В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках?

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Кальвинистская церковь  должна была следить за религиозным  и нравственным поведением людей, а  светская власть должна была выполнять  все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви.

3. Почему стало возможным работорговля, убийства тысяч индейцев верующими людьми — отцами основателями США?

Полтора века назад Авраам Линкольн пообещал каждому американцу четверть квадратной мили свободной земли на Западе. Это обещание воплотилось в знаменитом Гомстед-акте – революционном документе, который не только содействовал развитию фермерства, но и решил судьбу коренного населения Североамериканского континента – индейцев.

После окончания гражданской войны  на территорию Великих равнин –  плодородной степи за рекой Миссисипи  – хлынула волна переселенцев, желавших получить земельный надел. Единственное препятствие для колонистов заключалось лишь в том, что «свободные территории» с давних времён были заселены индейскими племенами.

К тому времени большинство жителей  Великих равнин входили в племенной  союз народов сиу. Историки считают, что до прихода европейцев предки сиу жили в предгорьях Аппалачей и возле озера Мичиган. Наступление европейских колонистов, методично захватывавших землю под плантации табака и хлопка, вынуждало коренных жителей континента постепенно отступать на запад.

Уже к периоду войны за независимость  США от многих индейских племён восточного побережья оставались лишь названия на географических картах. Такое развитие ситуации сторонники колонизации поясняли неспособностью «дикарей» интегрироваться в цивилизованное общество. Объективности ради стоит сказать, что отцы-основатели США пытались найти справедливое решение индейской проблемы. Так, Джордж Вашингтон предлагал приобщать коренное население к современным методам земледелия и ткачеству.

В конце XVIII – начале XIX века «пять  цивилизованных племён» юго-востока  США достигли в этом значительных успехов. Наиболее «продвинутыми» оказались чероки, которые перешли к оседлому образу жизни, стали жить в современных домах, с успехом занимались скотоводством, земледелием и ремёслами. В 1825 году вождь чероки – Секвойя – утвердил на совете племени оригинальную слоговую азбуку, а через три года начал издавать на родном языке газету «Чероки Феникс». Кроме того, индейцы «пяти цивилизованных племён» создали первую в США сеть бесплатных школ со своими учителями. Богатые чероки владели плантациями, вели аристократический образ жизни и так «цивилизовались», что завели сотни чернокожих рабов. Позднее это племя разработало свою конституцию и свод законов, начало выбирать правительство во главе с верховным вождём.

Успехи индейцев на поприще цивилизации обеспокоили «бледнолицых» соседей. В начале 1830-х годов власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на «пустующие земли» к западу от реки Миссисипи. Землю чероки скупили по 50 центов за акр, а продавали за тысячи долларов. Во время принудительной депортации 1838-1839 годов, которая получила название «тропы слёз», погибли тысячи «краснокожих» – преимущественно старики, женщины и дети. Однако до президентства А. Линкольна проникновение колонистов на Великие равнины ограничивалось договорами правительства США с местными индейскими племенами. Взамен они не должны были мешать сообщению с тихоокеанским побережьем, где ещё в 1840-е годы началась «золотая лихорадка». Кроме того, экспансия на Великие равнины до поры до времени сдерживалась противоречиями между южными и северными штатами.

Объединение страны в результате гражданской  войны и Гомстед-акт дали новый  импульс к захвату земель. Ещё  до окончания военных действий по указу президента А. Линкольна развернулось строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Восток и Запад страны. Её прокладку индейское население Великих равнин встретило настороженно, поскольку прекрасно понимало все последствия. Массовый наплыв колонистов из-за Миссисипи означал конец традиционного образа жизни на территории, где индейцы чувствовали себя свободными людьми. Если в 1843 году по Орегонскому тракту, ведущему через равнины на Запад, прошло всего 900 человек, то полтора десятилетия спустя по нему передвигалось более 50 тысяч переселенцев ежегодно.

Строительство трансконтинентальной железной дороги открывало на Запад  широкие ворота. Племенной союз сиу, который возглавлял вождь племени  лакота Ситтинг Булл (Сидящий Бык), был встревожен происходящим, а отдельные отряды индейцев начали совершать набеги на строителей железной дороги, которые вторгались в охотничьи угодья. Несмотря на то, что в Вашингтоне говорили о желательности компромисса, сами белые переселенцы и особенно военные были настроены решительно. Командующий армией США Уильям Т. Шерман заявил о том, что «индейцев невозможно обратить к цивилизации», и настаивал на применении силы. Другой герой гражданской войны, командир 7-й кавалерии Джордж А. Кастер называл индейцев «красными нигерами» и сообщал жене в письмах, что «убивает время, убивая индейцев». Он полагал, что армия легко разгонит дикарей.

