Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:29, контрольная работа
ХХ век ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающую устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в раздел утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации проблема мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Взаимоотношения философского и религиозного мировоззрения во все времена были достаточно сложными, их мы подробнее рассмотрим в данной работе.
Введение……………………………………………………….3
1. Философия как тип мировоззрения……………………….….…4
2. Взаимоотношение философского и религиозного
мировоззрения………………………………………..…………...5
2.1Философия и религия………………………………………..5
2.2 Исторические формы религии………………………………7
2.3 Религия в современном мире………………………………12
Заключение………………………………………………….…..17
Список использованной литературы………………………....19
Заключение
Философия
- сознание теоретическое. Философия -
всегда теоретизирование, всегда работа
мысли. Религия - сознание массовое, религия
не требует доказательства, разумного
обоснования своих положений, истины веры
она считает выше истины разума.
В массовом сознании философия представляется
чем-то весьма далеким от реальной жизни.
О философах говорят как о людях « не от
мира сего». Подобному мнению, однако,
противоречит тот факт, что в культурном,
цивилизованном обществе каждый мыслящий
человек хотя бы «немножко» - философ,
даже если он не подозревает об этом. Философия
как форма рационального знания отличная
от религиозного сознания. Она не догматична,
внутренне критична. Вместе с тем все
философы во все времена не могли обойти
проблему бытия Бога, смерти или бессмертия
человеческой души. Философия и религия
идут разными путями, но реализуют одну
человеческую потребность закрепить себя
в бытии. Богословы, говоря о религии, имеют
в виду искание и осуществление контакта,
с высшей реальностью. Философы, говоря
о религии, рассматривают ее как необходимую
форму трансцендирования ценностей в
символической форме веры в абсолютное
бытие. Философы лишь задают общие контуры
той реальности, с которой связано «подлинное»
существование человека и при условии
которой имеет смысл философия как форма
теоретического знания. Исторические
факты свидетельствуют, что религия оказывала
и на личность, и на общество двойственное
влияние - как подавляющее, регрессивное
так и освобождающее гуманное, прогрессивное.
Среди множества причин регрессивного
влияния следует выделить претензии каждой
религии, точнее ее представителей на
выявление абсолютной, полной истины.
В наши дни положение в религиозной жизни
характеризуется
одновременным конфликтным сосуществованием
разновременных парадигм в рамках различных
церквей и вероисповеданий. Если же говорить
о социуме выявляются дополнительные
аспекты проблемы. Прежний двухполюсный
военно-экономический антагонизм сменился
все усиливающейся многополярностью,
полицентричностью мира, становящимся
все более тесными благодаря современной
технике связям и коммуникациям, с одной
стороны. А с другой, сейчас подвергается
сомнению господствовавшее доверие к
технике и упование на ее всемогущество,
подвергается сомнению промышленность,
разрушающая окружающую среду, чисто формальная
правовая демократия, в наше время расшатана
вера в вечный, всезнающий, всемогущий
и всеблагой прогресс. Все больше ощущается
дефицит душевной теплоты, эмоциональности,
обостряется восприятие межличностных
отношений, крепнет убежденность в необходимости
обязательной этики в интересах народа,
нации, этноса, человечества. Таким образом,
Происходит не утрата ценностей, как иногда
говорят об этом, а их изменение и переориентация
на стиль жизни в человеческом измерении.
Сторонники постмодернизма настаивают
на необходимости диалога религий, что
отвечает требованиям времени. Они считают,
что необходимо стремиться установить
мир (но не единство!) среди крупных религий
мира. Ибо без мира между религиями не
может быть мира между народами. Но мира
между религиями не может быть без диалога
между религиями.
Список использованной литературы
1. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 576 с.
2. Г.Г.Кириленко, Е.В. Шевцов. Философия. Справочник студента. - М.: Слово, 2000. – 672 с.
3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: 1973. - 624 с.
4. З.Фрейд. Будущее одной иллюзии. - М.: 1989. - 237 с.
5. Проблема человека в западной философии. - М.: 1988. - 192 с.
6. В.Н.Финогенов. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Уфа: 2001. - 358 с.
7. В.Н.Финогенов.
Философия. Часть 1. Природа философии.
Онтология и гнесенология Учебное пособие.
– Уфа: УТИС, 2000. - 84 с.
Информация о работе Взаимоотношения философского и религиозных миров