Восточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Содержание

Введение………...……………………………………………3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии..4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..10
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………..

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле 
 

        Кафедра
        философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1  
 

по философии  на тему №4:

Восточная философия. 
 
 
 
 

    Студентка Симдянова Анастасия  Андреевна
    Специальность Финансы и кредиты
    Образование  

    № личного дела

    Первое высшее 

    10ффд10676

    Группа 2ФКг-3
    Преподаватель Иванова Валерия Айбасовна – к.ф.н., доцент
       
       
     
     
     
 
 
 

Барнаул 2011

                                                       Содержание

Введение………...……………………………………………3

1.Основные направления и школы древнеиндийской философии..4

2.Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..10

3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………

Список используемой литературы………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Введение.

Первые попытки  человека осмыслить окружающий мир  – живую и неживую природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует отнести  к тому периоду человеческого  существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из неё. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль  человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

 

1. Основные направления  и школы древнеиндийской  философии.

Для древнеиндийской  философии характерно развитие в  рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, принадлежат к последней группе.

Историю философии  Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент  всей индийской философии это: ведийский  и эпический периоды.

Ведийский период. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т. е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова «веды» и происходит название этого периода.

Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно – общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед и араньяки – «лесная книга», которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед содержат трактаты религиозно – философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и т. д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека – бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни.

Эпический период.Этот период в развитии индийской философии начинается в 6 в. до н. э., Когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает своё влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиции уступает место исследованию, религия философии. Внутри самой философии появляются различные школы: неортодоксальные и ортодоксальные. К неортодоксальным школам относятся: чарвака, джайнизм, буддизм.

Буддизм. Возникновение буддизма.

Если спросить буддиста о том, как возникла религия, которой он поклоняется, то мы получим  ответ, что более двух с половиной  тысяч лет назад её возвестил  людям Шакьямуни («отшельник из племени  шакьев»). Из буддийской религиозной литературы мы узнаём, что Будда явился на землю, для того, чтобы выполнить спасительную миссию т. е. указать живым существам избавление от страданий.

Буддизм в своих  истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно – философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно. Современная наука даёт основания считать, что начало возникновения буддизма, приходится на середину 1 тысячелетия до н. э., а местом его становления и развития в последующие века является северо-восточная Индия. Буддизм первоначально носил выраженную антижреческую направленность, будучи идеологией, порождённой новой, высшей фазой развития рабовладельческих отношений в конкретных условиях Индии этого времени. Для него характерны черты, свойственные всем религиям развитого классового общества.

Учение  о четырёх благородных истинах. Это учение составляет смысловой центр буддийской религиозной идеологии.Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины, утверждает тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического существования. Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся страдание. Само рождение есть, согласно первой «благородной истине», факт включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно — зависимого возникновения (пратитья — самуптпада). Этот закон призван объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. «Истина страдания» не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). В плане философии идеологема «страдание» выступает в функции ведущего методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена религиозная прагматика системы – установка на обретение просветления. Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, — это, согласно доктрине, сансара – круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека связано с принципиальной неудовлетворённостью существования.

Раннебуддийские школы. Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной религиозной доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный поиск. Следовательно, не удивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Традиционно выделяют три основных направления, или яны (колесницы).

Хинаяна (малая  колесница) – упрощенное толкование Дхармы. Позднее возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдёт речь в данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада (путь старших).

Махаяна (большая  колесница) оформилась как самостоятельное учение на рубеже 1 тысячелетия н. э. и наряду с другими течениями возникла на основе индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных странах, особенно в Китае и Японии.

Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции, получила распространение в Тибете.

Не смотря на то, что более поздние школы  буддизма заявляют о своей аутентичности  учению Гаутамы, наиболее близким к  первоисточнику следует считать  тексты на языке пали (самая древняя  и полная коллекция наставлений Будды). В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально приближенные к оригиналу.

