Учение Платона о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Актуальность платоновского учения о душе на сегодняшний день, на первый взгляд не кажется высокой, ибо уже давно сложились новые научно-философские теории, по-другому описывающие те природные процессы, которые протекают, как во Вселенной в целом, так и касательно человеческой природы. Сейчас на вооружении стоит материалистический подход в понимании всего. Но правилен ли он абсолютно? Последнее вызывает сомнение, ибо современная наука в целом, и философия в частности, уже не раз оказывались в затруднительном положении, пытаясь объяснить ряд существующих загадок природы исключительно с позиций материализма (например, вопросы зарождения жизни на земле, наличие инопланетного разума, следов ушедших цивилизаций и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДУША И ЕЕ СУТЬ В ПОНИМАНИИ ПЛАТОНА
КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА ДУШИ
БЕССМЕРТИЕ, КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВ ДУШИ
ДУША КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГОВ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Учение Платона о душе.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Таким образом, можно  видеть, что идеи в понимании Платона – это не только своеобразные модели материальных вещей, они также предельно важны и для самой души. А все эти положения Платона сближают его философию с астрологией и мифом о переселении душ.

3. БЕССМЕРТИЕ, КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВ  ДУШИ

 

Рассматривая учение Платона о душе, можно видеть, что главный его тезис содержится в утверждении бессмертия души. Философ наделял душу качеством бессмертности, вследствие чего смерть представлялась лишь переходом из этого мира в какой-то иной потусторонний мир.

О том, что душа переживает тело и может воплощаться в  различные тела (так называемый, процесс реинкарнации) людей, животных, растений, говорили до Платона орфики, пифагорейцы, Эмпедокл. Однако последовательная разработка этого учения в контексте онтологии, гносеологии, этики и политической философии была дана именно Платоном. Поэтому он может быть назван основателем идеалистической психологии.

Интересной в этом отношении выглядит причина, по какой  философ счел необходимым ввести понятие бессмертия души. На этот счет в научно-философском мире имеется несколько точек зрения, но наиболее верными, по мнению большинства специалистов, являются следующие предпосылки.

Во-первых, без бессмертной  души немыслимо учение о загробном  воздаянии, которое только и может  быть гарантом тотальной справедливости. Если душа не получает награду за добродетель  и не терпит страданий за свои пороки, справедливости не существует. Такая ситуация для Платона сводит на нет любую попытку обоснования этики.

Во-вторых, без бессмертной  души, т.е. души, не зависящей от тела в своем бытии, не может быть чистого  познания, поскольку тогда тело с  его ощущениями не даст человеку познать истину. А без истинного познания невозможна никакая практическая деятельность, невозможно и переустройство греческого полиса, о котором мечтал Платон.

В-третьих, бессмертная  душа необходима для космологии, именно она должна приводить в движение космос. Если она окажется смертной, космос будет должен в определенный момент времени прекратить свое существование. Кроме того, душа бессмертная, т.е. никак не зависящая от тела и всего телесного, позволяет объяснить разумность космоса, выступая ближайшей причиной его осмысленности и целесообразности. Если такой души нет, то космос надо объяснять исключительно из физических причин, что, по Платону, дело невозможное. Для обоснования разумного и целесообразного космоса надо принять разумную и целесообразную причину, которой и оказывается душа.

Таким образом, Платон имел обоснование, согласно которому строилось учение о душе. Имел он и аллегорическое видение того, как происходит процесс бесконечных во времени перерождений человеческой души. Так в «Федре» Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, и описывая совершаемое ею путешествие по небесному своду, говорит, что души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются и они входят в цикл перерождений.

Те из них, которые  видели больше, больше и помнят, отсюда следует, что им легче восстановить утраченную способность летать. Находясь в теле, душа посредством вещей чувственного мира, являющегося отражением мира идей, может вспомнить то, что раньше созерцала. Пребывание в чувственном мире имеет задачу восстановить те знания, которыми она обладала, а не превратить ее в своего узника. Говоря иначе, чувственный мир должен для души играть роль символа или знамения другой реальности, быть для нее в некотором роде посредником и мостом, который от видимого и известного ведет в невидимое и неизвестное.

