Учение о морали М.Мотненя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может найти, т.е. это неопределенность. Каждый человек на протяжении всей жизни пытается найти решение извечных проблем философии: из чего всё, в чем смысл жизни?

Содержание

Введение. 2
Краткая биография. 2
«Опыты» 2
Критика европоцентризма. 2
Критика антропоцентризма 3
Понятие культуры. 4
Нравственность и религия. 5
История публикации. 6
М. Монтень как представитель скептицизма. 7
Заключение. 9
Список литературы 10

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

Краткая биография. 2

«Опыты» 2

Критика европоцентризма. 2

Критика антропоцентризма 3

Понятие культуры. 4

Нравственность и религия. 5

История публикации. 6

М. Монтень как представитель скептицизма. 7

Заключение. 9

Список литературы 10

 

Введение.

Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может  найти, т.е. это неопределенность. Каждый человек на протяжении всей жизни  пытается найти решение извечных проблем философии: из чего всё, в чем смысл жизни? Именно этот поиск и формирует наше мировоззрение, представление о мире в целом и своем месте в нем. Великие умы прошлого и настоящего посвятили жизнь размышлениям над основными вопросами философии, излагая их на страницах многотомных сочинений. Очевидно, что найти однозначный ответ невозможно, однако можно определиться с собственной точкой зрения и ознакомиться с идеями философов.

В данной работе будут рассматриваться  основные философские идеи французского мыслителя Мишеля де Монтеня (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Эйкем  де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne).

Краткая биография.

Монтень родился в фамильном  замке в местечке Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его  отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический  титул «де Монтень») был в свое время мэром этого города; умер в 1568. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно  на латыни.

Во время гугенотских  войн Монтень часто выступал как  посредник между враждующими  сторонами, его одинаково уважали  король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 Монтень женился, получив  солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность  и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был  философ Этьен де ла Боэси, автор  «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень  включил в свои «Опыты». В 1580—1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления  от этого путешествия отражены в  дневнике, опубликованном только в 1774 г.

Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.

«Опыты»

Критика европоцентризма.

Монтень оставил множество  трудов, но самым интересным для  культуролога является его книга  «Опыты». Эта книга не вписывается  ни в один из существующих литературных жанров. Ее нельзя назвать научным  трактатом, не напоминает она и литературно  обработанную биографию. Это явно не роман и не собрание нравоучительных сентенций. По воспоминаниям современников, Монтень вначале не предполагал ее публиковать, предназначая свои размышления для узкого круга друзей и единомышленников. Однако замысленное как сочинение интимное, «Опыты» вскоре стали литературным произведением национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической мысли не только Франции, но и других европейских стран.

Вклад Мишеля Монтеня в  теорию культуры прежде всего состоит  в том, что он, развивая идеи, содержащиеся в работах Тацита, дает развернутую  и жесткую критику европейской  цивилизации.

То, о чем Тацит сообщает читателю намеками, со множеством оговорок, Монтень говорит в полный голос, не скрывая своего отрицательного отношения  к тому, что он видел, чему он был  невольным свидетелем. Европейская  цивилизация, с его точки зрения, отнюдь не высший тип цивилизационной  системы. Она явно заблудилась на дорогах истории, и ее достижения в области науки и техники, музыки и литературы не идут ни в  какое сравнение с естественной простотой нравов, разумной организацией жизни, достижениями в изобразительном  искусстве и архитектуре других цивилизаций, прежде всего цивилизаций  Нового света. Монтень открыто противопоставляет  образ жизни, политическое устройство, систему общественных отношений, сложившихся  у майя, ацтеков, образу жизни, устройству государства, обычаям, существующим на его родине. Высочайшую заслугу народов  Нового Света он видит в том, что  они смогли создать культуру, базирующуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой. Особенно он подчеркивает высокую моральность членов этих обществ, называемых европейцами варварскими  за то, что они не носят костюмов европейского покроя и поклоняются  другим богам. Он пишет, что в лексиконе  коренных жителей Нового Света нет  даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и  злословие. Монтень отмечает, что  «их способ ведения войны честен и благороден и даже извинителен  и красив настолько, насколько может  быть извинителен и красив этот недуг  человечества: основанием для их войн является исключительно влечение к  доблести».

По представлениям Монтеня, культура народов Нового Света многократно  превосходит культуру любой страны Европы.

