Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:08, контрольная работа
Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.
Введение.
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
Заключение.
Введение.
Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.
Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия одновременно в трёх очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.
В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.
В Китае становлению философии также способствовали
аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие
учения формируются на анализе или критике
таких древних памятников культуры, как
«Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга
перемен») (для сравнения, в Индии эту роль
выполняли Упанишады и Ригведа). Однако
в отличие от Индии здесь обособляются
два главенствующих мировоззренческих
направления — конфуцианство и даосизм.
Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает
официальный статус государственной идеологии.
1.Основные
направления и
школы древнеиндийской
философии.
В
древнеиндийской философии
1) Ведический — первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ);
2) Эпический — вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества);
3) Классический
— с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII
вв. (возникновение и развитие феодализма
на основе сословно-классовой социальной
структуры).
Источники ведического
периода — обширные и многослойные
тексты Вед (II-I тыс. до н.э.), записанные
на языке ариев — ведическом санскрите.
Поскольку ведическая литература оформлялась
на протяжении почти тысячелетия, то
она отразила различные стадии развития
мировоззрения древнеиндийского общества
— от мифологического до предфилософского
и философского. В целом Веды представляли
собой священные тексты — шрути, которые
были результатом откровения мудрецов
— риши и выражали идеологию брахманизма,
а затем — индуизма. Ведический комплекс
составляют: собственно Веды или самхиты
— сборники гимнов в честь богов (Ригведа
и Самаведа), жертвенных формул, изречений,
магических заклинаний и заговоров на
все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа).
В эпический
период философия в Индии постепенно превращается
в особую отрасль знания, специальную
науку. Об этом в частности свидетельствует
памятник III в до н.э. «Артхашастра»: «Философия
всегда считается светильником все наук,
средством для совершения всякого дела,
опорой всех установлений»5. Автор «Артхашастры»
(Каутилья) употребляет для философии
даже специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям»
(«рационально-логическое-
В классическом периоде эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому растянулась на многие века. Поэтому кризис родовой идеологии, сопровождавший становление новой общественной организации, был исходным пунктом постоянной творческой реконструкции сакрально-мифологических элементов родового мировоззрения. В преобразованном виде они выступали предельными основаниями всей последующей культуры древней Индии.
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
К первой группе
принадлежат шесть главных
Неортодоксальные.
В индийской
философии слово «чарвака»
Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета. На основе этих трех источников познания система джайнизма строит свое понимание вселенной. Восприятие раскрывает реальность материальных субстанций, состоящих из четырех разных элементов, таких же, какие фигурируют и в системе чарвака. Путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша), поскольку материальные субстанции должны где-то существовать, и о наличии времени (кала), поскольку изменения, то есть последовательный ряд состояний субстанции, не могут быть поняты без него. Они убеждены также в том, что существуют причины движения и покоя, ибо без них невозможно объяснить движение и прекращение движения в вещах. Эти причины, называемые «дхарма и адхарма», следует понимать не в их обычном моральном смысле, а в техническом смысле причин движения и покоя. Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу.
Буддийская
система философии выросла из
учения Гаутамы Будды, хорошо известного
основателя буддизма. Чувство скорби
при виде болезней, старости, смерти
и других несчастий, которым подвержен
человек, пробудило сознание Гаутамы.
Многие годы он учится, ведет аскетический
образ жизни и думает о происхождении
человеческих страданий, ища средства
для их преодоления. Наконец на него нисходит
просветление, результат которого был
изложен им в форме, которая стала известной
под названием «четырех благородных истин».
Это истина о том, что есть страдание; истина
о том, что есть причина страдания; истина
о том, что есть прекращение страдания,
и истина о том, что есть путь, ведущий
к прекращению страдания.
Первая
истина о наличии страданий имеется
в той или иной форме во всех
философских системах Индии. Однако
Будда видел, что страдание не
просто является чем-то случайным; оно
существует повсеместно, во всех формах
жизни и во всех видах опыта. Даже
то, что кажется удовольствием, в действительности
является источником страдания.
Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализа причинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире - материального или психического - причинно обусловлено некоторой другой вещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Все вещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определенными условиями. Страдания зависят от рождения в этом мире. Рождение, в свою очередь, вызвано нашим пристрастием (тришна) ко всему земному. Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенных условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Это третья истина — о прекращении страдания.
Четвертая истина, - относительно пути, ведущего к прекращению страдания, сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит из восьми ступеней — правильной точки зрения, правильного определения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильных стараний, правильной внимательности и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастия, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие.
Учение
Будды заключается в
Школа мадхьямаков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален (шунья); все феномены, как духовные, так и не духовные, иллюзорны. Это мировоззрение получило название нигилизма (шуньявада).
Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним, на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, так как уже самая мысль, что ум нереален, сама себя опровергает, поскольку мысли есть не что иное, как проявление деятельности ума. Это мировоззрение получило название субъективного идеализма (виджнянавада).
Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в каком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когда мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра. Исходя из этой идеи, или представления тигра, мы можем прийти к заключению о существовании причины данного представления – тигра - вне нашего ума. Следовательно, о внешних объектах можно судить как о существующих вне ума. Это мировоззрение может быть названо репрезентационизмом, или теорией подразумеваемости внешних объектов.
Школа
вайбхашиков согласна с предыдущей
в вопросе о реальности как внутренних,
так и внешних объектов. Однако она придерживается
иных взглядов на способы познания внешних
объектов. По мнению вайбхашиков, внешние
объекты воспринимаются непосредственно,
а не выводятся из их идей или представлений,
порождаемых нашим умом, потому что исходя
из той или иной идеи было бы невозможно
прийти к заключению о существовании внешнего
объекта, если бы внешний объект не был
воспринимаем в соответствии с идеей.
Эта точка зрения может быть названа непосредственным
реализмом, поскольку, согласно ей, внешние
объекты воспринимаются непосредственно.
Ортодоксальные.
1) Система ньяйи.
Система
ньяйи создана великим мудрецом
Готамой. Это реалистическая философия,
основывающаяся главным образом
на законах логики. Она признает
наличие четырех