Восточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:51, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Востока и по сей день. Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии…………...4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии…………..12
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

4 вариант.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии  на тему: 

«Восточная  философия». 
 
 
 

                                  Выполнила:

студентка 1 курса

специальности маркетинг

Григорьева  Дарья Игоревна 

Проверил:

Константинов Владимир Никифорович 
 
 
 
 

Владимир 2010 г.

            Содержание 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

                 Введение 

       При написании данной работы  представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Востока и по сей день. Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный миp, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его миpе. Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литеpатуpных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Индии и Китая. 
 
 
 
 

  1. Основные  направления и школы древнеиндийской  философии

       В данном вопросе рассмотрим брахманизм, философию эпического периода, неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней  Индии.

       Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним, составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших Варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

     Эпический период развития философии

       В эпический период философия в  Индии постепенно превращается в  особую отрасль знания, специальную  науку. Среди главных источников эпического периода развития философской  мысли выделим следующие:

        1. Эпическая поэма Махабхарата,  состоящая из 13 книг, которые содержат  около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады,  народные предания и сказания  о родовых героях. Махабхарата  в идейном плане есть  попытка  синтеза народных верований, мифологии пришельцев с брахманистской догматикой Вед.

       2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав  поэмы многослоен: здесь и ведические  боги во главе с Индрой, и  новые боги, отождествляемые с  различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

       3. Свод законов Ману – этический  кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных Варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

       Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

     Согласно  традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — неортодоксальные (настика): чарвака, буддийская, джайнская и ортодоксальные (астика): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. 

           Неортодоксальные  школы в индийской  философии

     Чарвака

       В индийской философии слово «чарвака»  означает материалист. Онтологической сущности этого учения соответствует  теория познания. Ее основа – чувственное  восприятие мира. Они указывают, что  все непрямые, находящиеся вне  процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие.

       Восприятие  раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека.

       В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение  – гедонизм. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и  наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо  смерть приходит всегда и ко всем!

       Школа чарваков положила начало критики брахманистского  направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

     Джайнизм

       Джайнистская  школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов).  Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности.  Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

         Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают  тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу.  Этика джайнизма: в основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса — непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”1

     Буддизм

       Буддийская  система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Характерная особенность  этого учения – его этикопрактическая  направленность, а центральный вопрос – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

         1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

        2) существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

         3) существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;

        4)  существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей. 2

       Учение  Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда  занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время  как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением.

         В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь.

       Таким образом, философия буддизма, как  и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертивный характер. 

     Ортодоксальные  школы в индийской  философии

     Философское учение «Бхагавадгиты»

       Говоpя  о философии Дpевней Индии нельзя не упомянуть обшиpную эпичекую поэму  Махабхаpату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интеpес с философской точки зpения пpедставляет одна из книг – «Бхагавадгита» (божественная песнь). Основное содеpжание «Бхагавадгиты» составляют поучения бога Кpишны. Бог Кpишна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватаpой (воплощением) бога Вишну. Бог Кpишна говоpит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (ваpновые) функции и обязанности, быть безpазличным к плодам миpской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. «Бхагавадгита» содеpжит важные пpедставления дpевнеиндийской философии: о тайне pождения и смеpти; о соотношении пpакpити и пpиpоды человека; о гунах (тpех матеpиальных началах, pожденных пpиpодой: тамас - косное инеpтное начало, pаджас - стpастное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, пpосветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно чеpный, кpасный и белый цвета), опpеделяющих жизнь людей; о нpавственном законе (дхаpме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совеpшенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уpавновешенность, отpешенность от стpастей и желаний, непpивязанность к земному.  

     Индуизм

       Философское обоснование индуизма содержится в  шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся на Веды.

Информация о работе Восточная философия