Представления Платона  о потустороннем мире оформлены в целостную и стройную картину, различные аспекты которой представлены в сочинениях «Горгий», «Федон», «Федр» и «Государство». Описывая иной мир, он опирается на произведения Гомера, Гесиода, Пиндара и Эсхила, на орфические учения и на древнейшие традиции. Иной мир в понимании Платона – это мир, в котором над душой происходит суд, и судят ее сыновья Зевса Минос, Радамант и Эак, которые, оценивая ее образ жизни на земле с точки зрения божественного закона, выносят свой вердикт, тем самым определяя дальнейшую судьбу души. Это мир воздаяний, следовательно, там есть области, соответствующие чистой и духовной жизни, и области, в которых душа расплачивается за все свои прегрешения. Там душа проводит около тысячи лет, так что, и награда и наказание в десятикратном размере превышают вызвавшие их причины. Потусторонний невидимый мир четко разделен на два пространства, имеющих индивидуальные функции. Так правое верхнее пространство (небесное) предназначено для того, чтобы душа в нем очищалась от всего телесного и чувственного. Левое нижнее пространство (подземное) существует для того, чтобы душа в нем вознаграждалась согласно ее заслугам (созерцала истину).

Интересной есть мысль  Платона о количественной характеристике потустороннего мира. По мнению философа, он – не один; напротив, сколько существует людей – столько насчитывается и незримых миров. И в каждом из них есть свое нижнее и верхнее небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа. В это духовное пространство душа поднимается окрыленная вдохновением, чтобы, пользуясь внутренним зрением, созерцать высшую реальность, которая не имеет ничего общего с чувственными переживаниями и интересами преходящей личности.

По истечении назначенного срока души выбирают свою следующую  жизнь, и при этом выборе большинство душ исходит из опыта и привычек предыдущей жизни; этот выбор, утвержденный Мойрами – богинями судьбы, после нисхождения души в тело становится для нее реальностью.

Таким образом, можно заключить, что согласно воззрениям Платона посмертное существование является процессом очищения от прошлого опыта и возобновления сил для того, чтобы, вернувшись снова на землю, продолжить долгий путь узнавания самого себя, своей подлинной природы.

Важно также отметить, что Платон не просто голословно утверждал бессмертие души, он пытался его доказать рядом аргументов.

Первый аргумент такого доказательства, приведенный в «Федоне», сводится к следующему: все в мире становления возникает из своей противоположности и обращается, уничтожаясь, в свою противоположность. Из этого правила нет исключений, поскольку иначе все процессы пришли бы к одному состоянию, т.е. прекратились бы, а весь мир стал бы однообразным и неподвижным. Для Платона такое состояние немыслимо, следовательно, любое возникновение и уничтожение происходят из противоположности в противоположность. Значит, мертвое возникает из живого, а живое и живые из мертвого. По Платону, в таком случае, очевидно, что души не уничтожаются, но пребывают в Аиде, а из них снова возникают живые.

Второй аргумент гласит, что душа бессмертна, если знание есть припоминание. Об этом свидетельствует то, что путем наводящих вопросов можно заставить человека, несмыслящего в какой-нибудь науке, дать правильное решение любой проблемы этой науки. Это значит, по Платону, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна. Также, когда утверждают о каких-то вещах чувственно-воспринимаемых, что они, например, равны, и одновременно знают, что их равенство отлично от полного (истинного, совершенного), то имеет место неполное осуществление равными вещами самого равенства. А поскольку все это, по Платону, происходит в людях с самого первого ощущения, то знание самого равенства, с которым сравнивают равные вещи, данные в ощущении, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать в людях еще до рождения, что возможно только бессмертии души.

Третий аргумент – все сущее делится на два вида: самотождественное (неизменное и простое) и на изменчивое (сложное). Поскольку тело ближе к изменчивому (сложному), душа, напротив, неизменна и проста, и в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Кроме того, неизменное и простое постигается только мышлением, тогда как сложное и уничтожающееся – ощущением. Душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, оказывается в числе неизменного и простого, испытывая, по Платону, наибольшую радость в познании и мышлении. Ощущения же портят и опьяняют душу, значит, стремясь к вечному и бестелесному, она стремится к подобному себе, значит, она сама вечна и неизменна.

Четвертый аргумент заключается в том, что, поскольку душа есть начальствующее, а тело – подначально ей, то именно душа более склонна к божественному предназначению, которому свойственно властвовать, а не смертному, которому суждено только повиноваться. Этот аргумент строится на предположении теории самого по себе сущего (эйдосов). По этой теории сущности не могут принять в себя того, что им противоположно. При этом есть определенные вещи (формы), которые, хотя и отличны от самого эйдоса, тем не менее, всегда имеют его свойства и точно так же как он, не принимают его противоположности. Поэтому душа, главным свойством которой, по Платону, является оживотворение, хотя и не тождественна с жизнью самой по себе, тем не менее, как и сама жизнь, не может принять в себя противоположное жизни свойство (смерть), поэтому душа бессмертна.

4. ДУША КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГОВ

 

Основные моменты учения о душе как доказательстве существования богов, приведены в последнем произведении Платона, называемом «Законы».

