловьев признавал, что общественная нравственность имеет принудительные формы, но они относятся лишь к внешнему осуществлению порядка, что касается нравственного совершенствования как внутреннего состояния, то здесь любое принуждение и нежелательно, и невозможно. В нравственной области добро существует само по себе, не связанное с юридическими нормами и не нуждающееся ни в каком государственном воздействии. Правда, нравственность в целом историческом процессе не может быть отделена от права и его воплощения в государстве. Взаимное отношение между нравственной и правовой областью Соловьев считал одним из коренных вопросов практической философии. "Это есть, - писал он, - в сущности вопрос о связи между идеальным нравственным сознанием и действительною жизнью, от положительного понимания этой связи зависит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания" (с. 446). В этом плане он определял право как форму равновесия между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага, как принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных "проявлений зла". "Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он - до времени не превратился в ад". 6  
 
 
 
 
 

Информация о работе Взгляды Вл.С.Соловьева на проблему философии права по труду «Оправдание добра»