Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:57, реферат
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на продолжительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет постоянного развития, существуют основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.
По Платону душа - бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей: 1. разум, 2. воля и благородные желания 3. влечение и чувственность.
Души, в которых преобладает
разум, поддерживаемый волей и благородным
устремлениями, продвинутся наиболее
далеко в процессе воспоминания. "Душа,
увидевшая больше всего, попадает в плод
будущего поклонника мудрости и красоты
или человека, преданного музам и любви;
вторая за ней в плод царя, соблюдающего
законы, человека воинственного и умеющего
управлять; третья - в плод государственного
деятеля, хозяина, добытчика; четвертая
- в плод человека, усердно занимающегося
упражнениями или врачеванием тела; пятая
по порядку будет вести жизнь прорицателя
или человека, причастного к таинствам;
шестой пристанет подвизаться в поэзии
или другой какой - либо области подражания;
седьмой - быть ремесленником или земледельцем;
восьмая будет софистом или демагогом,
девятая - тираном" .
Создание мира,по Платону.
"Пожелавший, что бы все было хорошо
и что бы ничто по возможности не было
дурно, бог позаботился обо всех видимых
вещах, которые пребывали не в покое, но
в нестройном и беспорядочном движении;
он привел их из беспорядка в порядок,
полагая, что второе, безусловно, лучше
первого. Невозможно ныне и было невозможно
издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо,
произвел нечто, что не было бы прекраснейшим;
между тем размышление явило ему, что из
всех вещей, по природе своей видимых,
ни одно творение, лишенное ума, не может
быть прекраснее такого, которое наделено
умом, если сравнивать то и другое как
целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме
души. Руководясь этим рассуждением, он
устроил ум в душе, а душу в теле и таким
образом построил Вселенную, имея в виду
создать творение прекраснейшее и по природе
своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному
рассуждению, следует признать, что наш
космос есть живое существо, наделенное
душой и умом и родился он поистине с помощью
божественного провидения."
Наиболее значимым
для нас стал труд Платона посвященный
государственному строю. По его теории
государство возникает потому, что человек
как индивид не может обеспечить удовлетворение
своих главных потребностей.
Что же он понимал под "идеальным" государством, а что относил к отрицательному типу государства. Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако, уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
4. Тирания. По мнению
Платона, если некое действие делается
слишком сильно, то это приводит к противоположному
результату. Так здесь: избыток свободы
при демократии приводит к возникновению
государства, вообще не имеющего свободы,
живущего по прихоти одного человека -
тирана.
Отрицательные формы
государственной власти Платон противопоставляет
своему видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор уделяет
определению в государстве места правящего
класса. По его мнению, правителями "идеального"
государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве
властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны"... правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Платон считает, что любое новшество в
идеальном государстве неизбежно ухудшит
его. Не менее важно и то, что благодаря
философам правление и вся жизнь "идеального"
государства будет построена по законам
разума, мудрости, там не будет места порывам
души и чувствам.
Основной закон состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса: Низший класс -- объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Второй и третий класс
-- классы воинов-стражей и правителей-философов,
определяется уже не по профессиональным,
а по нравственным критериям. Нравственные
качества этих людей Платон ставит гораздо
выше нравственных качеств первого класса.
Первое место в группе
приемлемых государственных форм это
его "идеальное" государство. К упадочным,
нисходящим государственным формам он
относил тимократию. В античной Греции
к этому типу больше всего относилась
Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии
стояла олигархия - власть нескольких
личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество.
Главным предметом раздражения, Платона
является демократия, в которой он видит
власть толпы, неблагородного демоса,
и тирания, которая в античной Греции начиная
с VI в. до н.э. представляла диктатуру, направленную
против аристократии.
Философия Аристотеля.
Наше представление
о древнегреческой философии будет неполным
без анализа философского наследия Аристотеля
(384 -- 322 гг. до н. э.), одного из величайших
мыслителей в истории человеческой цивилизации.
Аристотель родился в Стагире, именно
поэтому его иногда называют Стагиритом.
В семнадцатилетнем возрасте Аристотель
становится слушателем Платоновской академии
и остается там в течение двадцати лет
до смерти Платона. Покинув академию, он
восемь лет был воспитателем знаменитого
царя и полководца Александра Македонского.
В 335 -- 334 гг. неподалеку от Афин организовал
учебное заведение под названием Ликей,
где он вместе со своими последователями
обучал учеников философии. Характеризуя
взгляды Аристотеля, следует сказать,
что вначале он находился под сильным
влиянием учения Платона, но постепенно
освободился от него, затем подвергает
его критическому анализу и создает собственное
философское учение. Поражает масштаб
деятельности древнегреческого мыслителя.
Практически не было в тот период науки,
которой не коснулся бы Аристотель и в
развитие которой он не внес бы свою лепту.
В отличие от Платона,
рассматривавшего в качестве всего сущего
лишь идеи, Аристотель с других позиций
трактует соотношение в бытии общего и
единичного, реального и логического.
Он не противопоставляет и не разделяет
их, как это делал Платон, а объединяет.
