Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:41, контрольная работа
Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные направления и школы древнеиндийской философии…………...4
Основные школы и направления древнекитайской философии………..…10
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия……………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……
«Гита» положила начало новому направлению религиозной мысли – индуизму.
Философские системы индуизма:
Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Знание освобождает душу.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.
Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Одна из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья-карика».
Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные. В учении о познании кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также учения древних священных книг – Вед. Предпосылку этики санкхьи составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Поэтому главной задачей мудрости считается познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.
Ньяя
(логика, правило) – это учение о формах
мышления. В этой системе главное состоит
в исследовании метафизических проблем
при помощи логики. Освобождение понимается
как прекращение воздействия отрицательных
факторов страдания.
Основные
школы и направления
древнекитайской философии
Китайская философия зародилась в XVIII–XII вв. до н.э. Она уходит своими корнями в мифологическое мышление. Затем, когда получило распространение религиозное мировоззрение, начало развиваться и философское мышление. Складываются представления о темном и светлом началах. Постепенно эти представления начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием.
Свое развитие философское мышление этой страны получило в учении о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории», написанной в начале I тыс. до н.э. Согласно этому учению, весь материальный мир состоит в конечном счете из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли. Это материалистическое учение развивалось и в дальнейшем.
Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И цзине» – «Книге перемен».
Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет скорее о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи.
Найти гармонию, согласие между этими началами – одна из задач тогдашней философии.
Одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей».
Конфуцианство (школа служилых людей) – одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основатель этого направления – Конфуций (551–479 до н.э.). Главный источник его учения – книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.
Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.
В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.
Даосизм – важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы.
В центре внимания сторонников даосизма находится Дао (путь, дорога) – невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им.
«В учении о Дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики:
Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и ее самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону.
В даосизме небо, как и все остальное, зависит от воли Дао, которое является самодовлеющим началом. Здесь «человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от Дао, а Дао – от самого себя».
Одна из главных категорий даосизма – бездействие, или недеяние. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Главный принцип поведения личности – это сохранение «меры вещей». Тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель.
Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.
Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма – это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо–цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.
Взгляды Мо–цзы связаны с утверждением человеческой активности, стремлением изменить существующий общественный порядок, который в то время характеризовался в Китае смутами и волнениями.
Легизм – это учение школы законников, в котором раскрывается этико–политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легизм представлен такими философами, как Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй (наиболее видный представитель).
Легисты
утверждали, что политика несовместима
с моралью. По их мнению, главное
воздействие на массы правителю следует
осуществлять при помощи награды
и наказания, которому принадлежит
главная роль. Концепция государства,
созданная легистами, была теорией деспотического
государства. Перед законом должны быть
равны все, кроме самого правителя, который
является единственным творцом законов.
Объясните, в противоречиях, между какими школами и
направлениями
развивалась Восточная
философия
Противоречия в Китае складывались между такими школами, как: конфуцианство (основателем этого направления был Конфуций (551 – 479 до н. э.) и даосизм (основателем считается Лао–цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы). В центре внимания даосов находится категория дао (путь, дорога). Дао – это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Понимание дао в даосизме (следовать естеству всех вещей и не иметь в себе ничего личного) отличается от того значения, которое оно имеет в философии Конфуция. Дао, по Конфуцию, не имеет космологической окраски и обладает смыслом морального закона, принципа поведения, долга. Поэтому дао зависит у Конфуция от воспитания и образования. В любом случае дао не является у него первичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое определяло дао. В частности он говорит:
«Распространиться ли дао? Это зависит от воли Неба. Погибнет ли дао? Это зависит от воли Неба». Поэтому «кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться»1. В даосизме, наоборот, небо, как и всё остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом. Здесь «человек зависит от земли, земля - от неба, небо – от дао, а дао – от самого себя».
В Индии противоречия складывались между: ортодоксальными и неортодоксальными школами.
Согласно
учению неортодоксальных школ человек
при помощи своей духовной сути может
контролировать материальную суть и управлять
ею. Лишь он сам решает, что добро и к чему
отнести все то, что встречается ему в
жизни. Учение ортодоксальных школ основывалось
на Ведах, которые считаются священными
книгами, божественным откровением наподобие
Библии, а не на самопознании.
Заключение
Глубокие
политический потрясения нашли свое
отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско–
В литературно–исторических памятниках мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период 6–3 в в. до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8–6 вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли – этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к 4–3 вв. до н.э.
Период
складывания философских
Одновременно
история становления и развития
философии неразрывно связана с
классовой борьбой в обществе,
отражает эту борьбу. Противостояние
философских идей отражало борьбу различных
классов в обществе, борьбу между силами
прогресса и реакцией. В конечном итоге
столкновение взглядов и точек зрения
выливалось в борьбу двух основных направлений
в философии – материалистического и
идеалистического – с той или иной степенью
осознания и глубиной выражения этих направлений.
Список
литературы: