Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Уильям Оккам замыкает эпоху Средневековья и является наиболее значительным схоластом после Фомы Аквинского.Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к науч-ному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, на-пример, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были ок-камова философия природы, теория познания, его взгляды на во-просы права, государственного устройства и веры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Политические, правовые, теологические воззрения
Оккама в условиях исторической среды
РАЗДЕЛ 2. Онтология Оккама
2.1. Анализ философских категорий материи, субстанции и категории сущности
2.2. Оккамова теория движения и пространства
РАЗДЕЛ 3. Научное познание начинается с опыта (теория познания)
РАЗДЕЛ 4. Семиотика и логика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

УИЛЬЯМ ОККАМ. ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ НАУКА И ОПЫТ..RTF

— 242.67 Кб (Скачать)

Для обоснования этого положения Оккам пользуется понятием первичной материи. Он пишет: “… есть двоякая материя, прежде всего первичная материя, которая в силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а наделяется затем различной формой. И эта [первичная] материя есть одна и та же основа в любых подверженных возникновению и порче [предметах]” [1,с.76].

Материя, по Оккаму, один из необходимых принципов бытия, нечто предшествующее любому предмету, она потенциально имеется при всех субстанциональных формах, это некоторый предмет, действительно существующий. Нет никакой необходимости, чтобы материя постоянно обладала тем, что сейчас ей присуще, также как нет необходимости, чтобы она всегда сосуществовала совместно с тем, что сейчас ей сопутствует [1,с.77].

Анализ термина “материя” Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях его употребления. Во-первых, “термин материя” употребляется в значении “предмет”. Часто материя (в логике) понимается не как то, что подвержено превращению, а в смысле объекта или предмета науки. Во-вторых, философ употребляет термин “материя” для обозначения составных частей целого как некоторого абстрактного предмета; например, полукруг есть часть круга, в этом смысле полукруг - “материя” круга. В третьих, материя может пониматься в смысле физического вещества: философ говорит, что медь есть материя статуи, то есть, употребляется, обозначая то, чего раньше не было. В-четвёртых, “материя” в собственном смысле употребляется в значении одной из частей реального объекта, то есть происходит разграничение материи и формы. У Оккама форма понимается как физико-геометрическая характеристика.

Оккам в противовес скотистам различал лишь два начала природных тел: материю и форму. В отличие от томистов оккамисты (и скотисты) допускали возможность существования материи без формы - неоформленной материи. В оккамовском смысле форма понимается непосредственно как одна из частей субстанции, противополагаемой материи. В ряде тезисов Оккама форма отождествляется с силой.

Реально материя существует в единичных вещах. А как общее она дана в интенциональном бытии. Материя не имеет ни начала, ни конца во времени, она вечна и неуничтожима. Он полагает, что разные вещи состоят из разной материи: “Ведь ни одна и та же материи у тебя и у меня, нельзя каким-либо образом вообразить, будто она одна в человеке и в осле”[1,с.179]. Из этой предпосылки Оккам, основываясь на следствии, что нельзя найти два предмета, чтобы каждый из них был бы той же самой вещью, что и другой, делает вывод о структуре мира, как состоящего из единичных вещей. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия [9,с.123].

Оккам полагал людей как объекты, состоящие из двух материй - телесности и разумности, вместе представляющих “составную” материю.

Смелой для своего времени была идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. Для доказательства этой своей мысли Оккам ссылается на принцип простоты или принцип бережливости, который в дальнейшем получит название “бритвы Оккама”.

Знаменитая “бритва Оккама” не допускает преумножение сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет основания, ещё постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей [10,с.49]. Или другими словами: “Из двух равных теорий предпочтительнее та, что проще с объяснительной точки зрения”. В общем виде, это можно сказать так: если в какой-нибудь науке всё может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то нет никакой нужды её допускать[3,с.491].

Бритва Оккама внесла большой вклад в развитие науки. К ней не раз прибегали на разных этапах развития науки, как к дополнительному аргументу в целях защиты ряда прогрессивных теорий. Например, её использовали для защиты гелиоцентрической системы Коперника против системы Птолемея.

Рядом с понятием материи анализируется у Оккама понятие субстанции. В одном смысле о субстанции говорится как о любой вещи, отличимой от других вещей; так, авторы обычно приводят следующие примеры: субстанция белизны, субстанция цвета и так далее [1,с.83]. Такой смысл имело понятие субстанции у Аристотеля, различавшего первичные субстанции или отдельные реальные вещи и вторичные субстанции как их виды и роды(1). Иногда по Оккаму, термин “субстанция” употребляют в более узком смысле для обозначения любого предмета, в этом смысле субстанцией называют материю и форму, а так же то, что образовано из них(2). В наиболее узком смысле о субстанции говориться как о том, что не является существенной частью чего-либо(3). Материя и форма разновидность субстанции 2. Для Оккама имеют значимость все три смысла понятия субстанции, но наиболее важным он считает понятие субстанции 2.

Учение Оккама о сущем (ens) близко к доктрине Дунса Скота. Он разделял оба утверждения Дунса, касающихся сущего:  
1) сущее - это простое понятие; 
2) сущее относится ко всему тому, допущение существования которого не содержит в себе никакого противоречия.  
Понятие актуального сущего в онтологии Оккама сближается им с понятием первичной материи.

В своём учении о бесконечности Оккам придерживался лишь понятия бесконечности потенциальной. Современный пример для бесконечности в смысле Оккама - натуральный ряд чисел,  у которого нет конца, но есть начало - нуль. Идея Оккама о потенциальной бесконечности вселенной оказалась реставрированной уже в XVII веке.

