Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:51, контрольная работа
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Востока и по сей день. Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии…………...4
2.Основные школы и направления древнекитайской философии…………..12
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
«Восточная
философия».
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности маркетинг
Григорьева
Дарья Игоревна
Проверил:
Константинов
Владимир Никифорович
Владимир 2010 г.
Содержание
Введение
При
написании данной работы представляется
особенно важными несколько моментов:
прежде всего - ознакомление с основными
идеями Древневосточной философии, а также
стремление разобраться, в чем же кроется
привлекательность и живучесть этих идей,
более того, почему они не только не стали
чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются
далеко за пределы Востока и по сей день.
Первые попытки человека осмыслить окружающий
миp - живую и неживую пpиpоду, космическое
пpостpанство, наконец, самого себя - следует
отнести к тому периоду человеческого
существования (предположительно его
можно датировать вторым тысячелетием
до нашей эры), когда человек в процессе
эволюции, прежде всего умственной, начал
диффеpенциpовать пpиpоду как средство
своего обитания, постепенно выделяя себя
из нее. Именно вследствие того, что человек
стал воспринимать животный и растительный
миp, космос как нечто отличное и противостоящее
ему, у него началось фоpмиpование способностей
осмысливать действительность, а затем
и философствовать, т.е. делать умозаключения,
выводы и выдвигать идеи об окружающем
его миpе. Философская мысль человечества
зарождалась в эпоху, когда на смену родовым
отношениям приходили первые классовые
общества и государства. Отдельные философские
идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаружить в литеpатуpных памятниках
Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее
древней является философия, возникшая
в странах Древнего Востока: в Индии, Китае,
Египте и Вавилоне. В данной работе рассматривается
зарождение и развитие древневосточной
философии Индии и Китая.
В данном вопросе рассмотрим брахманизм, философию эпического периода, неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним, составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших Варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.
Эпический период развития философии
В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
1. Эпическая поэма Махабхарата,
состоящая из 13 книг, которые содержат
около 100 000 стихов, написанных Вьясой.
Основа поэмы – песни, баллады,
2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.
3. Свод законов Ману – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных Варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.
Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.
Согласно
традиционным принципам классификации,
принятым большинством ортодоксальных
индийских мыслителей, школы и системы
индийской философии разделяются на два
обширных лагеря — неортодоксальные (настика):
чарвака, буддийская, джайнская и ортодоксальные
(астика): миманса, веданта, санкхья,
йога, ньяя и вайшешика.
Неортодоксальные школы в индийской философии
Чарвака
В
индийской философии слово «
Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека.
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем!
Школа
чарваков положила начало критики брахманистского
направления в индийской
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.
Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу. Этика джайнизма: в основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса — непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”1
Буддизм
Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Характерная особенность этого учения – его этикопрактическая направленность, а центральный вопрос – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:
1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
2) существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
3) существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;
4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей. 2
Учение
Будды заключается в
В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь.
Таким
образом, философия буддизма, как
и джайнизма, носит эгоцентрический
и интровертивный характер.
Ортодоксальные школы в индийской философии
Философское учение «Бхагавадгиты»
Говоpя
о философии Дpевней Индии
Индуизм
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся на Веды.