Школа стхавиравадинов. Примерно в 345 г. до н. э. состоялся Второй Всебуддийский Собор, на котором окончательно определился раскол между махасангхиками (которые утверждали доминирующее значение монашеского служения) и стхавиравадинами, приверженцами консервативных взглядов. Последние являются единственными современными представителями традиции тхеравады. Адепты этого учения утверждали, что Гаутама был простым смертным, и его последователи, архаты, достигали такого же просветления, как и Учитель. Они практиковали традиционные медитативные техники, сопровождаемые анализом дхарм, и отрицали всяческие спекуляции, связанные с именем Будды. Согласно воззрениям традиционалистов, то, что человек воспринимает на чувственном уровне, является внешним и независимым от восприятия миром. Человеческий опыт не может служить достаточным основанием для далеко идущих выводов о внешних факторах, которые существуют сами по себе. Таким образом, эмпирическое восприятие позволяет лишь констатировать факты и более детально исследовать их в процессе медитации.

Школа сарваставадинов.Эта школа отделилась от учения стхавиравадинов во 2 в. до н. э. Философия учения может быть выражена словами сарвам асти («всё существует»), утверждающими существование дхарм во временном континууме – в настоящем, прошлом и будущем. Когда человек вспоминает эпизод из прошлого, он получает знание в настоящем на основе дхармы, существующей в прошлом. Таким образом заявлялась сущность феноменов вне зависимости от временной принадлежности; на основе этой посылки становится понятным действие кармических законов на низшем уровне проявления, когда причина и следствие сосуществуют в один период времени, хотя и имеют различные режимы проявления.

Школа саутрантиков. Это направление отделилось от предыдущего. Отрицая абхидхарму, практиковавшуюся другими школами, адепты учения не признавали временную тройственность состояний дхармы и заявляли об уникальности последней в каждый момент времени. Согласно этой концепции человек, воспринимая какое-либо явление, фактически имеет дело с конкретным ментальным образом. Даже если допустить вероятность того, что образ вызван уже существующей дхармой, этому нет никаких доказательств; соответственно, к моменту появления образа дхарма перестаёт существовать. В этой связи возникает концептуальная проблема. Так, если дхармы не имеют временной протяжённости, становится непонятным действие изначального кармического закона. Встаёт вопрос: каким образом то, что более не существует, может влиять на состояние объекта/субъекта в настоящем? Согласно учению, поступки одухотворяют разум и, соответственно, влияю на то, что случится в будущем.

Джайнизм. Центральной идеей этого религиозно — философского учения является принцип ахимсы (не причинения вреда). Джайнизм главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможность сознания. Джина в буквальном переводе означает «победитель».Основателем джайнизма считают Ришабхадеву, а наиболее известными проповедниками его являются: Аджитанах, Ариштанемы и Парешнатх. Парешнатх жил за 200 лет до Вардхаманы. Его ученики называются шветамбарами, а последователи Вардхаманы – дигамбарами. Шветамбары отказались от всего, кроме носимой одежды (паридхань), а дигамбары отказались даже и от одежды. Вардхамана объединил обе общины (сампрадайи), но после его смерти они снова распались. В возрасте 28 лет

Виды познания:

Философы —  джайнисты считают, что имеется  пять видов познания (джняны): мати, шрути, авидхи.

Мати представляет собой познание, получаемое с помощью  непосредственного (пратьякша) восприятия (индрии). Она включает в себя память (смрити) и сознание людей (сангью). Это познание основано на наблюдении и исследовании.

Мати — джняна — это познание, полученное посредством  индрий и ума. Она постигается  после наблюдения или рассмотрения (даршаны). Знания, полученные посредством  знаков (чинхов), символов (пратик) и слов (шабд), носят название шрути-джняна. Мати-джняна даёт нам знание в результате контакта (санспарши) с объектом, а шрути-джняна посредством описания (ворнаны) его.При посредстве кевалы, или совершенного знания (пурна-джняна), мы познаём все вещи (васту) и их модификации (паривартаны). Такое знание возникает лишь в том случае, если душа (атма) освободилась от всех оков (бандхан). Это знание не поддаётся описанию, оно может быть только ощутимо (анубхава).

Информация о работе Восточная философия