Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:04, контрольная работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Власть и личность" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:
1. Понятие власти
2. Значение власти
3. Понятие личности с философской точки зрения
4. Проблема личности
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Власть……………………………………..………………………………...4
1.1 Понятие власти…………………………………………………………4
1.2 Значение власти………………………………………………………...6
2. Личность………………………………………………………………….....9
2.1 Понятие личности с философской точки зрения ……………………9
2.2 Проблема личности…………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….18 Список использованной литературы…………………………………………...19
Человек не растворяется целиком в обществе, тем более - в политике, где смысл поступков и событий определяется исключительно интересами власти и гарантированного ее усилиями порядка. Это предполагает работу духа. Утрата человеком своей личности и превращение в социального робота развращает власть и предвещает ее скорый упадок. Но и упадок власти - это не торжество и не победа личности, поскольку свобода от власти - это жизнь в неустроенном мире. Диссиденты и тираноборцы выступают не против власти, они выступают за то, чтобы власть превратилась в реальную силу и исполнила свое предназначение в мире - консолидировала общество и оформила институты, помогающие человеку объединить свои усилия с другими. Поэтому философское содержание проблемы власти можно бы обозначить как проблему сосуществования людей и согласования различных пластов человеческой личности.
Власть не только интегрирует общество, но и вынуждает к интеграции личность человека, который, взаимодействуя с властными структурами, конституирует себя как целое. Подчинение власти сопряжено с подавлением каких-либо мотивов деятельности и согласованием поведения с собственными оценками и убеждениями. Это делает трудным любой поступок. Человек испытывает искушение целиком слиться с властью, полностью довериться ей и тем самым избежать двойственности существования. Но как только это ему удается, власть оказывается неспособной к длительному историческому существованию. Тоталитаризм, возникая в ответ на желание человека избежать бремени ответственности, неопределенности и одиночества, губителен и для власти, и для человека.
Через отношение к власти формируется отношение человека к обществу, в котором он реализует свое неповторимое назначение в мире. Поэтому "всякая власть - от Бога" (ап.Павел), ибо во всяком обществе и при любой власти есть дорога к себе, есть задача, которую не способны отменить никакие указы. Власть являет собою не только испытание для личности, поскольку ставит барьер на ее пути, но и предпосылку формирования личности, поскольку лишь участвуя во властеотношениях можно конструктивно менять социальный мир, утверждая в нем человеческие ценности.
Человек есть загадка в мире не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой.
Личность – это совокупность трех её основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и её психосоциального ядра – «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющей её характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного дома, достоинства, ответственности, совести. Таким образом, «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовно – смысловой её центр. Процесс соотношения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами служит базой её самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной деятельности.
Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности – психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность.
Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.
Особым компонентом личности является её нравственность. Социальные обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.
Говоря о личности, мы прежде всего имеем в виду отдельного человека, индивида, индивидуальность. Но личность в представлении философов не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. Если вычленить, сопоставляя философские концепции, некоторое более или менее устойчивое ядро в разных трактовках личности, то обнаружим примерно следующее её понимание. Личность – это уникальная телесно-духовная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность – субъект, «автор» жизни, определяющий её смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями.
В европейской философии существует прочная традиция персонализма – позиции, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, а отношения, строящиеся на признании этой ценности, относятся к высшему разряду отношений. Такого рода идеи присутствуют уже в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.
Часть философов считают личность чисто духовным образованием. По мнению М. Шиллера, дух «есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспримесная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов. Центр духа, личность, не является, таким образом, ни предметным, ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов».
Социально-активистская
и атеистическая трактовка
Существует огромное количество философских, этических, психологических, политических и даже юридических определений личности, о ней постоянно говорят как о творческой или свободной, нравственной или волевой, деятельной или пассивной.
Религиозная философия говорит нам о принципиальной нехарактеризуемости Бога: Он – Тот, кто не может быть объектом. Бога нельзя иметь, Он может лишь присутствовать. Но уже первые христиане полагали главным свойством Бога его личное бытие. Значит, именно личность объединяет Бога и человека. Поэтому, если Бог неопределим именно в силу личного своего бытия, личность в человеке также принципиально неопределима. Личность – фундаментально нехарактеризуемое. Это влечет за собой сразу несколько важнейших следствий.
Во-первых, личность не есть вещь среди других вещей. Как таковая, она не есть вообще часть объективного мира, напротив, она стягивает в себя весь мир, наполняя его своей деятельностью (энергией). Поэтому, есть правда в древних учениях о человеке как микрокосмосе, «малом мире». Все, что существует в мире, существует и в личности, это – персонализированный мир. Поэтому личность и обретает себя, выходя вовне, и поэтому она не утрачивает мира, возвращаясь в себя.
Во-вторых, личностью нельзя обладать; как в теоретическом (определение), так и в практическом (использование) смысле. Личность не может быть вообще объектом – действия или познания, но сама есть действующая или познающая. Она не просто неопределима, но есть принципиально необъективируемое. Как таковая, личность есть то, что не может быть использовано. Попросту говоря, личность вообще не может быть средством, но только целью. Личность есть ценность, единственная ценность, обладающая реальным существованием.
