Виды существования материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность материального бытия, показать особенности понимания материи.

Задачи:

- определить сущность материи;

- изучить диалектико-материалистическое понимание материи;

- рассмотреть научное и философское понимание материи;

- раскрыть сущность материального единства мира.

Изучаемая тема достаточно разработана в философской литературе, но, тем не менее, представляет большой интерес.

Работа содержит 1 файл

контрорльная готова почти.docx

— 32.81 Кб (Скачать)

       В конце XIX - начале ХХ века в развитии марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А. Бебель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. В. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии.

       Существенный  вклад в дальнейшее развитие диалектико-0материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В. И. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии, смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях.

       Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние  на дальнейшее развитие философской  мысли как в нашей стране, так  и за рубежом. Однако историческая судьба этого наследия оказалась сложной, а подчас и драматичной. В период культа личности И. В. Сталина да и  в дальнейшем идеологическое оправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянно осуществлялось на основе депкларируемого предельного  уважения к диалектико-материалистическому  учению. Однако в действительности многие идеи решительно искажались, более  того, на практике порой действовали  даже вопреки теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Философское понимание материи и естественнонаучное представление о ней. Материальное единство мира. 

       Философское понимание материи проистекает  из онтологического постулата: все  то, что реально существует, обладает способностью материальных вещей, иных образований и духовных проявлений быть, иметь место, есть бытие.

       Прежде  всего, следует иметь в виду, что  существует естественнонаучная и философские теории в этой области. Современная физика, химия, биология, астрономия, математика, другие науки обладают широкими возможностями познания и истолкования материи, форм ее существования. Достижения современного естествознания в открытии новых законов мироздания, проникновение в его извечные тайны позволяют философии не просто корректировать собственные позиции, но и по необходимости пересматривать их, поднимать уровень научных обобщений развития природы.

       Понятие материи является одним из фундаментальных  понятий философии и естествознании. Как и другие понятия науки, оно  имеет свою историю.

       В каждую историческую эпоху содержание понятия материи определялось уровнем  развития научного знания о мире.

       Следует указать, что первоначальные представления  о материи возникли уже в глубокой древности. Опираясь на повседневный опыт и наблюдения, древние материалисты высказывали предположения о  том, что все явления окружающий наш мир имеют какую-то первооснову, неизменную и неуничтожимую вещественную субстанцию. В качестве субстанции выступают: вода, воздух, огонь и  айнерон (неопределенное вещество).

       Древние греки высказывали о неограниченной делимости материи. Так, по мнению Анаксагора, мир представляет собой совокупность бесконечного числа частиц - гомеомерий, каждая из которых, в свою очередь, состоит  из неисчерпаемого количества еще более  мелких гомеомерий и т.д. без конца. Считалось, что любая из этих частиц содержит в себе все свойства материального  мира.

       Гераклит  из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Необходимо подчеркнуть, что в древнегреческой философии  складывается и религиозно - идеалистическое  понимание материи. Так, объективный  идеалист Платон разделил действительность на мир идей и мир чувственных  вещей. Истиной субстанцией, первопричиной  мира, по его мнению, выступает «мир идей» т.е. мировой разум бог. Материя  же - это косная, пассивная масса, которая порождается и приводится в движение высшим духовным началом, составляющий его сущность.

       В XII-XIII вв. складывается новое понимание материи, от пассивных представлений древних. В этот период от философии откалываются и получают развитие в качестве самостоятельных отраслей математические, естественные и общественные науки. Во взглядах на материю преобладают атомистические представления. Материя отожествляется с веществом, состоящим из неделимых атомов. Материи приписывается такие свойства, как протяженность, непроницаемость, инерция. Вес неизменная механическая масса.

       Метафизическое  понимание материи было подвергнуто  критике основоположниками диалектического  материализма. На недопустимость отожествления  материи с веществом и на бесплодность поиска первоосновы всех конкретных предметов указывал в частности, Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы». Атомы, считал он, не являются простейшими, мельчайшими частицами вещества, они имеют сложную структуру.

       Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д

       Проблема  единства мира встала перед естествознанием  и философией с момента их возникновения. Мыслители, ученые пытались найти такое  единое начало развития и изменения, которое привело к образованию  существующего мира. Наблюдая богатейшее разнообразие явлений, их сторон, свойств, они старались выяснить, благодаря  чему мир представляет собой не набор  бессвязных, обособленных частей, предметов, а нечто целостное, единую цепь явлений. Философы по-разному подходили к  этой проблеме в зависимости от того, какую позицию они занимали.

       Для идеалистических систем было характерно стремление вывести единство мира не из него самого, а, в конечном счете, из духовной основы, принимавшей различную  форму— «божественной силы», «мирового  духа» и т. д.

       Одно  из подобных обоснований единства мира представляла концепция немецкого  философа Е. Дюринга. Последний выдвинул такое положение: поскольку мы, словно в раму, вставляем внешний мир  в нашу единую мысль, постольку ничто  из того, что должно войти в это  мысленное единство, не может сохранить  за собой двойственность, именно благодаря  объединяющей способности мышления возникает неделимое понятие  мира. Таким образом, оказывается  единым, поскольку он мыслится единым, поскольку мы можем представить  себе его как целое в пашей  мысли. Но попытки вывести реальное единство действительного мира из мысленного единства, из единого понятия о  мире приводили к абсурду.

       По  существу, сходную со взглядами Дюринга  позицию занимали сторонники махистской философии. Мах обосновывал единство мира, исходя из так называемого  «принципа экономии мышления». По его  мнению, наука дает целостную картину  мира не потому, что мир сам по себе един, упорядочен, а потому, что  человеческому мышлению свойственно  стремление к «простоте», «экономии». Но такое понимание единства мира, проведенное последовательно, до конца, приводит к солипсизму, ибо экономнее всего признавать существующим одного единственного индивида с его ощущениями.

       В действительности мир един не потому, что он сотворен какой-то божественной силой, не потому, что он мыслится единым. При всем своем многообразии предметы и явления мира имеют, как мы видели, одно общее, объединяющее их свойство — материальность. В материальности, в объективном, независимом от сознания существовании вещей и заключается  действительное единство мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение  

       Вопрос  о том, что представляет собой  мир как единое целое, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество  разнообразных процессов и явлений  окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность  ответить на этот вопрос, получивший со временем философское выражение.

       В философии сложились два противоположных  понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности. В противоположность к этому  другие философы исходят из того, что  в основе всего существующего  лежит идея, мышление, дух. А у  науки, на этот счет, тоже свое мнение.

       Окружающий  нас мир представляет собой различные  виды материи, что в нем нет, и не может быть нематериальных и сверхъестественных начал. В процессе естественной эволюции происходит переход от простейших форм материи к более сложным, от низших уровней ее организации к высшим. В ходе развития материи из неживого закономерно возникает живое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Литература 

       1 Российская электронная библиотека  «Эрудиция» 2003—2005/ Категории бытия и субстанции / ref@erudition.ru;

       2 ВикипедиЯ / Диалектический материализм / wikipedia.org.ru;

       3 Диалектическая энциклопедия 2006 - 2011 / Материалистическая теория познания / dialectics.ru;

       4 ВикипедиЯ / Материя (философия) / wikipedia.org.ru;

       5 Космическая вибрация / Что такое  материя? / otmart.net.

Информация о работе Виды существования материи