Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:51, реферат
Цель данной работы является изучение основных идей философии Древнего Востока. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить основные школы и учения философии Древней Индии;
- Изучить основные школы и учения философии Древнего Китая.
- Сделать выводы
Введение………………………………………………………….3
1. Возникновение философии в Древней Индии ………………4
1.1 Философские школы Древней Индии……………………5
2. Возникновение философии в Древнем Китае……………….9
2.1 Философские школы Древнего Китая……………………9
Заключение ………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………13
Санкхья (число, перечисление) - в ее основании
лежит не непосредственно текст Вед, а
независимый опыт и размышление. В этом
плане санкхья отличается от веданты и
мимансы. Учение этой школы выражает точку
зрения, согласно которой первопричиной
мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех
вещах существуют и сами вещи. При соединении
пракрити и пуруши возникают исходные
принципы мира, как материальные (вода,
воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект,
самосознание и т.д.). Таким образом, санкхья
представляет собой дуалистическое направлен
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пути сансары и кармы. Нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.
Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.
Таким образом, философия в Древней Индии достигла высокого уровня развития. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.
2. Философия Древнего Китая.
История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь. Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
Истоки философии Древнего Китая следует искать в первых, и еще полумифических памятниках китайской письменности, особенно знаменитой «Книге перемен» («И цзине»), коментарии к которой и положили начало философии Китая. «Книга перемен» — один из главных источников, в котором заложены основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавались в разные времена (XII—VI вв. до н. э.). В ней можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) - Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму.
Ян - это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь - женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» и прослеживает дао - путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».
2.1 Философские школы Древнего Китая
Период Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) -Чжаньго (V – III вв. до н. э.) является временем крупных изменений в Китае. В этот период осуществляется переход к феодальному обществу, который не мог не оказать своего воздействия на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение людей. В Китае возникла обстановка, получившая название «соперничество всех школ» и давшая мощный импульс развитию философской мысли. Среди этих школ главные следующие шесть:
-школа служилых людей (конфуцианцев);
-школа моистов (последователей Мо-цзы);
-школа даосистов (центральная категория - дао);
-школа законников (легистов); школа номиналистов (школа имен);
-школа сторонников инь и ян (натурфилософы).
Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 - 479 до н. э.). Конфуцианство - это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. В центре его учения - человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу. Оно должно включать в себя выработку надлежащих правил поведения и обязательность исполнения каждым человеком своих функций, а сам человек рассматривается Конфуцием в качестве функционального элемента общества, в качестве человека-функции, подчиненной обществу.
Центральным для конфуцианства
является концепт «жэнь», который
можно перевести как «
Не менее важную роль
в конфуцианстве играл и
Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины» Конфуция. «Путь золотой середины» — один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом». И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания». Здесь у мыслителя фактически речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном управлении.
Даосизм. Наряду с конфуцианством даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н. э. Его основателем считается Лао-цзы (VI – V вв до н. э.) Необходимо отметить, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. В центре учения даосов находится категория Дао. Дао - это первичное небытие, «ничто не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли Дао противоречивыми признаками, то есть рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством. В своих представлениях о человеке даосская философия исходила из идеи природного равенства людей. Но, в отличие от конфуцианцев, считавших, что природные задатки людей развиваются в разной степени и это является основой иерархичности общества, даосы полагали, что равенство людей обусловлено присутствием Дао в каждом из множества объектов универсума, в том числе и человека.
Моизм - получил свое название по имени ее основателя Мо-цзы (около 475-395 гг. до н. э.). В ранние годы Мо-цзы был последователем Конфуция, но затем порвал с его школой и основал новое, противоположное ей направление- моизм. Названия глав трактата «Мо-цзы» («Трактат учителя Мо») отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии-это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза. Согласно его учению, всеобщая, любовь и человечность должны быть обязательными для всех людей в государстве и все должны заботиться о взаимных выгодах. Он утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой и тем самым расходится с конфуцианцами. Рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга.
Легизм. Эта школа возникла и оформилась в VI
- II вв. до н. э. Легизм (от лат. lex - род. падеж
от legis - закон) - это учение школы законников,
в котором раскрывается этико-
Из вышесказанного можно сделать вывод, что философия Древнего Китая зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал и была тесно связана с ней.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что страны Древнего Востока были очень развиты, и это не могло не повлиять на раннее появление философских учений. Наиболее известными и влиятельными оказались учения, которые возникли в Индии и Китае. Они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними.
В наследие от этих стран нам остались древнейшие литературные сочинения, в которых формулировались философские идеи. Это настоящие литературные памятники, в которых высказывались первые идеи об окружающем мире и делались неловкие попытки его осмыслить. Древнейшие цивилизации не оказывали большого влияния друг на друга, не имели тесных связей, из этого следует, что в философских учениях они развивались самостоятельно и у каждой были свои представления о бытие.
Примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений об окружающем мире, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. В этих странах пересматриваются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, противоположные направления мысли. Можно выделить несколько причин возникновения философии:
С помощью философии люди имеют возможность понять себя и окружающий их мир. Попытаться найти ответы на вечные вопросы бытия.
Список литературы.
1. «Философия Древнего мира.».Чанышев М.В - М., 2003 г.
2. «Хрестоматия по истории Древнего Востока». Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 1993.
3. «Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия.» Лукьянов. А.Е. М., 1989.
4. «Краткий очерк истории философии» Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.М., изд-во «Мысль», 1971 г.
5. h-sciences.ru/philosophy/82-2-
Информация о работе Возникновение философии в странах Древнего Востока