В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках?

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Бенджамин Франклин (1706-1790) - известный американский учёный, изобретатель, писатель, философ и государственный деятель, эдакий американский Ломоносов. Пятнадцатый ребёнок в бедной семье, Бен Франклин стал одним из образованнейших и известнейших людей своего времени благодаря неуемной тяге к знаниям и работе над собой. Он самостоятельно освоил несколько профессий, изучил французский, испанский, итальянский языки, латынь. В течение 20 лет Франклин издавал «Пенсильванскую газету» и почти 30 лет - литературный журнал «Альманах бедного Ричарда». Он открыл первую в США публичную библиотеку, создал Американское Философское Общество и основал Пенсильванский Университет. Заинтересовавшись физикой, Франклин самостоятельно прошёл путь от полного профана до учёного с мировым именем, сделал важнейшие открытия в области электричества и создал теорию кораблестроения. По сей день широко используются такие изобретения Франклина, как громоотвод, электрический запал, бифокальные очки, летнее время и т.д. Кроме того, Франклин - один из наиболее видных политических деятелей Америки. Он был одним из авторов Декларации независимости США и под ней стоит его подпись. В годы борьбы Америки за независимость Франклин был посланником в Европе и заключил союзный договор с Францией, а затем и мирный договор с Англией. И это ещё далеко не полный список того, чем прославился этот удивительный человек.

Наибольшую ценность Бенджамин Франклин видит в деньгах

Образ знаменитого ученого  и политического деятеля Бенджамина Франклина навеки запечатлен не только в сердцах американцев. Он несмываемыми чернилами отпечатан на стодолларовой  банкноте (самой крупной купюре, выпускаемой в США). Трудно представить кого-либо, кроме Франклина, изображенным на этой банкноте, ведь он один из величайших деятелей Американской революции. Кроме того, перед тем как стать одним из «отцов-основателей» Соединенных Штатов, Франклин был издателем и руководил собственной типографией.

Именно предпринимательский  дух позволил Франклину разбогатеть, достойно служить обществу и сделать  этот мир лучше для будущих  поколений. Однако Бен Франклин не только создал немало полезных изобретений  и дал начало стране под названием  «Соединенные Штаты Америки» — из-под его пера вышло множество мудрых и полезных советов. И некоторые из лучших его рекомендаций имеют отношение к финансам.

Пять мудрых высказываний Бенджамина Франклина о деньгах.

1. «Сберечь пенни —  все равно что заработать».  Наиболее популярное из высказываний Франклина о деньгах на самом деле не отличается особой точностью. Если с количественной точки зрения посмотреть на заработки рядового американца до вычета налогов, то сбереженный пенни гораздо больше пенни заработанного. К примеру, если заработок составляет 10 долларов в час, то после налогов «чистыми» остается 7,5 доллара. А вот если сократить бюджетные расходы на те же 10 долларов, то таким образом в собственную копилку можно положить уже больше своего заработка «чистыми» за час.

Урок: сбережения — главный  ключ к благосостоянию и финансовому  успеху.

2. «Знания — самая  выгодная инвестиция». Инвестировать в самого себя не менее важно, чем откладывать деньги на будущее. Франклину также приписывают высказывание «Привычка рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». 

Однако он сам часто  засиживался допоздна, изучая французский, итальянский, испанский языки и  латынь. Эти знания сослужили ученому  добрую службу во время поездки в  колонии, когда он искал у французов поддержки Американской революции. Знание языков принесло ему выгоды, которых он и представить себе не мог. Пример Франклина показывает, что успех достигается не только благодаря упорному труду, но и через прилежную учебу.

Урок: никогда не переставать учиться. Если у вас есть шанс пойти на курсы, продолжить свое образование — учитесь. Еще лучше — изучать то, что интересно лично вам, в свободное время. А в библиотеку можно записаться бесплатно!

