Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:57, реферат
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на продолжительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет постоянного развития, существуют основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.
Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшим для него является дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.Он выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Телеология Сократа
выступает в крайне примитивной форме.
Органы чувств человека, согласно этому
учению, своей целью имеют выполнение
определенных задач. Цель: глаз видеть,
ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным
образом боги посылают свет, необходимый
людям для зрения, ночь предназначена
богами для отдыха людей, свет луны и звезд
имеет своей целью помогать определению
времени. Боги заботятся о том, чтобы земля
производила пищу для человека, для чего
введен соответствующий распорядок времен
года; более того, движение солнца происходит
на таком расстоянии от земли, чтобы люди
не страдали от излишнего тепла или чрезмерного
холода и т.п.
Своего философского
учения Сократ в письменную форму не облекал,
но распространял его путем устной беседы.
Не ограничиваясь руководящей ролью в
пределах своего философско-политического
кружка. Гуляя по Афинам на площадях, в
местах общественных собраний, на улицах
- вел "беседы". Он рассказывал о своих
религиозно - нравственных проблемах,
в чем по его мнению заключается моральные
нормы и вел пропаганду своего этического
идеализма. Разработка идеалистической
морали составляет основное ядро философских
интересов и занятий Сократа. В Беседах
и дискуссиях Сократ обращал внимание
на познание сути добродетели. Для Сократа
мораль сливается с знанием. Нравственность
-- знание того, что есть благо и прекрасное
и вместе с тем полезное для человека,
что помогает ему достичь блаженства и
жизненного счастья. Нравственный человек
должен знать, что такое добродетель. Мораль
и знание с этой точки зрения совпадают;
для того, чтобы быть добродетельным, необходимо
знать добродетель как таковую, как "всеобщее",
служащее основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения
"всеобщего" должен был, способствовать
его особый философский метод.Задача этого
метода обнаружение истины путем беседы,
спора. В древности некоторые философы
считали, что раскрытие противоречий в
мышлении и столкновение противоположных
мнений является лучшим средством обнаружения
истины.
Если учения Гераклита
о борьбе противоположностей, как о движущей
силе развития природы, сосредоточение
своего внимания, главным образом, на объективной
диалектике, Сократ, опираясь на элейскую
школу и софистов, впервые отчетливо поставил
вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом
способе мышления. Метод Сократа - это,
прежде всего метод последовательно и
систематически задаваемых вопросов,
имеющих своей целью приведение собеседника
к противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. Что и является
сократовской "иронией". Но он не
ставит своей задачей только "ироническое"
раскрытие противоречий в утверждениях
собеседника, но и преодоление этих противоречий
с целью добиться истины. Продолжением
и дополнением "иронии" служила "майевтика"
"повивальное искусство" Сократа.
Он говорил, что как бы помогает своим
слушателям родиться заново, познанию
"всеобщего" как основы истинной
морали. Сократ хотел этим сказать, что
он помогает своим слушателям Основная
задача "сократического" метода -
найти "всеобщее" в нравственности,
установить всеобщую нравственную основу
отдельных, частных добродетелей. Эта
задача должна быть разрешена при помощи
своеобразной "индукции" и "определения".
"Индукция" и "определение" в
диалектике Сократа взаимно дополняют
друг друга.
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. "Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, терпятошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, терпят ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Добродетель, т.е. познание
того, что есть благо могут достичь лишь
"благородные люди" . "Земледельцы
и другие работающие весьма далеки от
того, чтобы знать самих себя... Ведь они
знают лишь то, что надлежит телу и служит
ему... А потому, если познание самого себя
есть закон разума, никто из этих людей
не может быть разумным от знания своего
призвания" . Как жестко Сократ отделят
один класс от другого таков характер
его религиозно - этического учения.
Основными добродетелями Сократ считает:
сдержанность - как укрощать страсти
мужество - как преодолеть опасность
справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы
о храбрости, благоразумии, справедливости,
скромности.
Ему хотелось бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты,т.е. гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ".
Сократ в своих социальных
воззрениях ориентировался на идеал "наидревнейших
и наикультурнейших народов" . Он высоко
ценил цивилизации и общества, опирающиеся
прежде всего на земледелие и военные
действия. Земледелие он противопоставлял
ремеслу и торговле, которые, по его мнению,
разрушают "порядок общины" и губят
души. Все это отражает консерватизм Сократа
и его уважение к традиции (аристократической)
, которая была сильно нарушена развивающейся
торговлей и мореплаванием.
