Учение о субстанции в философии Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Истолкование знания - одна из главных задач философии. Но ее история показывает, что такого рода истолкования возникают не одновременно с самой философией. Это, прежде всего, древнегреческая философия, открывшая европейскую философскую традицию как осмысление природы, окружающую человека. Но, по мере развития самого человека – не только как члена определенного класса, определенного общества, но как личности, осознающей свою индивидуальность, - а также, по мере того как философия в качестве понятийного знания увязывала свои построения с результатами естественнонаучной мысли, все большее место в ней стали занимать различные вопросы

Содержание

Введение
Биография
Учение о Субстанции
Заключение
Ссылки на используемую литературу. Терминологический словарь

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философии.docx

— 527.39 Кб (Скачать)

Субстанция  обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством  которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.    

От  субстанции, представляющей собой необусловленное  бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесконечное множество.   

В своей гносеологии, Спиноза выделяет три вида (ступени) познания:    

"Познание  в чистом виде", которое непосредственно  исходит из разума человека  и не зависит ни от каких внешних причин - это высший вид познания. Он получил у Спинозы название интуитивного. Его суть - в видении вещей, исходящих от Бога. Основу этого познания составляет интуиция, которая дает достоверное знание. При этом интуиция истолковывается как интеллектуальная, и она дает познание абсолютно необходимых свойств единой субстанции (познание вещей с точки зрения вечности).   

Второй  уровень - это познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций). Оно выступает  у Спинозы как второй род познания, состоит из рассудка и разума, но часто эти понятия сливаются. Этот вид является познанием собственно научным, такой формой познания, которая находит выражение в математике, геометрии. Рациональное познание устанавливает и связи между идеями, и причинную цепочку в её необходимости.   

Третья  ступень познания - это мнение и  воображение, чувственное отражение  окружающего мира, полученное эмпирическим путем. Оно недостоверно, неполно, недоказуемо, поверхностно. Это познание не играет большой роли при получении истинного знания, т. к. оно ограничивается частными случаями, не передает связи и отношений причин, т.е. общего порядка Природы. Это познание часто ведет к заблуждению, но оно заключает в себе элементы истины.   

Философскую систему  Спинозы завершает этика. Ключевыми  в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего  в природе); соотношения свободы  и необходимости. Исследуя их, философ  пришел к следующим выводам: свобода  и необходимость в субстанции соединяются в единое целое; Бог (Природа) наделен полной свободой, а модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении у необходимости; модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, он несвободен и находится в "тисках" необходимости; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы); путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.   

Поведение человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются радость, печаль и влечение. До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполагает ясное и точное познание. Так Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости.    

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость  в виде субстанции (Природы-Бога) - конечной причины всего сущего; освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. Отсюда и известный девиз Спинозы: - "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".    

В своем "Богословско-политическом трактате" Спиноза заложил основы научной критики Библии. Исходя из концепции "двух истин" он считал, что для познания подлинной истины Библия имеет мало цены, так как  авторитетом может быть только разум, а не Священное писание. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия, и полагает, что необходимо учитывать исторические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. Он также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Причины различных суеверий Спиноза видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы.   

В то же время Спиноза отрицал обвинения  в атеизме, так как полагал, что его критика религии - это критика невежества и предрассудков. А настоящая религия равносильна моральности и основывается на достоверном знании. Между религией и суеверием то различие, писал он, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия - мудрость.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
Рассмотрев учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы, можно сделать следующие выводы:  
Существует только одна субстанция, которая есть Бог.  
Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная.  
Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя.  
Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.  
Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы.  
Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.  
Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.  
Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое. Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира.  
Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены.  
Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.  
Бог Спинозы – это библейский Бог, на котором философ с юности сосредоточил свое внимание, но втиснутый в схемы метафизики и определенных картезианских гипотез, неличностный Бог с волей и разумом. Спиноза считает, что воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным. Аналогичным образом, Бог не творит по свободному выбору нечто отличное от себя; будучи не действующей извне причиной, а имманентной, он неотделим от вещей, исходящих от него. Он – не Провидение в традиционном смысле, он представляет собой безличную абсолютную необходимость. Эта необходимость абсолютна, поскольку Бог – субстанция – дан в качестве причины самой себя, от него неизбежно проистекают бесконечно во времени и в пространстве бесконечное множество атрибутов и модусов, образующих мир. Вещи неизбежно происходят из сущности Бога так же, как из сущности геометрических фигур неизбежно выводится теорема. Различие между Богом и геометрическими фигурами состоит в том, что последние не являются причинами самих себя.  
Не удивительно, что к учению Спинозы был проявлен особый интерес со стороны последующих поколений. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского учения – его влияние на мыслителей последующих поколений и, тем более, веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей, оспаривающих и опровергающих эти идеи. При рассмотрении учения Спинозы в этом аспекте оно выступает как одна из интереснейших страниц в истории философии. После смерти Спинозы его учение вызвало к жизни различные течения. Например, в XVII-XVIII веках его учение о единой субстанции, как причине самой себя, сыграло большую роль в становлении материалистической мысли в Европе. Совершенно другое преломление получили идеи Спинозы в Германии в XVIII-XIX веках. Здесь особая роль принадлежит так называемому «спору о пантеизме». Гегелевское отношение к философии Спинозы является для меня очень близким. Известна высокая оценка философии Спинозы Гегелем, который видел в ней главное звено в истории новой философии. «Мышление, - писал он в своих «Лекциях по истории философии», - необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма. Быть спинозистом, - это существенное начало всякого философствования».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ссылки  на используемую литературу