 

2.2. Оккамова теория движения и пространства

 

В своей теории движения (motus) Оккам допускает неотличимость движения и движущегося предмета. У него движение ни специфическая субстанция, ни особый предмет в движущемся теле; движение формально, а не субстанционально. Оккам характеризует движение как определяющееся телом, но у него движение не сводится лишь к механическому перемещению тела в пространстве. Так, он говорит об особом природном движении, которое осуществляется в силу деятельного внутреннего начала [1,с.85].

Пространственным движением в широком смысле Оккам считает любое изменение, связанное с изменением своего места, например, испарение, по Оккаму, как частный случай изменения, является пространственным движением. В ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________узком смысле о пространственном движении говорится, когда нечто перемещается в пространстве при этом, не приобретая новых и не теряя старых качеств. Здесь Оккам различает понятия пространственное движение и изменение, то есть “механическое движение” и изменение. Характеризуя пространственное движение, Оккам говорит о том, что тела движущиеся в пространстве не приобретают ничего внутреннего [1,с.86]. 

Классифицируя виды движения, мыслитель различает равномерное и неравномерное движение. По Оккаму, равномерное движение есть то, которое для одной рассматриваемой величины сохраняет одну и ту же скорость в любые промежутки времени. Движением такого рода является, например, движение небосвода [1,с.86].  Неравномерное движение у Оккама двояко. В случае циклического и криволинейного движения оно происходит вследствие постоянного изменения достигнутых характеристик, в случае неравномерного ускоренного и замедленного движения, как о перемещении тела с ускорением в одно время и с замедлением в другое время.

По другому принципу Оккам различает следующие разновидности движения: подталкивание, волочение, вытеснение, изменение, вращение. Вытеснение наблюдается в случае брошенного камня, когда движущееся не связывается с движимым непрерывно. Подталкивание наблюдается, когда приводящее в движение связывается с движимым до тех пор, пока происходит само движение, при прекращении направляющего усилия движение сменяется покоем. Удар - род, как для вытеснения, так и для подталкивания. Волочение имеется, когда движущееся перемещает нечто за собой, а движимое влечётся за другим. Разновидностью движения Оккам считает процесс изменения вообще. Вращение наблюдается, когда нечто движется вокруг оси, и там, где имеется подталкивание и волочение.

Оккамова теория движения была прогрессивной для того времени, в ней наблюдались отклонения от аристотелевской концепции движения. Отказ от этой аристотелевской догмы имел большое значение в дальнейшем для восприятия галилеевского понятия инерции. Мыслитель пишет: “Тяжесть сама по себе движет (тело) вниз, и, аналогично, нагретая вода, испаряется, имея причину испарения в самой себе, и воля движет самое себя, имея причину в самом волении” [1,с.88]. Именно в учении о самодвижении (movere se) Оккам сделал определённый шаг в сторону диалектической интерпретации процесса движения.

Следуя Аристотелю, Оккам подчёркивает в пространственном движении, прежде всего непрерывность. У Оккама не наблюдается сведения всех видов движения к механическому. Главными достоинствами теории движения Оккама являются концепция самодвижения и подчёркивание вечности движения. Оккам подготавливал почву для галилеевской трактовки движения и глобальной ревизии механики Аристотеля.

Оккамова теория пространства отличалась от ряда схоластических теорий пространства, прежде всего от скотистской. Скотистское учение имело специфическое понятие о внутреннем месте предмета как некоей модальной сущности, из которой ряд схоластиков того времени выводили принцип геоцентризма. Из этой предпосылки томисты выводили существование так называемого внутреннего времени как особой продолжительности. Это время у них трактуется как особая внутренняя форма предмета, благодаря которой он существует в реальной длительности. Указанная форма есть модус, независящий от самого предмета.

Оккам отбрасывает как скотистскую концепцию “местонахождения”, так и томистскую концепцию “продолжительности”. По Оккаму, время есть движение или что-то принадлежащее движению [1,с.89]. Время у Оккама совечно движению. Он выступает против учения Фомы Аквинского о времени как о совокупности “мгновений” последовательно появляющихся и исчезающих “сущностей”.

В своём тексте Оккам следующим образом характеризует время: “Время есть мера, с помощью которой познаётся количество того, что длится, движется или покоится” [1,с.90]. Он признаёт, что время как целое не является конечным.

В рассмотрении проблемы сопоставления причины и действия во времени, Оккам не занимает какой-то определённой позиции, не принимая тезис, как об их одновременности, так и утверждение об их разновременности.

 

                       РАЗДЕЛ 3. Научное познание начинается с опыта (теория                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              познания)

 

Оккам решительный сторонник концепции двойственной истины, которая в ту эпоху была прогрессивной, поскольку позволяла чётко ограничить область науки от теологических посягательств. Он отделяет сферу знания, являющуюся предметом гносеологии, от области верования, “изучаемой” в теологии. Религиозные догматы не могут быть доказаны разумным путём. Он отклоняет всякую попытку рационального обоснования веры и не признаёт за богословием право называться наукой.

В своём труде “Espositio aurea…” Оккам ограничивает возможности бога, бог не властен над прошедшими событиями. Если в настоящем существует какая-то вещь, то в будущем будет правомерно заключение: “Эта вещь была”, и бог не в силах отменить прошлое. Однако, влияние теологии на Оккама очень велико и реальная история, на основе традиционных теологических представлений, описывается им как драматическая арена схватки добра и зла, и притом не как космических сил, но как отражение конфликта между добродетелью и грехом в самой свободной воле человека.

Информация о работе Уильям Оккам. Доказательная наука и опыт