В.В.Розанов и его философский взгляд на религию и вопросы пола

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Как философ, В.В. Розанов, несомненно, предстает религиозным мыслителем, ибо все его работы обязательно были связаны с темой воплощения Бога в мире и человеке. Но в основе философского метода Розанова лежит не систематический анализ, не позитивное или критическое изложение философских воззрений, а — личное переживание, личное сомнение, иначе говоря, философия чувства, тот самый философский импрессионизм. Однажды он так охарактеризовал свой метод: "И я всегда писал один, в сущности — для себя. Даже когда плутовски писал, то точно кидал в пропасть, "и там поднимется хохот", где-то далеко под землей, а вокруг все-таки никого нет". В другом месте он отметил: "Собственно мы хорошо знаем — единственно себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Биография В.В. Розанова………………………………………………4
Глава 2. Философия В.В.Розанова. Розанов о религии и вопросах пола……..9
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Дихотомия розановских  размышлений укладывается в противоречие статической церкви и динамики индивидуальной экзистенции. На полюсе Церкви догматы, святоотеческое предание, обряды и  ритуалы. На полюсе индивидуальности поиск  Истины, мышление, философия, определенная свобода действий, которая требует постоянного контроля со стороны личности. Нет ни одного действия, которое бы не было схвачено каким-либо социальным институтом, и поэтому вопрос индивидуальной свободы отдельного человека заостряется до невиданных масштабов. Философское противоречие свободы и необходимости приобретает здесь специфическое звучание. В самом деле, вера дает свободу человека от мира, от земных страстей, от преступлений, от дивиантного поведения. В ее объятиях человек чувствует заступничество небесных сил, в котором он сильно нуждается. Но в тексте философа звучит протестантская нотка: его интересует не свобода вообще, не свобода от чего-либо, но свобода для -, в данном случае, - веры. Он осуществляет классическое положение Евангелия «Царство Божие внутри вас есть». Каков состав этого Царствия, по мнению Розанова, каждый во многом решает сам. Маленьким человек становится тогда, когда он сталкивается с глыбой официальной конфессии, формализмом в делах веры, с которыми находятся силы не соглашаться и идти дальше, но не против веры, не вопреки ей, но ее магистралью, ее главными заповедями. Такова, например, первая заповедь Бога к человеку и ко всему живому: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь»(Быт.1,22) Православная церковь, по мнению Розанова, т.е. официальная религия, в основном обращает внимание на Скрижали Моисея и заповеди блаженства Христа, но вот в устройстве внутреннего Божиего Храма, который в душе человека, философу явно не хватает развития именно этой заповеди. Семья, супружеская жизнь, рождение и воспитание детей, все то, что с ней связано, если оно не будет освящено и благословлено, то станет элементом несвободы, необходимости. Ведь отсутствие благословения и благодати приводит к беззащитности института брака перед необходимостью и страстями мира сего. Это приводит к большой потере смысла, упускается из виду тот момент, что любая потеря такого рода означает большой ущерб вере, церковности.

Розанов сделал открытие: вся остальная религия стала индивидуальной, личным же стало христианство. Делом каждого человека стало выбирать, т.е. осуществлять свободу, но не веры в смысле качества и конфессии - этот вопрос решен 2000 лет назад, но в значении качества укорененности человека в общей вере. Писатель убежден, что этот процесс воцерковления не может проходить механически, через пассивное приятие таинства святого крещения. Должна быть активная вера, должны быть дела веры, и здесь рождается убежденность, что человек не обязан мириться с тем, что он не понимает чего-то в реальном процессе жизнедеятельности, что все касающееся его жизни приобретает качество религиозности. В русской философской традиции есть такой автор, который ставит во главу угла «общее дело», преображение человечества своими собственными научными открытиями, реальными действиями. Это - Н.Ф. Федоров. Именно он праздник Воскресения Христова предлагал переделать в процесс воскрешения предков. Но Розанов видит по-другому свое дело. Отношение к Богу и к Церкви определяется совестью. Совесть различает в человеке субъективное и объективное, индивидуальное и личное, существенное, главное и второстепенное. Он пишет: «Нужно различать в споре о совести две стороны:1) отношение ее к Богу;2) отношение ее к Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Творчество В.В. Розанова имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым его ни с  чем и не с кем не перепутаешь. Настолько его наррация является индивидуальной и неповторимой и  по своду вопросов, и по проблематике, и, конечно же, по языку. Он улавливает такие черты анализируемой реальности, что невольно приходишь в восторг, потому что обязательно думал об этом, но не умел сказать, не умел заострить это до философской проблемы. Можно предположить: мыслитель выбрал, что называется, благодарную тему, которая вынесла его на гребне волны одобрений и возражений на пик популярности среди многих и многих читателей того времени. Его мысли сочетаются с настроением читателей и людей, увидевших в его размышлениях недвусмысленные переклички со своими собственными мыслями, рассуждениями, подходами к жизни.

Поразительный эффект текстов  В.В. Розанова состоит еще и в  том, что публицистика в них сочетается со скрупулезной работой ума и  эрудиции, что позволяет сделать  предварительный вывод о его  участии в своей тематике: она берется не просто так, но как глубоко пережитая и дающая качество постоянной актуальности. Рубеж ХIХ и ХХ веков был временем повышенного интереса к вопросам пола, любви, брака. Именно в это время была написана книга О. Вейнингера «Пол и характер», писал свои программные произведения З. Фрейд. Параллельно с ними, в России разворачивалась дискуссия, наложившая отпечаток на весь ход развития русской религиозно-философской традиции. Религиозно-философское общество, начавшее работу в 1903 г., очень много своих заседаний посвятило именно «розановским» вопросам, т.е. тем, о которых он писал, предлагая решения и находясь в поиске все новых и новых ответов. А ведь общество это состояло не только из светских людей, философов, писателей, но и из сановитых особ Русской православной церкви.

В самом деле, будучи религиозным  мыслителем, Розанов сомневался в  силе христианства и Церкви. В начальном  периоде своего творчества он выступает  как христианский апологет, причем особую роль в христианстве он отдает именно Православию, в противовес западному христианству: "Глубин христианства никто еще не постиг, — и это задача, даже не брезжившаяся Западу, может быть, есть оригинальная задача русского гения", — писал В.В. Розанов в книге "В мире неясного и нерешенного" (1901 г.). Но позднее личные сомнения Розанова приводят его к иному взгляду: сначала он начинает критиковать Церковь, а затем и само христианство.

Причиной критики стало  неверное, по мнению Розанова, восприятие в христианстве проблемы пола, семьи, продолжения рода человеческого. "Ничто из бытия Христа не взято в такой великий и постоянный символ, как смерть. Уподобиться мощам, перестать вовсе жить, двигаться, дышать — есть общий и великий идеал Церкви", — писал он в книге "Около церковных стен". А в других работах разбросаны такие утверждения: "У Церкви нет чувства детей"; "Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь"; "Вокруг нас зрелище обледенелой в сущности христианской цивилизации"; Христос — "таинственная Тень, наведшая отощание на все злаки"; христианство "бессильно устроить жизнь человеческую".

Но важно помнить, что  Розанов, при всем критическом отношении, не отрицал христианство как таковое. Скорее, он поставил перед христианской мыслью те вопросы, на которые необходимо было найти ответ. Ведь его, как человека религиозного, мучило несоответствие официальной христианской доктрины проблемам современной жизни. И Розанов стремился показать эти болевые точки, раскрыть их для того, чтобы оживить христианское учение, придать ему новый импульс, внести в духовное бытие человека именно как спасительное учение. Поэтому, в принципе, розановскую критику Церкви и христианства следует рассматривать как положительную, направленную на усиление роли христианского вероучения в жизни современного общества. И он страдал от того, что для достижения этой цели ему пришлось вступить на стезю критицизма. Ведь совсем не случайно была сказана им фраза, уже приведенная выше: "Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю — была ли у кого печальнее судьба?"

Итак, В.В. Розанов привнес  в русское философствование новую  методологию и новую проблематику. Но, кроме этого, великая заслуга  Розанова состоит в том, что он создал и новый стиль философствования. Дело в том, что личностному подходу  Розанова к философской проблематике противопоказана системность и концептуальность. Сам Розанов внутренне это очень остро чувствовал, и от книги к книге все более уходил от традиционной стилистики изложения — его работы начинают наполняться письмами его корреспондентов, которые Розанов сопровождает своими пометками или замечаниями. Постепенно книги Розанова превращаются в живые диалоги. Но и эта форма перестает со временем удовлетворять Розанова. И он находит совершенно новую форму, до того не бывшую в русской философской мысли. Именно в этом стиле была написана знаменитая философская трилогия — "Уединенное" и два короба "Опавших листьев", а затем книги "Мимолетное", "Сахарна" и "Апокалипсис нашего времени".

Розановский стиль представляет собой одновременно и новый литературный жанр, и новый метод философствования. Стержнем этого стиля стало "любопытное всматривание" в человеческую природу. Интерес к человеческой личности, к ее сущности выражался Розановым не в исследовании биографий великих людей, не в абстрактных рассуждениях, как это часто бывает, а в осмыслении конкретного бытия конкретного человека — соседа по дому, друга-литератора, наконец, самого себя. Поэтому его философия как бы растворяется в мелочах жизни, а сами эти мелочи приобретают философское звучание. Недаром он как-то записал: "Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимое движение души, паутинки быта… У меня есть какой-то фетишизм мелочей. "Мелочи" суть мои "боги". И я вечно с ними играюсь в день. А когда их нет: пустыня. И я ее боюсь".

Причем Розанов стремится избежать искажения любой своей мысли и потому старается запечатлеть ее в самом начале, во время момента рождения. Поэтому философские работы Розанова, созданные в новом стиле, часто напоминают черновые наброски, написанные только для себя с постоянными сокращениями, умолчаниями, скобками, кавычками и курсивом. Но вместе с тем, каждый отрывок — уже запечатленный момент мысли, и, таким образом, вывод, результат мышления совпадает с самим мыслительным процессом. Следовательно, каждый отдельный афоризм, каждое отдельно записанная мысль представляет собой не то "как я думаю", а то "как мне сейчас подумалось". И эта сиюминутность, мимолетность розановских записей — величайшая находка автора, позволяющая и сегодня увидеть философские размышления В.В. Розанова в их, так сказать, самом первозданном виде.

В целом, главная ценность философии В.В. Розанова состоит  не в решении отдельных задач  и проблем, а в постановке огромного  числа проблем и разработке новых  подходов к решению этих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Николюкин А.Н. Василий Розанов. М., 2001
  2. Розанов В.В. «Опавшие листья», СПб, 1913
  3. Розанов В.В. Сочинения в двух томах. Том 1. Религия и культура, М., 1998
  4. Сарнов Б. Правда выше Бога: Уроки Розанова (1996. № 33).
  5. Фатеев В.А. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова. М., 2002.



Информация о работе В.В.Розанов и его философский взгляд на религию и вопросы пола