Восемь смертных грехов цивилизованного человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Анализ книги «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» позволил выявить 8 грехов, к которым автор относит: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и угроза ядерного оружия, где расположены эти грехи по степени значимости.
Эти «смертные грехи» (они отчасти совпадают с проблемами, выделяемыми в современной глобалистике) образуют систему, охватывающую самые страшные угрозы человечеству.

Содержание

Введение 3
1. Философия глобальных проблем 4
2. Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.1 Общая характеристика книги К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.2 Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат_ФИЛОСОФИЯ (НП).doc

— 111.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ФИЛОСОФИЯ 

НА ТЕМУ:

ВОСЕМЬ  СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КОНРАД ЛОРЕНЦ (АНАЛИЗ КНИГИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 
 
 
 
 

Введение 

      Австрийский биолог Конрад Лоренц - один из тех ученых, чьи труды не только определяют дальнейшие пути развития науки, но и оказывают  сильное воздействие на самопонимание  человека.

      Главные труды знаменитого биолога и философа XX века, широко известного в нашей стране, прежде всего - как автора популярных книг о поведении животных: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", "Так называемое зло (к естественной истории агрессии)" и "Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания)".

      Трудно  переоценить значение открытых им новых  путей в исследовании природы  человека и человеческой культуры - таких, как объективный анализ соотношения  инстинктивных и запрограммированных  культурой побуждений в человеческом поведении, подход к культуре как к живой системе. В наше время, когда существование человеческой культуры оказалось под угрозой в результате процессов ее собственного развития, такие пути особенно актуальны.

      В своих трудах К. Лоренц проник в такие глубины человеческой природы, высказал столь значимые идеи, что, очевидно, выдвинутые им гипотезы еще длительное время будут оставаться предметом осмысления и исследования философов и методологов науки.

      В отечественной исследовательской  литературе вплоть до самых последних лет преобладающей была весьма критичная оценка концепции Лоренца, которая, как правило, рассматривалась как упрощающая и биологизирующая человека. Между тем, в наши дни уже очевидно, что идеи и гипотезы К.Лоренца приобретают новое звучание и, безусловно, могут оказать заметное влияние на развитие гносеологии и философской антропологии.  
 
 

1. Философия глобальных  проблем 

      С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Представителями данного философского направления являются К. Лоренц, А. Печчеи, П. Сорокин, Д. Белл1.

      Одним из представителей данного направления  является Конрад Лоренц (1903-1989) - австрийский биолог и философ, основатель «эволюционной эпистемологии», анализу трудов которого посвящена настоящая работа.

      Краткий биографический путь ученого сводится к следующим его жизненным  этапам:

  • Лауреат Нобелевской премия по физиологии и медицине (1973).
  • Профессор философии Кенигсбергского университета (с 1940).
  • В советском плену (1944-1948).
  • Почетный профессор университета в Мюнхене (1947).
  • Основатель Института сравнительного исследования поведения животных в Альтенберге (1949).
  • Директор Института физиологии поведения имени М. Планка в Зеевидене (1961-1973).

      К. Лоренц заложил теоретические основы и систему фундаментальных понятий и категорий современной этологии (инстинкт; научение; импринтинг, т.е. способ опознавания особей своего вида в половом поведении; механизмы поведения животных в ситуациях борьбы за доминирование и конфликтах и др.)2.

      В своих произведениях «Агрессия (так  называемое Зло)» (1963), «Эволюция и  модификация поведения» (1965), «Восемь  смертных грехов цивилизованного человечества» (1971) и др. осмысливал изменения когнитивных процессов от уровня инстинктов до самосознания, механизмы адаптации живых существ к внешней среде, значение внутренней совокупности мотиваций и напряженности (фрустрации) в генезисе агрессивного поведения.

      К другой заслуге ученого относится  предположение о том, что врожденные характеристики мыслительного аппарата людей и обусловленные их психофизической организацией процедуры восприятия обусловлены закономерностями естественного отбора в ходе адаптации человека к окружающей среде. Личный опыт индивидов не определяет когнитивные параметры устройства нашего познания, однако в контексте исторической эволюционной перспективы последние могут быть истолкованы как продукт процесса развития посредством проб и ошибок: т.обр. формы и категориальная организация нашего мышления предстают исключительно в качестве релятивных гипотетических образований. Естественнонаучное знание, по Лоренцу, строится на индуктивных принципах - наиболее существенно сведение сути законов низких уровней организации реальности к закономерностям более высокого порядка. При этом объяснение природы более низких структурных уровней может явиться и самодостаточным вне анализа высших «этажей» системы. Однако Лоренц полагал, что понимание природы элементов сложных систем, как правило, достижимо лишь целостно и в единстве. Выражая тревогу по поводу тенденций дегуманизации жизни современного человечества, Лоренц особо акцентировал внимание на тенденциях перенаселения и сужения жизненного пространства индивидов, деформации темпов жизни людей под воздействием технического прогресса, генетическое вырождение, распад традиций в контексте гипертрофированной значимости идеологических догматов.

      Итак, что же представляет глобальная философия? Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.

      Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, (затем они становились региональными и глобальными, т. е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества).

      Разумеется, не всякую проблему можно назвать  глобальной и не любая проблема общественного  развития могла стать глобальной.

      Все существующее существует в некотором  количестве и, следовательно, может  быть измерено. Данное обстоятельство необходимо прежде всего учитывать в вычленении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

      В выявлении из всей совокупности проблем  сегодняшнего мира жизненно важных для  человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения  глобальных проблем выражается в  следующих основных их характеристиках:

  • во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;
  • во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;
  • в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;
  • в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека3.

      Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и  взаимосвязи позволяют вычленить  те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или  жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

      Всем  глобальным проблемам общественного  развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится  в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

      Все глобальные проблемы находятся в  сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной  какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

      При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений. Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах. современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако., они не могут быть со всей определенностью названы глобальными. Глобальные проблемы — не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным Образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

      В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При  этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.

      Далее, нельзя не видеть, что постоянно  в какой-либо части мира возникают  новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра4. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты ..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

2. Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 

2.1 Общая характеристика книги К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 

      В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя.

      В предисловии книги автор отмечает, несмотря на то, что данная книга  была написана к 70-летию его лучшего  друга Эдуарда Баумгартена, «по сути своей она, собственно, не подходит ни к этому счастливому событию, ни к жизнерадостной натуре юбиляра» и свою книгу он называет проповедью, «призыв к раскаянию и исправлению, обращенный ко всему человечеству»

      В своей книге Лоренц выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного, и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека.

      По  своей структуре его книга  состоит из 10 глав, где 2 – 9 посвящены раскрытию именно тем восьми грехам цивилизованного человечества, о которых говориться в самом названии книги. Эти разделы носят следующие названия:

      Глава 2. Перенаселение 

      Глава 3. Опустошение жизненного пространства

      Глава 4. Бег наперегонки с самим собой 

      Глава 5. Тепловая смерть чувства 

      Глава 6. Генетическое вырождение

      Глава 7. Разрыв с традицией 

      Глава 8. Индоктринируемость

      Глава 9. Ядерное оружие

      Обратимся к более подробному анализу книги  К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 

2.2 Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 

      Итак, к числу «смертных грехов современного человечества» Лоренц относил:

  1. перенаселение Земли;
  2. опустошение жизненного пространства;
  3. бег наперегонки с самим собой;
  4. тепловую смерть чувств;
  5. генетическое вырождение;
  6. разрыв с традицией;
  7. индоктринируемость,
  8. ядерное оружие.

Информация о работе Восемь смертных грехов цивилизованного человечества