Сущность, а также то, чьей сущностью она
является, не могут, согласно Аристотелю,
существовать раздельно. Сущность находится
в самом предмете, а не вне его и они составляют
единое целое. Свое учение Аристотель
начинает с выяснения того, какая наука
или науки должны изучать бытие. Такой
наукой, которая бы, абстрагируясь от отдельных
свойств бытия (например, количество, движение),
могла бы познать сущность бытия, является
философия. В отличие от других наук, которые
изучают различные стороны, свойства бытия,
философия изучает то, что определяет
сущность бытия.
Сущность, считает
Аристотель, это то, что лежит в основе:
в одном смысле -- это материя, в другом
-- понятие и форма, а на третьем месте --
то, что состоит из материи и формы. При
этом под материей подразумевается нечто
неопределенное, которое "само по себе
не обозначается ни как определенное по
существу, ни как определенное по количеству,
ни как обладающее каким-либо из других
свойств, которыми бывает определенно
сущее". По Аристотелю, материя принимает
определенность только с помощью формы.
Без формы материя выступает лишь как
возможность, и только приобретая форму,
она превращается в действительность.
Сущность
-- причина не только реально существующего,
но и будущего бытия.
В рамках этой парадигмы
Аристотель определяет четыре причины,
детерминирующие бытие:
1. сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;
2. материя и субстрат -- это то, из чего все возникает;
3. движущая причина, означающая принцип движения;
4. достижение
поставленной цели и блага как закономерный
результат деятельности.
Идеи Аристотеля о
познании существенным образом переплетаются
с его логическим учением и диалектикой
и дополняются ими. В области познания
Аристотель не только признавал значение
диалога, спора, дискуссии в достижении
истины, но и выдвинул новые принципы и
идеи о познании и, в частности, учение
о знании правдоподобном и вероятностном
или диалектическом, ведущем к знанию
достоверному, или аподиктическому. .
Истинное знание, согласно
Аристотелю, достигается не с помощью
чувственного восприятия или путем опыта,
а благодаря деятельности ума, который
обладает необходимыми способностями
для достижения истины.
Эти качества ума присущи
человеку не от рождения. Они существуют
у него потенциально. Чтобы эти способности
проявились, необходимо целенаправленно
собрать факты, сконцентрировать ум на
исследовании сущности этих фактов и лишь
тогда станет возможным истинное знание.
Поскольку из способностей мыслить, обладая
которыми, мы познаем истину, -- считает
Аристотель -- одними всегда постигается
истина, а другие ведут также к ошибкам
(например, мнение и рассуждение), истину
же всегда дают наука и ум, то и никакой
другой род познания, кроме ума, не является
более точным, чем наука. К теории познания
Аристотеля вплотную примыкает его логика.
Хотя логика у Аристотеля по содержанию
имеет формальный характер, она является
многопрофильной, так как включает в себя
учение о бытии и учение об истине и познании.
Поиск истины осуществляется
через умозаключения с использованием
индукции и дедукции. Существенным элементом
поисков истины выступают десять категорий
Аристотеля (сущность, количество, качество,
отношение, место, время, положение, состояние,
действие, страдание), которые он рассматривает
как тесно взаимосвязанные друг с другом,
подвижные и текучие. Нельзя не отметить
вклад Аристотеля в классификацию наук.
До Аристотеля хотя уже и существовали
различные науки, но они были разрознены,
отдалены друг от друга, не определена
была их направленность. Естественно,
это создавало определенные трудности
и в их изучении, и в определении их предмета,
и в области применения. Аристотель был
первым, кто провел как бы инвентаризацию
имеющихся наук и определил их направленность.
Существовавшие науки он разделил на три
группы: теоретические, куда вошли физика,
математика и философия; практические
или нормативные, в рамках которых политика
выступает одной из главнейших; поэтические
науки, которые регулируют производство
различных предметов.
В области социальной
философии Аристотель выдвинул также
глубокие идеи, что дает основание рассматривать
его как мыслителя, стоявшего у истоков
наших современных представлений об обществе,
государстве, семье, человеке, праве, равенстве.
Происхождение общественной жизни, формирование
государства Аристотель объясняет не
божественными, а земными причинами. Согласно
Аристотелю, государство возникает естественным
путем для удовлетворения жизненных потребностей,
а цель его существования -- достижение
блага людей. Государство выступает как
высшая форма общения между людьми, благодаря
чему все другие формы человеческих отношений
достигают совершенства и завершения.
Естественное происхождение государства
объясняется тем, что во всех людей природа
вселила стремление к государственному
общению, и первый, кто это общение организовал,
оказал человечеству величайшее благо.
Выясняя сущность человека, закономерности
его становления, Аристотель считает,
что человек, по природе своей, существо
политическое и свое завершение, можно
сказать, совершенство он получает в государстве.
Природа наделила человека интеллектуальной
и моральной силой, которые он может использовать
и во благо, и во зло.
В вопросе о земле
Аристотель считает, что должны существовать
две формы собственности на землю: одна
предполагает общее пользование землей
государством, другая -- частное владение
гражданами, которые должны на дружественных
началах предоставлять выращенные продукты
в общее пользование других граждан.
Законодательство в государстве -- это неотъемлемая часть политики. Законодатели должны это учитывать всегда с тем, чтобы умело и адекватно отражать в законах своеобразие данного государственного строя и тем самым способствовать сохранению и укреплению существующей системы отношений,
Информация о работе Возникновение и становление античной философии