Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:27, реферат
Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может найти, т.е. это неопределенность. Каждый человек на протяжении всей жизни пытается найти решение извечных проблем философии: из чего всё, в чем смысл жизни?
Введение. 2
Краткая биография. 2
«Опыты» 2
Критика европоцентризма. 2
Критика антропоцентризма 3
Понятие культуры. 4
Нравственность и религия. 5
История публикации. 6
М. Монтень как представитель скептицизма. 7
Заключение. 9
Список литературы 10
Оглавление
Введение. 2
Краткая биография. 2
«Опыты» 2
Критика европоцентризма. 2
Критика антропоцентризма 3
Понятие культуры. 4
Нравственность и религия. 5
История публикации. 6
М. Монтень как представитель скептицизма. 7
Заключение. 9
Список литературы 10
Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может найти, т.е. это неопределенность. Каждый человек на протяжении всей жизни пытается найти решение извечных проблем философии: из чего всё, в чем смысл жизни? Именно этот поиск и формирует наше мировоззрение, представление о мире в целом и своем месте в нем. Великие умы прошлого и настоящего посвятили жизнь размышлениям над основными вопросами философии, излагая их на страницах многотомных сочинений. Очевидно, что найти однозначный ответ невозможно, однако можно определиться с собственной точкой зрения и ознакомиться с идеями философов.
В данной работе будут рассматриваться основные философские идеи французского мыслителя Мишеля де Монтеня (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Эйкем де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne).
Монтень родился в фамильном
замке в местечке Сен-Мишель-де-Монтень
(Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его
отец, участник Итальянских войн Пьер
Эйкем (получивший аристократический
титул «де Монтень») был в свое
время мэром этого города; умер
в 1568. Мать — Антуанетта де Лопез, из
семьи зажиточных арагонских евреев.
В раннем детстве Мишель воспитывался
по либеральной-гуманистической
Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.
В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580—1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г.
Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.
Монтень оставил множество трудов, но самым интересным для культуролога является его книга «Опыты». Эта книга не вписывается ни в один из существующих литературных жанров. Ее нельзя назвать научным трактатом, не напоминает она и литературно обработанную биографию. Это явно не роман и не собрание нравоучительных сентенций. По воспоминаниям современников, Монтень вначале не предполагал ее публиковать, предназначая свои размышления для узкого круга друзей и единомышленников. Однако замысленное как сочинение интимное, «Опыты» вскоре стали литературным произведением национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической мысли не только Франции, но и других европейских стран.
Вклад Мишеля Монтеня в теорию культуры прежде всего состоит в том, что он, развивая идеи, содержащиеся в работах Тацита, дает развернутую и жесткую критику европейской цивилизации.
То, о чем Тацит сообщает
читателю намеками, со множеством оговорок,
Монтень говорит в полный голос,
не скрывая своего отрицательного отношения
к тому, что он видел, чему он был
невольным свидетелем. Европейская
цивилизация, с его точки зрения,
отнюдь не высший тип цивилизационной
системы. Она явно заблудилась на
дорогах истории, и ее достижения
в области науки и техники,
музыки и литературы не идут ни в
какое сравнение с естественной
простотой нравов, разумной организацией
жизни, достижениями в изобразительном
искусстве и архитектуре других
цивилизаций, прежде всего цивилизаций
Нового света. Монтень открыто
По представлениям Монтеня, культура народов Нового Света многократно превосходит культуру любой страны Европы.
Потрясающее великолепие городов Куско и Мехико, — пишет он, — и среди прочих диковинок сад их короля, где все деревья, плоды и все травы, расположенные так же, как обычно они произрастают в саду... были поразительно искусно выполнены из золота.. красота их 1 изделий из камня, перьев и хлопка, а также произведения их живописи наглядно показывают, что они нисколько не ниже нас и в ремеслах.
Рисуя столь яркими красками культуру коренных народов Нового Света, Монтень, по сути, наносит мощный удар по идее европоцентризма, которая до него никем не оспаривалась, в том числе и наиболее крупными представителями философской мысли Кватроченто и Чиквинченто.
Критика антропоцентризма.