Однако, несмотря на самоуверенность  янки, воинственные сиу оказались  достойными противниками. Избегая открытых столкновений, они развернули в прериях партизанскую войну, нанося болезненные удары в самых неожиданных местах. Армия, одержавшая победу в гражданской войне, оказалась неповоротливой и неэффективной в борьбе с индейскими отрядами. Потери росли, а усмирить индейцев не удавалось. Наконец, в 1868 году власти США запросили перемирия.

На переговорах в форте Лереми, несмотря на протесты Ситтинг Булла, подвыпившие вожди племён подписали  договор о создании резервации, в  которую вошли священные для  сиу Черные горы. Однако военных стычек это не остановило. И тогда руководство американской армии решило изменить тактику. В 1869 году строительство трансконтинентальной железной дороги было закончено – это означало, что появилась возможность быстро перебрасывать войска и снаряжение.

Кроме того, военные решили подорвать  продовольственную базу индейцев и  предложили провести… массовый отстрел  бизонов. Современные исследователи  сходятся в том, что на Великих  равнинах в то время паслось не менее 50 млн. этих животных. Охота на бизонов для индейцев прерий была основным источником пропитания. Из бизоньих шкур они делали одежду, жилища и лодки, а из костей – домашнюю утварь и орудия труда. В ход шёл даже навоз, используемый в качестве топлива. Не случайно индейцы сиу, жившие на Великих равнинах, почитали бизона как священное животное.

Массовая резня бизонов началась в конце 1860-х годов и принимала  самые различные формы. Уже вскоре в восточных штатах появилась  заманчивая реклама: «Добро пожаловать в страну бизонов! Приезжай на поезде и убивай буйволов!». За шкуру бизона давали приличную плату – половину зарплаты фабричного рабочего. Толпы безработных устремились на Запад для участия в невиданном сафари. Более того, на отстрел бизонов власти США стали приглашать охотников из Европы. Стреляли животных под охраной американской армии, чтобы на охотников не напали индейцы.

Участники этой вакханалии позднее  вспоминали, что стволы ружей раскалялись  так, что их приходилось остужать водой, а при её отсутствии – собственной  мочой. Некоторые профессионалы своего дела убивали по 300 голов в день. Однако абсолютным рекордсменом стал легендарный Буффало Билл (Бизоний Билл) – Уильям Ф. Коди, который за несколько месяцев погубил 4280 бизонов. В результате огромные стада животных, из-за которых останавливались поезда, стали исчезать.

Прерии от горизонта до горизонта  были завалены гниющими тушами, а охотники забавы ради складывали из бизоньих черепов  гигантские пирамиды. Ситтинг Булл и его соплеменники были потрясены. «Земля отравлена кровью, – с  горечью сказал вождь, осматривая ужасную картину побоища. – И это мы дикари?». В то же время генерал Филипп Г. Шеридан, получивший широкую известность как автор популярного высказывания «хороший индеец – мёртвый индеец», хвалил охотников за то, что они уничтожают продовольственные запасы жителей прерий. «Охотники за бизонами, – говорил генерал, – за последние два года сделали гораздо больше для решения проблемы индейцев, чем вся наша регулярная армия за 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев.

Пошлите им порох и свинец, если угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Звучит почти невероятно, но этот же вояка, выступая в Конгрессе США, предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность их варварского промысла. Неудивительно, что к концу XIX века на территории прерий вместо 50 млн. особей насчитывалось всего 500 бизонов. Стойбища индейцев охватил голод, численность их племён пошла на убыль, а боевой дух был подорван.

Террор голодом оказался эффективным оружием. Истребление бизонов и строительство железных дорог лишь на время приостановилось в 1873 году, когда Америку охватил жестокий экономический кризис. Для того чтобы оживить финансовую систему США, президент Улисс С. Грант издал распоряжение искать золото. К несчастью индейцев сиу, месторождение этого металла было обнаружено в Чёрных горах, на территории их резервации. Конфликты с золотоискателями вновь привели к войне, в ходе которой воины Ситтинг Булла наголову разбили злостного врага индейцев Дж. А. Кастера. Сам лихой кавалерист был убит в бою. Эта победа вызвала большой резонанс, но оказалась последней для индейцев. Некоторое время Ситинг Булл вместе с соратниками скрывался в Канаде, а после возвращения судьба свела его с Буффало Биллом.

