Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:09, контрольная работа
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Введение………...……………………………………………3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии..4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..10
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………..
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое. Среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. В период «культурной революции» 1960-х годов традиционные религии Китая испытывали настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна пришедшее к власти более умеренное руководство взяло курс на более терпимое отношение к религии. Было восстановлено конституционное право на свободу вероисповедания, а китайские религиозные лидеры получили возможность для возобновления прерванных контактов со своими коллегами за пределами Китая.
Конфуцианство. Конфуций родился в 551 г. до н.э. в знатной, но обедневшей семье, рано остался без родителей, но упорным трудом пробрел образование, стал «книжником», человеком, умеющим рисовать и читать иероглифы. Долгое время провел на государственной службе, которую оставил в знак несогласия с нечестивыми поступками царя, имел целую школу последователей и умер в 479 г. до н.э. Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, положения в мире и обществе, отношение к духам предков, взаимоотношения с другими, «старшими» и «младшими», людьми.
Конфуцианство – одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе филосовско-этического учения.С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с деятельностью государственного аппарата, чему соответствовало теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство – одна семья», император – «Сын Неба» и одновременно «отец народа».Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность («сяо») и почитание предков. В одном из конфуцианских сочинений говорится: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с религиозной торжественностью, - вот пять обязанностей сыновнего благочестия».Незыблемость существующего строя и его сакрализация – основной стержень конфуцианской религии, ставшей прочной основой патриархальной идеологии китайского феодализма. Конфуцианство не утратило своего значения и поныне, являясь в Китае господствующей религией, всегда стоящей на страже существующего порядка.
Лао-Цзы. Лао-Цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-Цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям, изменениям и искажениям. Лао-Цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного выяснению ключевого в философии даосизма понятия Дао. Этот трактат стал каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.В действительности же его звали Ли Эр.
Даосизм. Даосизм
– религия, сложившаяся в Китае во II-III
вв. н.э. на основе философского учения
о «дао», возникшего в VI-V вв. до н.э. Согласно
традиции, основателем даосизма считается
Лао-Цзы (Ли-Боянь, род. В 604 г. до н.э.), а виднейшим
его представителем был Чжуан-цзы (369-286
гг. до н.э.). Учение даосизма изложено в
трактатах, названных по именам этих мыслителей.
Это трактат «Лао-Цзы», который более известен
под названием «Дао дэ дзын» («Книга о
пути и силе») и «Чжуан цзы».Основным понятием
даосизма является «путь» («дао»), толкуемое
как основа, закон, порядок вечного изменения
мира и людей. «Дао» присутствует во всем,
но не исчерпывается ничем единичным,
не познается разумом и не выражается
в словах. «Дао» также рассматривается
как порождающее начало всего сущего и
синоним единого мирового целого. «Дао»
присуща благая сила – «дэ» («добродетель»),
посредством которой оно проявляет себя
в мире, причем формы проявления – действующие
субъекты рассматриваются как воплощение
«дао».Как религиозная система даосизм
сформировался в II в. Н.э. как синтез типологически
близких учений Лао-Цзы и Чжуан-цзы, усилившего
мистическое истолкование «дао» и принципа
«увей», философских школ натурфилософов,
верований шаманов, практики магов и доктрины
«бессмертных святых». Постепенно сформировался
и культ обожествления Лао-Цзы.Во II-III вв.
под влиянием буддизма в даосизме появляются
монашество и монастыри, что было чуждо
установкам первоначального даосизма.
В это же время усиливается тенденция
к доминированию в даосской религиозной
практике психоделических методов созерцательной
медитации. Основное внимание начинает
уделяться приемам внутреннего самосовершенствования.
Эта тенденция приводит к появлению в
XII в. В Северном Китае новых даосских школ,
важнейшая из которых, школа «Пути совершенной
истины», становится ведущим даосским
направлением и остается таковым вплоть
до настоящего времени. Основное внимание
эта школа уделяет нравственному совершенствованию
и даосской практике созерцания. Основной
целью и центральной концепцией религиозного
даосизма является достижение бессмертия.
Учение о бессмертии предполагает, что
последователь даосизма, посредством
определенной практики, включающей в себя
гимнастические и дыхательные упражнения,
правила половой гигиены, медитацию и
алхимию, может достичь не только духовного,
но и физического бессмертия, а также развить
в себе сверхъестественную силу и способности.
Поскольку даосизм отрицает бессмертие
души, отделенной от тела, и рассматривает
человека в качестве целостного психофизического
существа, данная доктрина предполагала
два аспекта религиозной практики: совершенствование
тела (гимнастические и дыхательные упражнения)
и совершенствование духа (созерцание,
медитация).
Восток более религиозен и традиционен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей развитости, но также и потому, что национально-религиозная традиция для него - защитный панцирь, позволяющий сохранить свое национальное «я», свое этническое лицо, свои нравы и обычаи, особенно перед лицом обезличивающей все это капиталистической вестернизации.
Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «ведение» или «знание» - это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады», в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В «Упанишадах» мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.
Если Индия -
царство религиозных философий,
а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями,
то Китай являет собой цивилизацию
иного типа. Социальная этика и административная
практика здесь всегда играли значительно
большую роль, нежели мистические абстракции
и индивидуалистические поиски спасения