Сократ так же наметил классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые им, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей.
Монархия, с точки зрения
Сократа, тем отличается от тирании, что
опирается на законные права, а не на насильственный
захват власти, а поэтому и обладает моральным
значением, отсутствующим у тирании.
Платон.
Платон (427 - 347 до н.э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.
Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он предпринял первое путешествию в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья, и он возвращается в Афины.
В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу - Академию, которая становится центром античного идеализма.
В период правления
в Сиракузах тирана Дионисия Младшего
Платон вновь пытается включится в политическую
борьбу. И на этот раз его стремление провести
свои мысли в жизнь не находят ожидаемого
понимания. Подавленный политическими
неудачами он возвращается в Афины где
и умирает в возрасте 80 лет.
Его творчество имеет приблизительно три периода: Первый начинается после смерти Сократа. Он создает первые диалоги и трактат "Апология Сократа" . Форма всех диалогов этого периода сходна: в них всегда выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных афинских или других граждан. Сократ задает вопросы тому, кто считается знатоком предмета. Искусно подобранными вопросами Сократ заставляет оппонента точнее формулировать свои ответы, и результат выявляется целый ряд "противоречий" и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все "за" и "против" делает определенные выводы.
Второй период совпадает с первым путешествием в Италию. Он отходит от собственно сократического" этического идеализма" и закладывает основы объективного идеализма. В этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского подхода к миру. Во второй половине этого периода, который приблизительно можно ограничить первым и вторым путешествием в Сиракузы, Платон дает цельное позитивное изложение своей системы. Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин "диалектика" и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое, в конце концов, приводит к возникновению искры познания.
С началом тертьего
периода,он переоценивает прежнее понимание
идеи, рационализирует его, придавая ему
характер общности. Понимание идеи приобретает
определенную косность (застылость) . В
нем, диалектика идей определена конфликтом
бытия и небытия, который происходит прямо
в царстве идей. Тем самым в царство идей
вводится движение и развитие. Диалектика
идей была призвана поддержать идеалистический
монизм Платона, в котором заключается
вершина его рационализма. В последующих
трудах все больше проявляется влияние
пифагорейской философии, усиливающей
его мистицизм и иррационализм.
Основной вопрос философии
он решает однозначно - идеалистически.
Материальный мир, который нас окружает
и который мы познаем своими чувствами,
является лишь "тенью" и произведен
от мира идей, т.е. материальный мир вторичен.
Все явления и предметы материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются,
идеи являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства Платон признает
их подлинным, действительным бытием и
возводит в ранг единственного предмета
подлинного истинного познания. Между
миром идей, как подлинным, реальным бытием,
и небытием существует по Платону, мнимое
бытие, производное бытие, которое отделяет
истинное бытие от небытия. Действительные,
реальные вещи представляют собой соединение
подлинного бытия с пассивной, бесформенной
"принимающей" материей (небытием)
. Отношение идеи бытия и реальных вещей
является важной частью его философского
учения. Чувственно воспринимаемые предметы
не что иное, как подобие, тень, в которой
отражены определенные образцы - идеи.
Но у него также можно встретить и утверждение
противоположного характера - идеи присутствуют
в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает
определенную возможность движения к
иррационализму. Много внимания он уделяет
вопросу "иерархизации идей" . Эта
иерархизация представляет определенную
упорядоченную систему объективного идеализма.
Идея красоты и добра это одна из самых
важных идей для Платона. Она не только
превосходит все реально существующее
добро и красоту тем, что совершенна, вечна
и неизменна , но и стоит выше других идей.
Познание, или достижение, этой идеи является
вершиной действительного познания и
свидетельством полноценности жизни.
В диалоге "Менон"
теорию воспоминания Платон демонстрирует
на примере Сократа с неким юношей. Мальчик
никогда не изучал ранее математику и
не имел никакого образования. Сократ
же настолько хорошо поставил вопросы,
что молодой человек самостоятельно сформулировал
теорему Пифагора. Из чего Платон делает
вывод, что его душа раньше, в царстве идей,
встретилась с идеальным отношением, которое
и выражено теоремой Пифагора. Научить
в этом случае - это не более чем принудить
душу к воспоминаниям. На основе теории
воспоминаний он производит и определенную
иерархизацию души.
Информация о работе Возникновение и становление античной философии