3. «Нет ничего постыдного  в бедности — стыдно ее стыдиться». Франклин был человеком, который сделал себя сам. Он верил в то, что успеха можно добиться упорным трудом, прилежанием и учебой. Вначале его жизнь была весьма скромной, но он достиг процветания благодаря предпринимательству и постоянной учебе. И он никогда не скрывал, кем был, до того как стать успешным человеком.

Урок: воспоминания о тяжелых временах, когда вы были бедны или сильно задолжали, может послужить отличным стимулом вести более бережливый образ жизни и создать лучшее будущее себе и своей семье.

4. «Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег». Из цитат Франклина можно составить полноценную финансовую энциклопедию. Бережливость, накопления и экономия — это одно, а вот жадность — это совсем другое. Наглядный тому пример — финансовый кризис, разразившийся в 2008-м. Тогда именно жадность заставила инвесторов, ослепленных жаждой прибыли, вкладываться в ипотечные инструменты subprime с плавающей ставкой и в ценные бумаги с ипотечным обеспечением, сулившие невиданные проценты.

Урок: не вы должны служить вашим деньгам, а ваши деньги должны служить вам.

5. «Лучше лечь спать  без ужина, чем проснуться, будучи  в долгах». Франклин хорошо разбирался в природе долгов и был твердо убежден в том, что лучше предельно урезать расходы, чем занимать деньги на шикарную жизнь не по средствам. Разумеется, речь не о том, чтобы экономить на базовых потребностях, например на питании, но уж точно каждому необходимы средства на «черный день».

Урок: живите по средствам и выбирайтесь из долгов как можно быстрее.

Труды Бенджамина Франклина  содержат высказывания, которые актуальны  и сегодня, когда мы столкнулись  с непростыми и даже сбивающими с  толку экономическими условиями. Поэтому  пусть последняя строка этой статьи будет его цитатой о том, как следует относиться к деньгам:

«Деньги не сделали ни одного человека счастливым, и никогда  они не принесут ему счастья, потому что приносить счастье — не в природе денег. И чем больше у человека денег, тем больше он их желает».

5. Какие причины по Ивану Киреевскому лежат в различии западного и русского человека?

Киреевский Иван Васильевич (22.03.1806– 11.06.1856), один из основоположников славянофильства. 
Основные сферы деятельности Киреевского – философия, религия, литературная и художественная критика. Киреевский с юных лет питал интерес и к экономике. Примечательно, что, готовясь к экзамену для поступления на службу в Московский главный архив Иностранной коллегии, он не только много читал но и пробовал написать сочинение по «экономии». Экономические взгляды Киреевского складывались в русле общей концепции славянофильства и в соответствии его положения как землевладельца, помещика. 
В частности, Киреевский был сторонником отмены крепостного права, однако в отличие от др. «освободителей крестьян» предвидел возможные отрицательные последствия этой меры, справедливо опасаясь, как бы крестьяне, освободившись от работы на помещиков, не попали в гораздо худшую кабалу (что, к несчастью, слишком часто впоследствии и случалось). 
Наиболее важное, воистину мировое значение имеет тот вывод, который Киреевский сделал из общей концепции славянофильства применительно к экономической науке. Славянофилы считали, что гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывшейся в духе русского народа.

Понимание Киреевским сущности экономики вытекало из установленных  им особенностей русского склада ума, отличающегося от склада ума европейца. 
Европейская образованность, по Киреевскому, имела 3 основы: римскую церковь, древнеримский мир и возникшую из завоевания государственность. Сложившийся на этих основах «западный человек раздробляет свою жизнь на отдельные стремления и хотя связывает их рассудком в один общий план, однако же в каждую минуту жизни является как иной человек. В одном углу его сердца живет чувство религиозное, которое он употребляет при упражнениях благочестия; в другом – отдельно – силы разума и житейских занятий; в третьем – стремления к чувственным утехам; в четвертом – нравственно-семейное чувство; в пятом – стремление к личной корысти; в шестом – стремление к наслаждениям изящно-искусственным; и каждое из частных стремлений подразделяется еще на разные виды, сопровождаемые особыми состояниями души, которые все являются разрозненно одно от другого и связываются только отвлеченным рассудочным воспоминанием. Западный человек легко мог поутру молиться с горячим, напряженным, изумительным усердием; потом отдохнуть от усердия, забыв молитву и упражняя другие силы в работе, потом отдохнуть от работы, не только физически, но и нравственно, забывая ее сухие занятия за смехом и звоном застольных песен; потом забыть весь день и всю жизнь в мечтательном наслаждении искусственного зрелища. На другой день ему легко было опять снова начать оборачивать то же колесо своей наружно-правильной жизни.

