Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:51, реферат
Цель данной работы является изучение основных идей философии Древнего Востока. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить основные школы и учения философии Древней Индии;
- Изучить основные школы и учения философии Древнего Китая.
- Сделать выводы
Введение………………………………………………………….3
1. Возникновение философии в Древней Индии ………………4
1.1 Философские школы Древней Индии……………………5
2. Возникновение философии в Древнем Китае……………….9
2.1 Философские школы Древнего Китая……………………9
Заключение ………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………13
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Факультет дистанционного обучения
Кафедра философии
Дисциплина «Философия»
Реферат
Тема: «Возникновение философии в странах Древнего Востока»
Выполнила студентка:
2 курса, группы Д301
Цайзер Е.В
Проверила:
Москва, 2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение философии в Древней Индии ………………4
1.1 Философские школы Древней Индии……………………5
2. Возникновение философии в Древнем Китае……………….9
2.1 Философские школы Древнего Китая……………………9
Заключение ………………………………………………
Список литературы ………………………………………………13
Введение
Философия - это осмысление бытия и великая духовная сила, оказывающая влияние на мир. Она непосредственно участвует в формировании общества, основных ценностно-мировоззренческих принципов.
Возникновение философии в странах Древнего Востока связано с переменами в обществе и с переходом на новый уровень его развития. Развивались и формировались первые государства, в обществе было явное разделение на классы. Все больше возникало вопросов «откуда мы пришли» и «что главное в жизни». Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии. Мифология как форма общественного сознания не могла уже регулировать усложнившиеся социальные и экономические отношения. Возникла острая потребность выработать новый тип мировоззрения, чем в дальнейшем и оказалась философия. В поисках ответа люди начали изучать мир вокруг себя. В последствии человек начал воспринимать окружающую среду, космос как что-то отличное от себя. Общество начало размышлять и философствовать, затем делать умозаключения и выводы об окружающем его мире.
Эта тема очень интересна тем, что на древнем востоке было множества философских школ, некоторые из которых существую и по сей день. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древней Индии и Древнего Китая.
Цель данной работы является изучение основных идей философии Древнего Востока. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить основные школы и учения философии Древней Индии;
- Изучить основные школы и учения философии Древнего Китая.
- Сделать выводы
1. Философия Древней Индии
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа. Древнеиндийское общество делилось на Варны - группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре:
1) жреческая Варна (брахманы);
2) Варна военной аристократии (кшатрии);
3) Варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи)
4) низшая Варна (шудры).
В середине второго тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Они говорили на одном из языков индоевропейского происхождения и обладали даром поэтического видения мира. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» - хвалебный стиль, песня, гимн.
Веды - это священные
книги брахманов, которым они
приписывали
1.Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).
2.Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).
3.Араньяки («лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).
4.Упанишады («сидение-ученика-подле-
Но наиболее значимыми среди
них в связи с формированием
философских представлений
В Упанишадах основное внимание уделяется не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и нравственному совершенствованию. «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?» - вот характерные вопросы Упанишад.
В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман - универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».
1.1 Философские школы Древней Индии
К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята.
Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.
В основе буддизма «четыре благородные истины»:
1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
2) существует причина страдания,
которой является жажда бытия(
3) существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия;
4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.
Буддизм возник как оппозиция кастовому
строю. В этом учении утверждалось равенство
всех людей в страдании и право всех на
спасение. Человеческая личность, как
и все другое в мире, подчиняется закону
причины и следствия, который и позволяет
наряду с отрицанием существования души
признать действие закона кармы, переселение
душ. По закону причинности, элемент сознания
не исчезает из круговорота жизни с нашей
смертью совершенно, он проявляется вновь
в другом месте, в другой форме. Смерть
и рождение - это важные события, но все
равно это лишь мгновения в целой цепи
отдельных, с необходимостью следующих
друг за другом, мгновений. Следовательно,
каждую новую жизнь необходимо понимать
как результат прежних существований,
и в этом смысле не как рождение, а как
перерождение.
Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению.
Джайнизм - религиозно-философская школа индийской
философии, родственная буддизму, названная
по имени 24 святых проповедников джайна. Его основателем считается
Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил
также имя Джина, что означает «Победитель».
В основе данного направления также лежит
противопоставление между душой и телом.
Человек (как и другие одушевленные существа)
обладает индивидуальной, отдельной от
других душой. Помимо души существует
неодушевленная материя, из которой состоит
мир. Сущность личности, с точки зрения
джайнизма,дуалистическая: духо
Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором -джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства - нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.
Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была Локаята. По традиции возникновение Локаяты связывают с именем мифического мудреца Брихаспати. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания считалось чувственное восприятие. В учении этой школы можно обнаружить явные параллели учениям о первоначале, созданным в древнегреческой философии. Школа пережила яркий расцвет и пользовалась большой популярностью среди людей, однако впоследствии философские работы данного направления были уничтожены брахманами, и она утратила свое влияние. Представители локаяты полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир.
Поздней разновидностью родственной философской концепции локаяты является чарвака - это материалистическое учение. Школа «чарвака» в определенный период истории древнеиндийской мысли была очень влиятельной и противостояла буддизму. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключался не в страдании, как это было в буддизме, а в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью.
Чарвака отрицает концепцию брахмана, Атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть - конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения - существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории - Чарвака. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия - это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.
В отличие от не ортодоксальных школ в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые не отрицали авторитета Вед, а опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ.
Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется Атман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем, постоянное размышление над истинами веданты с целью непосредственного и постоянного созерцания истины.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.
Информация о работе Возникновение философии в странах Древнего Востока