Взаимоотношения военной науки и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:30, реферат

Описание работы

Сравнительный анализ взаимодействия военной науки и военного права в России и других странах позволяет сделать вывод об огромном потенциале развития российской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим и военным опытом, что требует специального исследования предмета и основных институтов военного права.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВОЕННОЙ НАУКИ И ВОЕННОГО ПРАВА.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВОЕННОЙ НАУКИ  И ВОЕННОГО ПРАВА:

ИСТОРИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ 

    Становление и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной  науки. К сожалению, большая часть  исследователей в области военного права не уделяет должного внимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного права является проявлением и свидетельством высокого уровня современной военной науки. Это соображение требует исследования данных феноменов в их исторической связи, что и является предметом данной статьи.

    Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых  принципах. Одним из первых в Европе, а по ряду характеристик - первым среди  монархов Европы эту проблему осознал  и осуществил достаточно успешную попытку  реализовать новые принципы Петр I.

    Военная реформа рассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развития Российского государства. При этом военная реформа предопределяла создание промышленного машинного  производства, в первую очередь военных  заводов. Данный факт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широких реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовой реформы.

    Анализ  процессов, происходивших в совершенно других условиях, например, во Франции, где несколько позднее - во второй половине XIX в. - были в условиях абсолютизма сделаны попытки проведения финансовой реформы, показывает необоснованность критики деятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и в совершенно других условиях попытки реформирования финансовой системы Франции не дали ожидаемого результата и практически только обострили внутриполитическую ситуацию.

    В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, на повышение  военной мощи государства, затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно, что именно в результате создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права.

    Одновременно  началось формирование российской правовой науки. Известно, что по указанию Петра I был осуществлен перевод на русский  язык и издан в России наиболее известный теоретико-правовой труд немецкого юриста Пуфендорфа "Право естественное и право народов".

    Начинается  внедрение правовых начал во все  основные сферы жизнедеятельности  государства и его основного  института - армии. В 1711 г., отправляясь  в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

    В преамбуле Артикула лапидарно сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность  и обязательность закона), так и  его целевые характеристики.

    "Повелеваем  всем обще нашим генералом, штаб, обор и ундер-офицерам и салдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе нашей пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего артикула право исполнять, и всякому особо высокого и ниского чина без всякого изъятия нам, яко государю своему, присягу чинить: в том, дабы им верно, честно, с доброю охотою себя содержать, и как сии последствующие пункты в себе содержат, как честным воинским людям благопристойно, против всех наших и государств наших неприятелей, телом и кровию, хотя и в поле, во осадах, сухим и водяным путем прилучитца, служить, и по крайней возможности тщательно радеть, и чтоб им наш и государств наших подданных убыток отвращати..." <*>.

    --------------------------------

    <*> Цит. по: Петр I Великий, император всероссийский. Артикул воинский. 26 апреля 1715 // Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986. 

    Артикул заложил основы военного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военных отношений.

    В гл. 3 "О команде, предпочтении и  почитании вышних и нижних офицеров, и о послушании рядовых" наряду с тем, что сформулирован принцип  единоначалия, указывается на необходимость соблюдения определенных прав подчиненных, которые таким образом предстают как субъекты воинских правоотношений.

    Так, если в артикуле 25 предписывается, что "...надлежит каждому своего начальника должным образом почитать, и от подчиненнаго своего возиметь оное почтение", а в артикуле 29 в обоснование положения этого предписания указывается, что "...начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть", то артикул 33 ограничивает права начальников: "Такожде никто из офицеров да не дерзает обретающихся под своею командою салдат, без важных и пристойных притчин, которыя службе его величества не касаются, жестоко бить или уязвить. Кто против того преступит, воинскому суду представлен и потом, по изобретению дела, наказан будет".

    Артикул воинский особо выделяет правовое положение судей, устанавливая их неприкосновенность. Так, артикул 34 регламентирует: "Никто да не дерзает судей... бранить и в делах принадлежащих их чину противится, или какое препятствие чинить, но оным всякое почтение воздавать".

    Начав с правовой регламентации воинских правоотношений, Петр I приступает к  реформированию центральных органов  государственного управления. С 1717 г. началось создание коллегий - центральных органов  отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы, а в 1720 г. был издан Генеральный регламент - детальная инструкция по организации работы новых учреждений.

    24 января 1722 г. Петр I подписал Табель  о рангах, регламентирующий прохождение  государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

    Создание  правовых основ регулирования военных  отношений, регламентации деятельности всего государственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российской военной  науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне.

    Высокий уровень военного искусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровское время основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальников основывались не только на их личностных, интеллектуальных и психологических качествах, но и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами, как Румянцев, Потемкин и др.