В конце 1860-х Буффало  Билл познакомился с популярным писателем  и журналистом Эдвардом Джадсоном, который под псевдонимом Нэд  Бантлайн многотысячными тиражами издавал  россказни покорителей Дикого Запада. Громкая слава истребителя бизонов и индейцев круто изменила жизнь Буффало Билла. Только за один год его книжные гонорары составили 6000 долларов – огромные по тем временам деньги, а завороженное население Небраски избрало меткого стрелка членом законодательного собрания штата. Однако ещё больше славы Бизоньему Биллу принесло театральное представление, сценарий которого написал всё тот же Нэд Бантлайн. Премьера состоялась 16 декабря 1872 года на сцене одного из театров Чикаго.

Во время зрелища  по сцене прыгали загримированные под индейцев актёры, а Буффало Билл и другой герой – Дикий Билл Хикок укладывали их выстрелами из револьверов, произнося высокопарные монологи. Зрелищность и новизна шоу покорили американскую публику, и Буффало Билл стал артистом, разъезжая по городам и весям США. Летом 1876 года, когда по стране разнеслась весть о поражении Дж. Кастера, Буффало Билл на время оставил театр и вновь отправился охотиться на индейцев.

В поединке он убил индейского вождя по имени Жёлтая Рука и снял с него скальп. «Подвиг» был описан в американской прессе, что сделало охотника ещё более популярной личностью. После возвращения с войны Бизоний Билл организовал супершоу «Дикий Запад», с которым ездил до самой смерти. В ходе этого зрелища на открытой арене носились стада бизонов, преследуемые краснокожими охотниками, под гром барабанов и воинственные кличи они исполняли жуткую «пляску скальпов», почтовый дилижанс отчаянно спасался от бандитов, ковбои укрощали диких мустангов, а лучшие стрелки стреляли из всех видов оружия с завязанными глазами.

Шоу «Дикий Запад» с громоподобным  успехом шло в США и выезжало на гастроли в Европу: в Великобританию, Францию, Италию, Германию и Россию. Для пущего эффекта Бизоний Билл пригласил для участия в шоу  «убийцу Кастера» – Ситтинг Булла. К тому времени престарелый вождь, вернувшийся из Канады, отсидел в тюрьме и проживал в резервации. На представлениях он просто присутствовал, сидя в пышном головном уборе из перьев, каждое из которых означало убитого врага. За это Ситтинг Булл получал по 50 долларов в неделю. Так трагедия коренных жителей Великих равнин превратилась в театрализованный фарс и коммерческое предприятие.

Геноцид коренных жителей  США сегодня признаётся рядом  американских учёных. Некоторые из них, например историк Дэвид Станнард, называют гибель миллионов индейцев «американским Холокостом». При этом они приводят многочисленные факты откровенных расправ – массового отравления вином, сожжения деревень вместе с жителями, умышленного заражения чумой и оспой. Упоминают они и различные документы.

Так, в 1825 году Верховный  суд США сформулировал «доктрину  открытия», согласно которой право  на землю принадлежит тем, кто  её «открыл». На основании этой доктрины в 1830 году был принят закон о переселении  индейцев на «пустые» территории. Позднее коренных жителей постановили водворять в резервации. Не скрывают обличители геноцида и того, что белые скупали индейские скальпы, в том числе скальпы женщин и детей. Такие решения принимали законодательные собрания нескольких штатов, в частности Новой Англии. В Северной Калифорнии в 1855 году за голову краснокожего давали по пять долларов.

В округе Техама за ту же «работу» платили меньше – всего 25 центов. Регулярная армия США не раз проводила «зачистки» территорий и насильно сгоняла индейцев в  специальные резервации, где голод и антисанитария убивали сотни тысяч краснокожих. Чаще всего признаётся и умышленное истребление бизонов с целью создания искусственного голода. Однако большинство американских исследователей при пояснении «депопуляции» коренного населения континента предпочитают воздерживаться от термина «геноцид». При этом они ссылаются на то, что в основном индейцы гибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, которые невольно занесли на Американский континент европейские колонисты. Кроме того, противники «теории геноцида» настаивают на том, что настоящей целью белых было не истребление коренного населения, а просто захват земли. Если индейцы подчинялись, поясняют они, то нередко получали выкуп, и никто их не убивал. Одним словом, злого умысла, а тем более геноцида, вроде и не было.

4. В чём Бенджамин Франклин видит наибольшую ценность?

Информация о работе В чём Вебер видит причины возникновения капитализма именно в XVI-XVII веках?