Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:44, контрольная работа
Анализ книги «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» позволил выявить 8 грехов, к которым автор относит: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и угроза ядерного оружия, где расположены эти грехи по степени значимости.
Эти «смертные грехи» (они отчасти совпадают с проблемами, выделяемыми в современной глобалистике) образуют систему, охватывающую самые страшные угрозы человечеству.
Введение 3
1. Философия глобальных проблем 4
2. Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.1 Общая характеристика книги К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
2.2 Философские взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ФИЛОСОФИЯ
НА ТЕМУ:
ВОСЕМЬ
СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
КОНРАД ЛОРЕНЦ (АНАЛИЗ КНИГИ)
Содержание
Введение
Австрийский биолог Конрад Лоренц - один из тех ученых, чьи труды не только определяют дальнейшие пути развития науки, но и оказывают сильное воздействие на самопонимание человека.
Главные труды знаменитого биолога и философа XX века, широко известного в нашей стране, прежде всего - как автора популярных книг о поведении животных: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", "Так называемое зло (к естественной истории агрессии)" и "Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания)".
Трудно
переоценить значение открытых им новых
путей в исследовании природы
человека и человеческой культуры -
таких, как объективный анализ соотношения
инстинктивных и
В своих трудах К. Лоренц проник в такие глубины человеческой природы, высказал столь значимые идеи, что, очевидно, выдвинутые им гипотезы еще длительное время будут оставаться предметом осмысления и исследования философов и методологов науки.
В
отечественной
1.
Философия глобальных
проблем
С
70-х годов XX века сложилось достаточно
влиятельное направление
Одним из представителей данного направления является Конрад Лоренц (1903-1989) - австрийский биолог и философ, основатель «эволюционной эпистемологии», анализу трудов которого посвящена настоящая работа.
Краткий биографический путь ученого сводится к следующим его жизненным этапам:
К. Лоренц заложил теоретические основы и систему фундаментальных понятий и категорий современной этологии (инстинкт; научение; импринтинг, т.е. способ опознавания особей своего вида в половом поведении; механизмы поведения животных в ситуациях борьбы за доминирование и конфликтах и др.)2.
В своих произведениях «Агрессия (так называемое Зло)» (1963), «Эволюция и модификация поведения» (1965), «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1971) и др. осмысливал изменения когнитивных процессов от уровня инстинктов до самосознания, механизмы адаптации живых существ к внешней среде, значение внутренней совокупности мотиваций и напряженности (фрустрации) в генезисе агрессивного поведения.
К другой заслуге ученого относится предположение о том, что врожденные характеристики мыслительного аппарата людей и обусловленные их психофизической организацией процедуры восприятия обусловлены закономерностями естественного отбора в ходе адаптации человека к окружающей среде. Личный опыт индивидов не определяет когнитивные параметры устройства нашего познания, однако в контексте исторической эволюционной перспективы последние могут быть истолкованы как продукт процесса развития посредством проб и ошибок: т.обр. формы и категориальная организация нашего мышления предстают исключительно в качестве релятивных гипотетических образований. Естественнонаучное знание, по Лоренцу, строится на индуктивных принципах - наиболее существенно сведение сути законов низких уровней организации реальности к закономерностям более высокого порядка. При этом объяснение природы более низких структурных уровней может явиться и самодостаточным вне анализа высших «этажей» системы. Однако Лоренц полагал, что понимание природы элементов сложных систем, как правило, достижимо лишь целостно и в единстве. Выражая тревогу по поводу тенденций дегуманизации жизни современного человечества, Лоренц особо акцентировал внимание на тенденциях перенаселения и сужения жизненного пространства индивидов, деформации темпов жизни людей под воздействием технического прогресса, генетическое вырождение, распад традиций в контексте гипертрофированной значимости идеологических догматов.
Итак, что же представляет глобальная философия? Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.
Глобальные,
или всемирные (общечеловеческие) проблемы,
являясь результатом
Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.
Все существующее существует в некотором количестве и, следовательно, может быть измерено. Данное обстоятельство необходимо прежде всего учитывать в вычленении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.
В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:
Таким
образом, качественный и количественный
факторы (критерии) в их единстве и
взаимосвязи позволяют
Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).
Все
глобальные проблемы находятся в
сложной взаимосвязи и
При
выявлений взаимосвязи
В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.
Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра4. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты ..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.
2.
Философские взгляды
К. Лоренца в книге «Восемь
смертных грехов цивилизованного
человечества»
2.1 Общая
характеристика книги К. Лоренца «Восемь
смертных грехов цивилизованного человечества»
В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя.
В
предисловии книги автор
В своей книге Лоренц выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного, и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека.
По своей структуре его книга состоит из 10 глав, где 2 – 9 посвящены раскрытию именно тем восьми грехам цивилизованного человечества, о которых говориться в самом названии книги. Эти разделы носят следующие названия:
Глава 2. Перенаселение
Глава 3. Опустошение жизненного пространства
Глава 4. Бег наперегонки с самим собой
Глава 5. Тепловая смерть чувства
Глава 6. Генетическое вырождение
Глава 7. Разрыв с традицией
Глава 8. Индоктринируемость
Глава 9. Ядерное оружие
Обратимся
к более подробному анализу книги
К. Лоренца «Восемь смертных грехов
цивилизованного человечества»
2.2 Философские
взгляды К. Лоренца в книге «Восемь смертных
грехов цивилизованного человечества»
Итак, к числу «смертных грехов современного человечества» Лоренц относил:
Информация о работе Восемь смертных грехов цивилизованного человечества