Не так человек русский…»  Показав отличительные особенности  русского склада ума, Киреевский делает общий вывод: «… раздвоение и целостность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности». Именно вследствие разорванности западноевропейского сознания и стало возможным появление науки политической экономии. (О принципиальном различии западноевропейского и русского понимания «науки о богатстве» см.: Экономические воззрения славянофилов.)

Киреевский так объяснял, почему политическая экономия не могла  бы зародиться в России: «Западный  человек искал развитием внешних  средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд. Если бы наука политической экономии тогда существовала, то, без всякого сомнения, она не была бы понятна русскому. Он не мог бы согласить с цельностию своего воззрения на жизнь особой науки о богатстве… Он знал, что развитие богатства есть одно из второстепенных условий жизни общественной и должно поэтому находиться не только в тесной связи с другими высшими условиями бытия, но и в совершенной им подчиненности». Русская экономическая мысль не сводила хозяйственную деятельность только к деньгам, к подсчету прибылей и убытков, не отделяла финансовые итоги от духовно-нравственных ценностей, а также от государственных интересов, от судеб своего Отечества, всегда имела перед собой высокий идеал. Такой подход абсолютно чужд западной политической экономии.

Отличительные особенности западничества и  славянофильства.

Западники и  славянофилы вошли в историю  как люди  '' сороковых

годов ''- люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского

царствования.

Основными чертами  славянофилов являлись целостность  и разум, а западников -

раздвоение  и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это

различие:

1) в Западной  Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины

путем логического  сцепления понятий; на Руси - стремление к истине

“посредством  внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостности и

средоточию  разума”;

2) на Западе - государственность из насилий  завоевания, на Руси - из

естественного развития народного быта;

3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их

“единодушная  совокупность”;

4) на Западе - поземельная собственность - первое  отношение гражданских

отношений, на Руси - собственность только случайное выражение  отношений

личных;

  5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта. 

Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав

и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия внутреннего и

внешнего”; “  постоянная память об отношении всего  временного к вечному и

человеческого к Божественному” - такова древнерусская  жизнь, следы которой

сохранились и  теперь в народе.

Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный

человек почти  всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя

себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть  его вполне спокойна, что

он совершенно чист перед Богом и людьми, что  он одного только просит у Бога,

чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с общепринятым

понятием о  нравственности, он выдумает себе оригинальную систему

нравственности  и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда

живо чувствует  свои  недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного

развития, тем  более требует от себя и поэтому  тем  менее бывает доволен

собой”.

6. Какие Вы видите перспективы развития экономики России?

Обсуждение перспектив развития российской экономики требует  предварительного анализа текущего состояния, а также оценки возможностей и ограничений долгосрочного роста. В этой связи необходимо подвести некоторые итоги развития экономики России на интервале 1999-2008 гг., а также оценить последствия кризиса 2008-2009 гг.

Период 1999-2008 гг.

При всем разнообразии негативных явлений и тенденций неоспоримой  доминантой этого периода являлся  достаточно значимый экономический  рост, измеряемый 6.8% среднегодовых  темпов прироста ВВП. В результате объем  ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При  этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%.

Достаточно эффективное  функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано со следующими причинами:

Информация о работе В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках?