Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Онтология: учение о бытии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое

Содержание

Введение 3
1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 5
1.2 Человек как творец самого себя 6
1.3 Апофеоз искусства и культ художника-творца 8
1.4 Антропоцентризм и проблема личности 10
1.5 Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 11
2. Онтология: учение о бытии. 13
2.1 Бытие и субстанция 20
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     В отличие от окружающего мира, бытие - это то, что требует понимания и что становится, держится в просвете, проблеске понимания. Бытие - это не вид ли разновидность предметов, не общее понятие класса предметов, бытие - это бытие существующего. Бытие это то, что ожидает видения бытия или понимания его.

2.1 Бытие и субстанция

     Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции. Понятие субстанции (от лат. substantia - сущность) имеет два аспекта:

     1. Субстанция - это то, что существует "само по себе" и не зависит  в своем существовании ни от чего другого.

     2. Субстанция - это первооснова, от  ее существования зависит существование  всех других вещей. 

     Из  этих двух определений видно, что  содержание понятий бытия и субстанции соприкасается. Вместе с тем содержание понятия субстанции более артикулировано, объяснительная функцияпонятия "субстанция", в отличие от "бытия", - ясна. "Естественным образом" происходит подмена содержания одного понятия другим: говоря о бытии, мы чаще всего говорим о первооснове мира, о субстанции.

     В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, который считал протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в немецкой классической философии. Уже Кант понимает субстанцию как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления». Однако субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся, преходящих сторон вещей, в которых она «открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания», «существенную ступень в процессе развития идеи» (человеческого познания), «основу всякого дальнейшего подлинного развития». С этим связано понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения материализма. Субстанция понимается здесь как материя и одновременно как «субъект» всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» (бога, духа. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Анти-субстанциалистская позиция в философии отстаивается неопозитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории субстанции утрата «субстанциальной» точки зрения ведет теорию па путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению К. Маркса, «могилу науки».

 

Заключение

 

     Философы  эпохи Возрождения уделяли основную часть своего внимания пониманию  сущности человеческого и божественного, их связи друг с другом. В основном они утверждали, что человек должен сделать себя сам, познать тем или иным способом свою душу, которая и является его связью с Богом, той вершиной, которую ему необходимо покорить. Все они выделяли человека из остального мира, из всех вещей. В основном все направления философии того времени поддерживали гуманистическую теорию человека как “микрокосма”, отдельного мира со своими законами и правилами. Различались только пути познания и совершенствования этого мира. Но всюду этот путь приводил к изысканию божественного в себе.

     Философскому мышлению этого времени свойственна двойственность и противоречивость ,но это не умаляет его значения для последующего развития философии и не ставит под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

      Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и субстанция как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть — «вся видимая же и невидимая», как утверждается Символом веры. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. 

Литература

  1. Гриненко  Г.В. История философии: учебник. –  М.: Юрайт-Издат, 2006.
  2. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: учебник. – 5-е изд. – М.: Логос, 2006.
  3. Миголатьев А.А. Философия. М.: Юнити, 2003.
  4. Под ред. Итуниной Н.Б. История философии. Смоленск, 2002.
  5. Под ред. Итуниной Н.Б. Философия. Ч.2 – Теоретический курс. Смоленск, 2003.
  6. Философия: учебник. Под ред. А.Ф. Зотова. М.: Академ. проект, 2005.
  7. Введение в философию. В 2-х т. – М., 1989.
  8. Горбачев В.Г. История философии. Брянск: «Курсив», 2002.
  9. Горбачев В.Г. Основы философии. – Брянск, 2002.
  10. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980
  11. Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. – М., 2001.
  12. Под ред. Кохановского В.П. История философии. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
  13. Философия: Экспресс-справочник. М.:  «МарТ», 2004.
  14. Человек: Мыслитель прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1990; М., 1995.
  15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Информация о работе Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Онтология: учение о бытии