Учение о субстанции в философии Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Истолкование знания - одна из главных задач философии. Но ее история показывает, что такого рода истолкования возникают не одновременно с самой философией. Это, прежде всего, древнегреческая философия, открывшая европейскую философскую традицию как осмысление природы, окружающую человека. Но, по мере развития самого человека – не только как члена определенного класса, определенного общества, но как личности, осознающей свою индивидуальность, - а также, по мере того как философия в качестве понятийного знания увязывала свои построения с результатами естественнонаучной мысли, все большее место в ней стали занимать различные вопросы

Содержание

Введение
Биография
Учение о Субстанции
Заключение
Ссылки на используемую литературу. Терминологический словарь

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философии.docx

— 527.39 Кб (Скачать)

Индетерминизм – филос. учение и методологич. позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). Противопост-ся детерминизму.

Интуитивизм –  идеалистич. течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.(разновидность иррационализма)

Иррационализм – обозначение идеалистич. течений в фил-и, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный хар-р бытия.

Истина –  адекватное отображение объекта  познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий и целостной картины мира в диалектике ее развития.

Категории –  в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Категорический  императив – основной закон этики  Канта: “поступай только согласно такой  максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы  она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству”(ограничение формального понимания этики)

Конфуцианство – др.-кит. филос. школа, “ученые книжники”; Конфуций: этико-политич. учение, где рассматр-ся вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления гос-вом.

Космизм

Креационизм –  религ. учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистич. рел: иудаизма, христианства, ислама.

Майевтика – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новыен и новые вопросы, побуждать других находить истину.

Материализм –  одно из двух главных филос. направлений, которое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.

Метафизика –  наука о сверхчувственных принципах  и началах бытия.

Мистицизм (мистика) – религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредств. “единения” с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Модус – 1) термин домарксистской философии, обозн. св-во предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монадология –  филос. система объективного идеализма  Лейбница. Учение о монадах (бестелесных  “простых субстанциях”, “истинных  атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности  психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов.

Монизм –  способ рассмотрения многообразия явлений  мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего  и построения теории в форме логически  последовательного развития исходного  положения (в отл. от дуализма и плюрализма).

Народничество – идеология и движение интеллигенции, объективно отражавшие антифеод. интересы крестьянства. Соединение радикальной бурж-дем. программы с идеями утопич. социализма.

Номинализм –  филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий(общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Ноосфера –  сфера взаимодействия природы и  общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Ноумен –  понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания (в отл. от феномена как объекта чувств. созерцания).

Объект –  то, что противостоит субъекту в  его предметно-практической и познавательной деятельности. Часть объективной  реальности, которая нах-ся во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практич. и познават. деятельности, отраж. св-ва объективной реальности.

Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

Онтология –  учение о бытии как таковом; раздел филос-и, изуч. фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Основополагающая часть метафизики. Термин введен: Гоклениус 1613; закреплен в фил. системе Вольфа.

Отчуждение –  социальный процесс, присущий классово-антагонистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека в и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Панлогизм –  филос. принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение  идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, “сам себя познающий разум”(Гегель); разновидность идеалистического рационализма.

Пантеизм –  филос. учение, отождествляющее Бога и мир. Термин “пантеист” введен: Толанд 1705; “П.” - Фай 1709

Парадигма – 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исслед. задач.

Патристика –  термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.(отцов церкви).

Персонализм –  направление совр. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а вест мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.

Позитивизм –  филос. направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положит.” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: Конт 1830е.

Прагматизм –  субъективно-идеалистическое философское  учение. Философия – не размышление  о первых началах бытия, а общий  метод решения проблем, встающих перед людьми в разл. жизн. ситуациях, в процессе их практич. деят-сти, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

Психоанализ –  метод психотерапии и психологическое  учение, ставящее в центр внимания бессознательные психич. процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.

Рационализм - филос. направление, признающее разум основой  познания и поведения людей.

Реализм - филос. направление, признающее лежащую вне  сознания реальность, которая истолковывается  либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый  от субъекта, познават. процесса и опыта.

Релятивизм - методологич. принцип, состоящий в метафизич. абсолютизации относительности и условности содержания познания. Отказ от преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.

Сенсуализм - направление  в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания.

Славянофильство - одно из направлений рус. обществ. и филос. мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути историч. развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Солипсизм - крайняя  форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью  признается только мыслящий субъект, а  все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Софиология

Софистика – 1)философское  течение в Др.Греции, созданное софистами. 2)Рассуждение (вывод, док-во), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Сублимация - в  психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа.

Субстанция - объективная  реальность, рассматриваемая со стороны  ее внутреннего единства, материя  в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание , позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Субъект - носитель предметно-практич. деятельности и познания; источник активности, направленной на объект.

Субъективный  идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает  ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Схоластика - тип  религ. философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формальнологич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Ср. века.

Сциентизм - мировозренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Теизм - религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.

Теодицея - “оправдание  бога”, общее обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею “благого” и “разумного” божеств. управления миром с наличием мирового зла, “оправдать” это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Лейбницем в одноим. трактате (1710).

Томизм - направление  в схоластич. философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Трансцендентальный - термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира.

Трансцендентный - термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания.

Триада - метод  филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме.

Универсалии - общие  понятия. В филос. проблеме онтологич. и гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.

Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие  и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феномен - филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое  в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

Феноменология - вначале, одна из филос. дисциплин, позднее - идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные хар-ки, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.

Философия - форма  обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.

Фрейдизм - общее  обозначение различных школ и  течений, стремящихся применить  психологич. учение Фрейда[психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

Экзистенциализм - или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России(Шестов, Бердяев).

Эклектика, эклектизм, эклектицизм - соединение разнородных  взглядов, идей, принципов или теорий.

Эманация - филос. понятие, специально разработанное  в неоплатонизме, означающее переход  от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.

Информация о работе Учение о субстанции в философии Спинозы