Не будет большим
преувеличением сказать, что
Монтень первым из гуманистов начинает говорить о несовершенстве человеческого разума, видя доказательство этого тезиса в несовершенстве того мира, который создан волей и руками людей.
Не смешно ли, — писал Монтень, — что это ничтожное и жалкое создание, которое не в силах даже управлять собой и предоставлено ударам всех случайностей, объявляет себя владыкой и властелином Вселенной, малейшей частицы которой оно не в состоянии познать, а не то чтобы повелевать ею
По сути, Монтень своими произведениями начинает критику европейского рационализма, одной из базовых структур «фаустовской цивилизации».
Говоря о понимании
культуры Монтенем, следует заметить,
что оно во многом совпадает с
той трактовкой культуры, которая
существовала у античных авторов. Человек,
согласно воззрениям автора «Опытов»,
достигает культурного
Справедливости ради необходимо сказать, что у автора «Опытов» есть и другая трактовка культуры. Монтень неоднократно пишет о том, что культура — это высшее завоевание человеческого гения. Таким высшим завоеванием Монтень считал античную культуру, в особенности культуру Древней Греции и Древнего Рима периода расцвета (юный Рим и Рим эпохи упадка ему не нравятся), которую не смогли превзойти ни культура Средневековья, ни даже Ренессанса.
Античную культуру Монтень ценит прежде всего за то, что ее целевой установкой было воспитание гражданина с развитым самосознанием и высокой нравственностью, способного к возвышенным поступкам, обладающего представлениями о чести, достоинстве. Сопоставляя нравы современного ему общества с теми, что были в древности, он приходит к выводу, что в моральном отношении его современники стоят на более низкой ступени, чем свободнорожденные жители Афин времен Перикла или Рима времен братьев Гракхов. В ту историческую эпоху, пишет он, не представляло труда встретить человека, умеренного в жажде мести, снисходительного к тем, кто его оскорбил, свято соблюдающего данное слово, не двуличного, не приспосабливающего своих убеждений к воле других людей, не сгибающегося под тяжестью жизненных обстоятельств. Сегодня же подобные люди встречаются исключительно редко, и можно прожить целую жизнь и не встретить такого человека. Ни Средневековье, ни Ренессанс, по мнению Монтеня, не дали таких образцов самопожертвования, бескорыстия, мужества, верности в любви и дружбе, о которых повествуют античные авторы. Он в полном смысле слова слагает гимн Сократу, которого считает одним из величайших людей, отстаивавших право на свободу мысли до конца. Превозносит он и Ликурга, называя его самым мудрым из законодателей всех времен и народов. К числу выдающихся мужчин Монтень относит также Гомера, Александра Македонского и Епаминонда, чье первенство среди свободнорожденных граждан греки признавали безоговорочно. Из женщин к числу выдающихся он причисляет Аррию, жену консула Цецинны, и Помпею Павлину, жену Сенеки.
Античная культура, с точки зрения Монтеня, превосходит культуру всех других обществ не только потому, что в ее лоне сформировалось множество героев и мудрецов, ставших образцами для подражания, но и потому, что она обеспечивала свободу мысли.
Согласно представлениям
автора «Опытов», наличие многочисленных
философских школ, публичные дискуссии
на форумах, состязания ораторов способствовали
резкому повышению
В качестве доказательства
тезиса об античной культуре как высшем
образце, Монтень апеллирует также
к античному искусству и
Заслуживает внимания и
идея Монтеня о двух видах продуктов,
создаваемых человеком в
Жестокость, бесчеловечное отношение вызывают у него подлинное возмущение. Он с гневом говорит о нравах своей эпохи, где насилие над личностью, пытки и убийства были нормой. Корни этой жестокости, считал Монтень, кроются в биологической природе человека, и только культура способна подавлять этот «инстинкт бесчеловечности», который при определенных обстоятельствах превращает человека в кровожадного зверя, наслаждающегося мучениями себе подобных. Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как нечто изначально данное и неизменное по своей природе. Точно так же, как человек становится культурным в процессе воспитания, так и моральным существом он делается в результате большой духовной работы над собой. Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат кропотливой работы по проращиванию того семени, которое заложено в нас природой.