Поскольку личность
есть то, что дарует бытие ценности,
она не может вообще
Личность есть трансцендирующая (самопревосхождение), т.е. выходящая за пределы своего мира реальность, и как таковая связана с познанием, творчеством и поступком.
Феофил Антиохийский говорил, сравнивая ум человека с зеркалом: если оно ржавое, то несовершенны и отражения в нем вещей, поэтому для познания мира необходимо очищение себя, самоизменение. И, конечно же, всякий поступок есть изменение мира на основе ценностей личности и потому – творчество.
Проблема личности – одна из ключевых для философской антропологии. Она выражает борьбу мнений вокруг персоналистской традиции. Наиболее последовательно и глубоко эта тема раскрыта в полемике между «новыми философами» и «новыми правыми» во Франции. Однако гораздо меньше интереса отечественные исследователи проявили к проблеме человека в трактовке данной темы в названных течениях. «Новые философы» пытаются развивать персоналистскую линию европейской философии, а «новые правые» активно противостоят ей.
Что подразумевается под «персоналистской линией» европейской философии? Речь идет о трактовке человека как безоговорочной ценности. Она утверждала себя в борьбе против иных, неевропейских типов мышления, через критику антропоцентрических подходов к бытию. Персонализм отягощен
разными противоречивыми ходами мысли, которые подчас запутывают ясность исходных позиций. Именно поэтому «концепция смерти человека» выступает как осложненный вариант антропологической теории, пропитанной тоской по человечности. В концепции «новых философов» также обнаруживается непоследовательность, постоянно бросающаяся в глаза. С одной стороны, решительно проводится идея «смерти человека». Европейский человек, по их мнению, ничем не отличается от обезличенного персонажа восточных деспотий, где принципиально отвергается человеческая независимость и субъективность Он мертв, деперсонализирован. Но, с другой стороны, возникают в трудах «новых философов» и конкретные экзистенциалистические мотивы, которые неизменно сопряжены с поиском уникальности, свободы, индивидуальности.
Возникает вопрос: «человек без личности» - это идеал «новых философов» или плачевный диагноз современной ситуации. В первом варианте данное течение можно отнести к антиперсонализму, во втором, напротив, оценивали бы как крайне обостренную и драматическую версию персонализма. В фундаменте такого антиперсонализма лежит стихия, воплощенная в персонализме. Здесь нет отвержения человеческой субъективности с самого начала, нет стремления вывести за скобки человеческую природу. Напротив, обостренный интерес к человеку присутствует с самого начала как исходный момент рассуждения. И вместе с тем есть попытка показать, как исчезает, устраняется собственно персоналистское начало, как оно превращается в свою противоположность. Понимая свою обреченность, человек все же должен не только отвергать тоталитаризм, но всеми средствами подрывать его.
Личности предлагается план действий, прокламируется ей достоинство. Однако в соответствии со стоическим идеалом утверждается, что как бы человек ни старался, все равно усилия его бесплодны. Отсюда следует, что идеалом «новых философов» вовсе не выступает человек без личности. Если индивид не отрешается от самого себя, от своей страсти и воли, складывается как бы своеобразное разделение власти между человеком и властителем. Мир есть катастрофа, вершина которого человек. Политика – призрак. Благо недостижимо. Но веря в оптимизм, надо все-таки жить. Не уход из жизни, не проповедь пассивности, покорности, а безуспешное выволакивание самого себя из собственных теней… Человек, даже поднявшийся в буите, - всегда лишь несбывшийся бог, неудачное создание. Так, в работах «новых философов» рождается новая тема – тема человека, выступающего во всеоружие собственной стихийности, не вовлеченности.
Человек не защищен в
своей плоти. Он обездолен во всех
отношениях. Удел его вызывает только
горечь. В своем достоинстве индивид
попран окончательно. Такого рода рассуждения
и привели некоторых отечествен
«Новые правые» выявили антиперсонализм, прежде всего в изобличении христианской традиции с её обостренным интересом к плоти и духу реального человека. Христианство рассматривается ими как пагуба европейской цивилизации, как злой её удел.
Человек, согласно постулатам «новых философов» реализуется как индивид, прежде всего потому, что он встречается со злом. «Я существую, прежде всего, потому что есть Зло, потому что оно радикально и потому что без гипотезы моего существования сама эта радикальность не могла бы мыслиться». Восстание против Зла есть доказательство бытия человека в качестве человека.
Установка на общество в противовес индивиду должна, по сути дела, привести в своем логическом развитии к полной дискредитации темы личности, к элиминированию её. Однако «новые правые» не могут удержаться на позиции антиперсонализма. Они невольно возвращаются к идее личности. Подлинной личностью никогда не может быть «человек массы», «человек из барака». Это привилегия «элитарной личности». Отсюда стремление «новых правых» возродить старое понятие аристократии, ибо, как они утверждают, индоевропейское общество традиционно покоилось на аристократической идее.