Проблема души в этом самом большом платоновском сочинении  рассматривается в свете необходимости  доказательства существования богов. Платон сводит этот вопрос к проблеме приоритетного соотношения природы и искусства, ставя вопрос: что из них возникло вначале и что во вторую очередь. В результате возникало противоречие. Противники существования богов отстаивали первичность и первостепенность возникновения природных первоэлементов, тогда как искусство, по их мнению, в космосе появлялось только после природы, зависело от нее и подражало ей. Сама природа согласно их учению была полностью лишена разума, который являлся только вторичным и искусственным образованием, своего рода условностью. Точно так же и законодательство не существовало от природы, но было произвольный конструкт, различный в разные времена и у разных народов. Платона доказывал, что дело обстояло как раз наоборот, утверждая, что искусство первично, а материальные элементы только следуют за ним. В таком случае и само понятие природы полностью изменялось, природой и первичным оказывались как раз разум и искусство. И законодательства превращались из дела человеческого произвола в прекрасное, божественное и первичное создание. Для этого и было необходимо доказательство первичности души, основного агента разума в мире, по отношению к материальным первоэлементам (к сухому, влажному, теплому, холодному).

Доказательство строилось аналогично доказательству в «Федре», и касалось определения первопричин возникновения движения тел (покоящихся до определенного времени). Таким фактором Платон считал нечто, получившее движение от чего-то другого, но это другое должно было получить движение от чего-то еще. Но в таком случае можно предположить, что существует некое движение, приводящее в движение и себя, и иное, иначе невозможно найти источник и начало движения, постоянно уходя в бесконечность. Это движущее себя и иное и есть душа, а следовательно, она существует до тел, которые движутся благодаря ей. Следовательно, душа и все ее свойства (разум, память, нравы, забота и т. д.) существуют до тела и всего телесного, т.е. до материальных элементов космоса.

В «Законах» Платон учит в отличие от «Государства» и  «Федра» не о трех, но только о  двух видах души, хорошем и плохом. Когда в космосе царит хорошая, т.е. разумная, душа, космос движется размеренно и упорядоченно, когда же в космосе наблюдаются отклонения от такого движения, когда в нем проявляются неистовость и хаотичность, это значит, что власть перешла ко второму, плохому и неразумному виду души. Следствием этого было утверждение, что боги, существование которых доказывалось Платоном через понятие души, есть суть не что иное как души небесных тел, Солнца, Луны и звезд. Как они соотносятся со своими телами, Платон не говорит, ссылаясь на трудность вопроса.

ВЫВОДЫ

 

В результате проведенного исследования можно сделать такие  выводы:

  1. Душа – это движение, способное двигать самое себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений – желания, усмотрения, заботы, а Солнце, Земля – всего лишь формы души.
  2. Платон в учение о душе ставит проблему соотношения духовного и материального и резюмирует, что душа первична, тогда как материальные тела вторичны, производны, из чего следует вывод о божественности души, скрывающейся за оболочкою различных видов материального тела.
  3. Платон утверждает, что душа бессмертна. Души богов постоянны и незыблемы, тогда как души обыкновенных людей постоянно испытывают трансформации. Философ рисует лестницу перерождений человека таким образом, что больше всего видевшая душа вселяется в тело философа, а самое низкое положение занимает душа тирана. При этом человек всегда может благодаря справедливой жизни подняться в следующем перерождении на следующую ступеньку совершенства.
  4. В своем учении Платон развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.
  5. Согласно Платону каждая человеческая душа знает истину, узрев ее в небесной области. Но, при этом ей нужно вновь обрести оперение, чтобы воспарить за небесные пределы, ибо судьба человека в том и заключается, что душа, то воспаряла горе и зрила само сущее, то ниспадала долу и должна была вновь и вновь пытаться подняться к богам и божественному.
  6. Поскольку души имеют отношение к идеям, постольку каждая из них обладает знанием, познание – это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение представляет собой пробуждение души, ее активизацию. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе.
  7. Учение Платона о душе представляется одним из самых сложных в платоновской философии. Сам философ хорошо видел все затруднения, встающие перед человеком, утверждающим превосходство души над телом и ее бессмертие. Для него это свидетельствовало о том, что человеческое познание, тесно связанное с чувственно-воспринимаемым, с большим трудом может постигнуть и выразить в определении то, что существует первично, до тела и его чувственного восприятия. Поэтому Платон в своей философии далек от категоричности, он предлагает определенные попытки решения философских проблем, но он всегда готов к переосмыслению и новой формулировке своих положений. При этом без учения о бессмертной и бестелесной душе он не может никак обойтись, поскольку с ним связано важнейшее платоновское убеждение в примате разумного над неразумным, логического над материальным, искусства над природой. В этом заключается ценность учения о душе.

Информация о работе Учение Платона о душе