Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:09, контрольная работа
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Введение………...……………………………………………3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии..4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..10
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная
работа №1
по философии на тему №4:
Восточная
философия.
Студентка | Симдянова Анастасия Андреевна |
Специальность | Финансы и кредиты |
Образование № личного дела |
Первое высшее 10ффд10676 |
Группа | 2ФКг-3 |
Преподаватель | Иванова Валерия Айбасовна – к.ф.н., доцент |
|
Барнаул 2011
Введение………...…………………………………………
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии..4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..10
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………..
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из неё. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, принадлежат к последней группе.
Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно – общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед и араньяки – «лесная книга», которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед содержат трактаты религиозно – философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и т. д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека – бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни.
Если спросить буддиста о том, как возникла религия, которой он поклоняется, то мы получим ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад её возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»). Из буддийской религиозной литературы мы узнаём, что Будда явился на землю, для того, чтобы выполнить спасительную миссию т. е. указать живым существам избавление от страданий.
Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно – философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно. Современная наука даёт основания считать, что начало возникновения буддизма, приходится на середину 1 тысячелетия до н. э., а местом его становления и развития в последующие века является северо-восточная Индия. Буддизм первоначально носил выраженную антижреческую направленность, будучи идеологией, порождённой новой, высшей фазой развития рабовладельческих отношений в конкретных условиях Индии этого времени. Для него характерны черты, свойственные всем религиям развитого классового общества.
Хинаяна (малая колесница) – упрощенное толкование Дхармы. Позднее возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдёт речь в данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада (путь старших).
Махаяна (большая колесница) оформилась как самостоятельное учение на рубеже 1 тысячелетия н. э. и наряду с другими течениями возникла на основе индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных странах, особенно в Китае и Японии.
Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции, получила распространение в Тибете.
Не смотря на то, что более поздние школы буддизма заявляют о своей аутентичности учению Гаутамы, наиболее близким к первоисточнику следует считать тексты на языке пали (самая древняя и полная коллекция наставлений Будды). В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально приближенные к оригиналу.
Философы — джайнисты считают, что имеется пять видов познания (джняны): мати, шрути, авидхи.
Мати представляет собой познание, получаемое с помощью непосредственного (пратьякша) восприятия (индрии). Она включает в себя память (смрити) и сознание людей (сангью). Это познание основано на наблюдении и исследовании.
Мати — джняна — это познание, полученное посредством индрий и ума. Она постигается после наблюдения или рассмотрения (даршаны). Знания, полученные посредством знаков (чинхов), символов (пратик) и слов (шабд), носят название шрути-джняна. Мати-джняна даёт нам знание в результате контакта (санспарши) с объектом, а шрути-джняна посредством описания (ворнаны) его.При посредстве кевалы, или совершенного знания (пурна-джняна), мы познаём все вещи (васту) и их модификации (паривартаны). Такое знание возникает лишь в том случае, если душа (атма) освободилась от всех оков (бандхан). Это знание не поддаётся описанию, оно может быть только ощутимо (анубхава).