    1. «Курс лекций»
    2. «Введение в философию» И.Т. Фролов
    3. «Хрестоматия по философии» П.В. Алексеев М: 2005
    4. «Философский словарь» М: 2002
    5. Дубровский Д.И. «Проблема идеального… Субъективная реальность» М: 2002
    6. Микешина Л.А. «Философия познания Политические главы» М: 2002
    7. Трудные времена философии: «Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики»

      Редакторы: Б.В. Бирюков , И.С. Верстин М: 2010

    1. http://istina.rin.ru
    2. http://www.google.ru
    3. http://ru.wikipedia.org
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Терминологический словарь

Абсолют – понятие  идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

“Вещь в себе” - филос. термин, означающий вещи как  они существуют сами по себе (“в себе”), в отл. от того какими они являются “для нас” – в нашем познании.

Агностицизм –  филос. учение, согласно которому не может  быть решен окончательно вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Гексли 1869

Апперцепция –  понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

Апостериори –знание, получаемое из опыта.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое  от него.

Архетип – в  позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические  структуры в коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.

Атеизм –  система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, к.-л. сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Атман – в  др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Противопост-ся брахману как высшей объективной реал-сти и совпадает с ним, т.к. Б. осознает себя и становится А.

Атомизм – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В шир. смысле дискретность объекта, процесса, свойства.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Брахман – в  др.-инд. религ. умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из кот-го возникает мир со всем, что в нем находится. Все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.

Буддизм – религ-филос. учение, возникшее в Др.Индии 6-5в.до н.э. Одна из 3-х мир.религий.

Бытие – филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Волюнтаризм –  идеалистич. направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия. (в отл. от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект). Введен: Тённис 1883

Всеединство –  одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип  совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

Герменевтика  – искусство и теория истолкования текстов. В др-греч. филос-и – искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов).

Гилозоизм –  введен: Кедворт 1678 для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между “живым” и “неживым” и полагающим жизнь имманентным[внутренне присущим] свойством праматерии.

Гносеология = теория познания = эпистемология – раздел философии, в котором изучаются  проблемы природы познания и его  возможностей, отношения знания к  реальности, исследуются всеобщие предпосылки  познания, выявляются условия его  достоверности и истинности. Осн. направления: материализм и идеализм.

Гуманизм –  в шир. смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культ. движение эпохи Возрождения.

Даосизм – наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2й пол. 1го тыс-я до н.э.

Деизм – религ-философское воззрение, получившее распростр-е в эпоху Просвещения, согласно к-му Бог, сотворив мир, не принимает в нем к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противопостоит теизму и атеизму.

Демиург – термин др.греч. философии для обозначения “творца” (“мастера”). Д. творит космос из со-вечной ему материи, наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный прообраз-парадигму – эйдос.

Детерминизм –  филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений материального и духовного  мира. Ядро Д. – положение о существовании  причинности (связи явлений, когда  одно с необх-ю порождает другое).

Диалектика –  учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Дуализм – филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму.

Евразийство

Западничество – направление рус. антифеод. обществ. мысли 1840х гг., противостоявшее славянофилам. Путь России - идти вслед за Зап. Европой.

Идеализм –  общее обозначение философских  учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Имманентное – 1) понятие, означающее внутреннее присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или  иное свойство (закономерность). В истории  фил-и противополагается трансцендентному. 2) филос. критика, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок.

Информация о работе Учение о субстанции в философии Спинозы