Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:44, контрольная работа
Анализ книги «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» позволил выявить 8 грехов, к которым автор относит: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и угроза ядерного оружия, где расположены эти грехи по степени значимости.
Эти «смертные грехи» (они отчасти совпадают с проблемами, выделяемыми в современной глобалистике) образуют систему, охватывающую самые страшные угрозы человечеству.
Введение 3
1. Философия глобальных проблем 4
2. Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.1 Общая характеристика книги К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.2 Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Как видно первой по значимости в книге стоит проблема перенаселения Земли. Лоренц указывает, что человечеству « … угрожает то, что почти никогда не случается с другими живыми системами, — опасность задохнуться в самом себе. Ужаснее всего, однако, что в этом апокалипсическом ходе событий высочайшие и благороднейшие свойства и способности человека — именно те, которые мы по праву ощущаем и ценим как исключительно человеческие, — по-видимому, обречены на гибель прежде всего»5.
Лоренц указывает на то, что человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе (что видно уже из того, что трудно запомнить более двух-трёх десятков людей и поддерживать с ними близкие отношения) в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примеров двух крайностей приводится гостеприимность людей, живущих вдали от городов и взрывоопасная нервозность концлагерей, где неосторожный взгляд может привести к драке. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах.
И тут открываются двери для размышления: возможно ли, такое сосуществование на Земле количественно ограниченного человечества? Морально-философский вопрос о том, допустимо ли закрывать дверь в жизнь тем, кто не родился, но мог бы родиться, решаем положительно: лучше не родиться, чем, родившись, погибнуть, не изведав счастья жизни, в кошмаре невыносимой тесноты, голода, убийств, людоедства и тому подобных ужасов, неизбежных при перенаселении Земли. Пусть будет миллиард счастливых, а не десятки, сотни миллиардов мучеников.
Следующим по значимости грехом цивилизованного человечества, Лоренц рассматривает «опустошение жизненного пространства», где автор указывает, что «Цивилизованное человечество готовит себе экологическую катастрофу, слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу. Когда оно почувствует экономические последствия, то оно, возможно, осознает свои ошибки, но весьма вероятно, что тогда уже будет поздно. И меньше всего человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствении цивилизованного человека»6.
Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд, очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа - не храм, а мастерская и человек в ней - работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе - взять у нее как можно больше - не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис).
Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники - третьим грехом человечества, - которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство. Главным мотивом бизнеса является получение мгновенной финансовой выгоды. Таким образом, общество и, следовательно, каждый человек теряет долгосрочные цели и вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем, кроме трудоспособности человека не ограничивается, так что он приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который сопровождается рядом хронических болезней у самых активных граждан. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с дискомфортом. По мнению Лоренца, современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.
Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества - изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, - отмечает К. Лоренц, - спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки. Средства массовой информации вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Многие из них, несмотря на их возможное противоречие научным взглядам, сложились эволюционно, то есть доказали свою незаменимость для общества и поэтому, согласно Лоренцу, не могут быть безнаказанно забыты. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям (в том числе криминальным элементам) ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению
Постоянное
бездумное использование
Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция - это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, - обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня.
Чрезвычайно опасным для современного общества, по К. Лоренцу, является и седьмой грех - возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же .культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала
И, наконец, ядерное оружие - восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем. Автор обозначает ядерное оружие как менее опасную из всех приведённых проблем, поскольку для предотвращения ядерной войны достаточно не пользоваться ядерным оружием, между тем борьба с остальными сильно затруднена. Ситуация усугубляется тем, что указанные «заболевания» капиталистических обществ существуют в комплексе, так что они поддерживают друг друга. Впрочем, автор предлагает некоторые способы борьбы с этими системными проблемами.
Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия. Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания. И, хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия7
Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит - таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.
Эти «смертные грехи» (они отчасти совпадают с проблемами, выделяемыми в современной глобалистике) образуют систему, охватывающую самые страшные угрозы человечеству. Обращает на себя внимание морально-этическая окрашенность всех рассуждений Лоренца: самым страшным он считает именно изменение духовного мира человека, распад иерархии духовных ценностей, традиций, именно это, с его точки зрения, может привести к гибели культуры. Выходом же из этой ситуации, согласно Лоренцу, является познание человеком самого себя, создание адекватного образа человека - существа, объединяющего в себе природное и социальное в единую систему.
Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.
В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы8.
Это,
во-первых, проблемы интерсоциальные,
то есть та совокупность проблем, которая
возникает в мировом
Во-вторых, это проблемы системы "общество-природа", формирующиеся на основе неконтролируемого или недостаточно продуманного присвоения богатств природы обществом и человеком. Примером этого типа проблем являются все экологические вопросы сегодняшнего существования и развитая человека и общества (атмосфера, гидросфера, космос, энергетика, сырье и т. п.).
В-третьих, это проблемы системы "человек-общество" - противоречия собственно самой общественной жизни человека на современном этапе функционирования и развития общества. Это - одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни человека практически в любом обществе.
Как
и любая классификация, настоящая,
относящаяся к членению современных
глобальных проблем, - условна. Она лишь
в общем виде в весьма приблизительно
разграничивает все эти проблемы, поскольку
некоторые из них однозначно не могут
быть включены в какую-либо одну их группу,
систему. Скажем, такие проблемы, как продовольственная,
демографическая, ликвидация опасных
заболеваний, наверное, будут входить
в каждую из вышеперечисленных групп.
Однако, несмотря на условность и приблизительность
разграничения глобальных проблем, предложенная
классификация позволяет видеть не только
их взаимосвязь и взаимообусловленность,
но и некоторые общие причины и обстоятельства
появления и развития.
Заключение
Подводя
итоги данной работы на основании
изученного и вышеизложенного материала,
можно сделать следующие
Австрийский биолог и философ К.Лоренц лауреат Нобелевской премии 1973 года за достижения в области физиологии и медицины известен в мире своими трудами посвященными анализу проблемы человека и перспектив человеческой цивилизации. Ученый принадлежит к одному из философских направлений, именуемый философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.
Философские идеи К.Лоренца оказали существенное влияние на понимание основ экологии человека и изучение природы человеческой агрессивности. Философский анализ творческого наследия одного из основателей этологии Конрада Лоренца позволил показать, что он внес существенный вклад в исследование познания и поведения человека, в разработку современных решений гносеологических и этических проблем.
Информация о работе Восемь смертных грехов цивилизованного человечества