Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:51, контрольная работа
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Востока и по сей день. Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии…………...4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии…………..12
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………19
Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы (Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др. Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.
Начиная
с III в. до н.э. происходит процесс слияния
легизма и конфуцианства в единое учение,
причем последнему нередко, по существу,
отводилась роль привлекательного фасада
и прикрытия. Подобный идейно-теоретический
симбиоз различных концепций управления
и правопонимания сыграл значительную
роль во всем последующем развитии государства
и права в Китае.
Школа сторонников Инь и Ян
Инь и Ян в Китае – два начала (духа). Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин.
Отношение
между первоначалами характеризовалось
двумя особенностями: взаимопорожением
и взаимопреодолением. Взаимопорожение
имело такую последовательность первоначал:
дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево
порождает огонь, огонь порождает землю,
земля порождает металл, металл порождает
воду, вода опять порождает дерево и т.
д. Последовательность начал с точки зрения
взаимопреодоления была другой: вода,
огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает
огонь, огонь - металл и т. д.
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия
В
Индии Восточная философия
В
Китае Восточная философия
1. Конфуцианством и даосизмом. Дао зависит у Конфуция от воспитания и образования и не является у него первичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.
2. Конфуцианством и моизмом. Основатель моизма Мо-цзы, рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, развивал концепцию утилитаризма, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба».
3.
Конфуцианством и легизмом. Конфуцианство
исходило из нравственных качеств людей,
делало акцент на роли и значении ритуала,
нравственных норм в утверждении порядка
в стране и принципов управления. Легисты
же, напротив, исходили из законов, утверждая,
что политика несовместима с моралью.
Заключение
Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад.
Я рассмотрела два главных направления Восточной философии - индийскую и китайскую философии.
Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миpу человека, она открывает миp возможностей нравственной личности в этом, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.
Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем. Реальная древнекитайская философия весьма богата направлениями, школами и именами, которые прошли через всю историю китайского общества и оставили в ней яркий и неизгладимый идейный след.
Есть,
однако, у Древневосточной философии
и другая сторона. Как и каждая
далёкая от нас философия прошлого,
она несёт неразгаданные идеи,
значение которых раскрывается порой
неожиданно в связи с гораздо более поздними
находками человеческой мысли, открытиями
в науке, поисками смысла бытия.
Список литературы