Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:22, реферат
Истолкование знания - одна из главных задач философии. Но ее история показывает, что такого рода истолкования возникают не одновременно с самой философией. Это, прежде всего, древнегреческая философия, открывшая европейскую философскую традицию как осмысление природы, окружающую человека. Но, по мере развития самого человека – не только как члена определенного класса, определенного общества, но как личности, осознающей свою индивидуальность, - а также, по мере того как философия в качестве понятийного знания увязывала свои построения с результатами естественнонаучной мысли, все большее место в ней стали занимать различные вопросы
Введение
Биография
Учение о Субстанции
Заключение
Ссылки на используемую литературу. Терминологический словарь
Индетерминизм – филос. учение и методологич. позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). Противопост-ся детерминизму.
Интуитивизм – идеалистич. течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.(разновидность иррационализма)
Иррационализм – обозначение идеалистич. течений в фил-и, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный хар-р бытия.
Истина – адекватное отображение объекта познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий и целостной картины мира в диалектике ее развития.
Категории – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
Категорический императив – основной закон этики Канта: “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству”(ограничение формального понимания этики)
Конфуцианство – др.-кит. филос. школа, “ученые книжники”; Конфуций: этико-политич. учение, где рассматр-ся вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления гос-вом.
Космизм
Креационизм – религ. учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистич. рел: иудаизма, христианства, ислама.
Майевтика – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новыен и новые вопросы, побуждать других находить истину.
Материализм – одно из двух главных филос. направлений, которое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.
Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Мистицизм (мистика) – религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредств. “единения” с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Модус – 1) термин домарксистской философии, обозн. св-во предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Монадология – филос. система объективного идеализма Лейбница. Учение о монадах (бестелесных “простых субстанциях”, “истинных атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов.
Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения (в отл. от дуализма и плюрализма).
Народничество – идеология и движение интеллигенции, объективно отражавшие антифеод. интересы крестьянства. Соединение радикальной бурж-дем. программы с идеями утопич. социализма.
Номинализм – филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий(общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Ноумен – понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания (в отл. от феномена как объекта чувств. созерцания).
Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Часть объективной реальности, которая нах-ся во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практич. и познават. деятельности, отраж. св-ва объективной реальности.
Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел филос-и, изуч. фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Основополагающая часть метафизики. Термин введен: Гоклениус 1613; закреплен в фил. системе Вольфа.
Отчуждение – социальный процесс, присущий классово-антагонистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека в и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Панлогизм – филос. принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, “сам себя познающий разум”(Гегель); разновидность идеалистического рационализма.
Пантеизм – филос. учение, отождествляющее Бога и мир. Термин “пантеист” введен: Толанд 1705; “П.” - Фай 1709
Парадигма – 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исслед. задач.
Патристика – термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.(отцов церкви).
Персонализм – направление совр. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а вест мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.
Позитивизм – филос. направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положит.” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: Конт 1830е.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое
Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психич. процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.
Рационализм - филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Реализм - филос. направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта.
Релятивизм - методологич. принцип, состоящий в метафизич. абсолютизации относительности и условности содержания познания. Отказ от преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания.
Славянофильство - одно из направлений рус. обществ. и филос. мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути историч. развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
Солипсизм - крайняя
форма субъективного идеализма,
в которой несомненной
Софиология
Софистика – 1)философское течение в Др.Греции, созданное софистами. 2)Рассуждение (вывод, док-во), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Сублимация - в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа.
Субстанция - объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание , позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
Субъект - носитель предметно-практич. деятельности и познания; источник активности, направленной на объект.
Субъективный
идеализм - одна из основных разновидностей
идеализма, в отличие от объективного
идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности
вне сознания субъекта либо рассматривает
ее как нечто полностью
Схоластика - тип религ. философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формальнологич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Ср. века.
Сциентизм - мировозренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Теизм - религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.
Теодицея - “оправдание
бога”, общее обозначение религ.-
Томизм - направление в схоластич. философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.
Трансцендентальный - термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира.
Трансцендентный - термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания.
Триада - метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме.
Универсалии - общие понятия. В филос. проблеме онтологич. и гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Феномен - филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).
Феноменология - вначале, одна из филос. дисциплин, позднее - идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные хар-ки, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.
Философия - форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.
Фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда[психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
Экзистенциализм - или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России(Шестов, Бердяев).
Эклектика, эклектизм, эклектицизм - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
Эманация - филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.