    Александр Васильевич Суворов <*> (1730 - 1800) сформулировал  основные положения российской военной  науки в своих военно-теоретических  работах: "Полковое учреждение" и "Наука побеждать". В этих трудах А.В. Суворов изложил оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Немаловажно, что, владея рядом иностранных языков, А.В. Суворов серьезное внимание уделял роли политических факторов в развитии международных и военных отношений, анализируя с этой целью большое количество иностранных газет и журналов, внимательно следил за меняющейся политической обстановкой в Европе. Опираясь на вековые военные традиции России, Суворов возродил и развил лучшие черты петровской армии.

    --------------------------------

    <*> Уже с начала XIX в. труды и  деятельность А.В. Суворова стали  предметом научного описания  и изучения. См., напр.: Фукс "История  генералиссимуса князя Суворова" (1811); Н. Дубровин "Александр Васильевич Суворов среди преобразователей Екатерининской армии" (Санкт-Петербург, 1886); А. Петрушевский "Генералиссимус князь Суворов" (Санкт-Петербург, 1884; новое переработанное издание 1900); Д.Ф. Масловский "Записки по истории военного искусства в России" (вып. II, Санкт-Петербург, 1894); "Сборник военно-исторических материалов" (вып. IV, Санкт-Петербург, 1893); Н.А. Орлов "Штурм Измаила" (Санкт-Петербург, 1890); "Разбор военных действий в Италии в 1799 г." (Санкт-Петербург, 1892); "Суворов на Треббии" (Санкт-Петербург, 1893); М. Стремоухов и П. Симанский "Жизнь Суворова в художественных изображениях" (Москва, 1900); Camille Roussel "Souvenirs du Marechal Macdonald duc de Tarente" (Париж, 1892). 

    Военно-теоретическая  и практическая деятельность Суворова отражена в его колоссальном литературном, документальном и эпистолярном наследии, а также в многочисленных приказах, диспозициях и памятных записках.

    Наиболее  известный труд "Наука побеждать" <*> состоит из двух разделов: в 1-м - "Вахт-параде" (более раннее название - "Учение разводное") излагаются примерный план и содержание тактическо-строевого учения войск, максимально приближенного к условиям боя. Этот раздел предназначался для начальников, проводящих учения. 2-й раздел - "Разговор с солдатами их языком" (его другое название - "Словесное поучение солдатам") является уникальной солдатской памяткой об основных тактических принципах и правилах службы.

    --------------------------------

    <*> Само название - "Наука побеждать" - принадлежит первому публикатору М. Антоновскому, сумевшему выразить самую суть замечательного военно-литературного памятника конца XVIII в. Антоновский опубликовал "Науку побеждать" в 1806 г. 

    А.В. Суворову принадлежит разработка целого ряда стратегических идей, во многом определивших будущее вооруженных сил России.

    Продолжателем этих идей стал Михаил Илларионович Кутузов - знаменитый полководец (1745 - 1813), внесший  решающий вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г.

    Новый этап развития нашей военной науки  связан с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистический путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определил ускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в.

    Расширение  границ России в результате присоединения  территорий Северного Кавказа, Средней  Азии привело к необходимости  осмысления форм и методов борьбы с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития.

    Среди военачальников, решавших эти новые  для России задачи, был Алексей  Петрович Ермолов (1772 - 1861). Его деятельность носила многоплановый характер. Проведение ряда успешных военных операций А.П. Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани сопровождалось не только постройкой новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная), но и его активным участием в формировании гражданской администрации, вовлечением местной правящей элиты в управление краем, что свидетельствовало о широком государственном мышлении А.П. Ермолова.

    Александр Иванович Барятинский (1814 - 1879) продолжил  и развил формировавшуюся в российском военном искусстве традицию усиления политической составляющей, что обеспечило быстрое - в течение трех лет - и успешное окончание борьбы с националистически настроенными сепаратистами.

    Происходило осмысление и роли армии в борьбе с революционными, национально-освободительными движениями на опыте подавления польских восстаний и венгерской революции.

    Развитие  военного искусства России было связано  не только с разработкой вопросов стратегии и тактики сухопутных войск, но знаменовалось достижениями и в области ведения морских  сражений. В этот период протекает  деятельность Владимира Алексеевича Корнилова (1806 - 1854) и Павла Степановича Нахимова (1800 - 1855). Их вклад в организацию обороны Севастополя в условиях значительного превосходства сил и средств противника стал в дальнейшем основой научной разработки вопросов оборонительной тактики.

    В ходе русско-турецкой войны за освобождение Болгарии российской армией был накоплен опыт взаимодействия с национальными  вооруженными формированиями болгарских повстанцев. Активное использование  этого опыта, соединенное с применением  в армии специфических для данных географических и политических условий форм подготовки и воспитания солдат, обеспечило высокую результативность военных действий войск под руководством Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882).

Информация о работе Взаимоотношения военной науки и права