Потрясающее великолепие  городов Куско и Мехико, — пишет  он, — и среди прочих диковинок  сад их короля, где все деревья, плоды и все травы, расположенные  так же, как обычно они произрастают в саду... были поразительно искусно  выполнены из золота.. красота их 1 изделий из камня, перьев и хлопка, а также произведения их живописи наглядно показывают, что они нисколько  не ниже нас и в ремеслах.

Рисуя столь яркими красками культуру коренных народов Нового Света, Монтень, по сути, наносит мощный удар по идее европоцентризма, которая до него никем не оспаривалась, в том  числе и наиболее крупными представителями  философской мысли Кватроченто  и Чиквинченто.

Критика антропоцентризма.

 Не будет большим  преувеличением сказать, что Монтень  поколебал основы антропоцентризма, который безоговорочно доминировал  в сознании его предшественников-мыслителей  Ренессанса. От него идет линия  критики мнимого всемогущества  человека, противопоставляющего себя  природе и рассматривающего окружающий  мир как безграничное поле  приложения своих креативных  потенций. Апологетика естественного  человека, живущего в гармонии  с природой, создающего мир культуры  в соответствии не только с  человеческими, но и природными законами, начинается именно Монтенем, который углубил и развил идеи, содержащиеся в работах Демокрита, с которыми он был знаком еще в юношеские годы.

Монтень первым из гуманистов начинает говорить о несовершенстве человеческого разума, видя доказательство этого тезиса в несовершенстве того мира, который создан волей и руками людей.

Не смешно ли, — писал  Монтень, — что это ничтожное  и жалкое создание, которое не в  силах даже управлять собой и  предоставлено ударам всех случайностей, объявляет себя владыкой и властелином  Вселенной, малейшей частицы которой  оно не в состоянии познать, а  не то чтобы повелевать ею

По сути, Монтень своими произведениями начинает критику европейского рационализма, одной из базовых структур «фаустовской цивилизации».

Понятие культуры.

Говоря о понимании  культуры Монтенем, следует заметить, что оно во многом совпадает с  той трактовкой культуры, которая  существовала у античных авторов. Человек, согласно воззрениям автора «Опытов», достигает культурного состояния  только тогда, когда он все свои помыслы  направляет на совершенствование духа, ума, воли, эстетического вкуса и  своего тела. Плод «окультуривания» индивида — его духовное и физическое здоровье. Величие культуры усматривается  Монтенем в простоте общественных отношений, в первобытной чистоте нравов, непосредственности здравых мыслей и эстетического отношения к  действительности. Культура людей, с  точки зрения Монтеня, тем выше, чем  более они доверяют природе и  следуют ее указаниям. Не учить природу, а учиться у нее — вот  путь к подлинной культуре.

Справедливости ради необходимо сказать, что у автора «Опытов» есть и другая трактовка культуры. Монтень  неоднократно пишет о том, что  культура — это высшее завоевание человеческого гения. Таким высшим завоеванием Монтень считал античную культуру, в особенности культуру Древней Греции и Древнего Рима периода  расцвета (юный Рим и Рим эпохи  упадка ему не нравятся), которую  не смогли превзойти ни культура Средневековья, ни даже Ренессанса.

Античную культуру Монтень  ценит прежде всего за то, что  ее целевой установкой было воспитание гражданина с развитым самосознанием  и высокой нравственностью, способного к возвышенным поступкам, обладающего  представлениями о чести, достоинстве. Сопоставляя нравы современного ему общества с теми, что были в древности, он приходит к выводу, что в моральном отношении  его современники стоят на более  низкой ступени, чем свободнорожденные  жители Афин времен Перикла или Рима времен братьев Гракхов. В ту историческую эпоху, пишет он, не представляло труда  встретить человека, умеренного в  жажде мести, снисходительного к  тем, кто его оскорбил, свято соблюдающего данное слово, не двуличного, не приспосабливающего своих убеждений к воле других людей, не сгибающегося под тяжестью жизненных обстоятельств. Сегодня  же подобные люди встречаются исключительно  редко, и можно прожить целую  жизнь и не встретить такого человека. Ни Средневековье, ни Ренессанс, по мнению Монтеня, не дали таких образцов самопожертвования, бескорыстия, мужества, верности в любви  и дружбе, о которых повествуют античные авторы. Он в полном смысле слова слагает гимн Сократу, которого считает одним из величайших людей, отстаивавших право на свободу мысли  до конца. Превозносит он и Ликурга, называя его самым мудрым из законодателей  всех времен и народов. К числу  выдающихся мужчин Монтень относит  также Гомера, Александра Македонского и Епаминонда, чье первенство среди свободнорожденных граждан греки признавали безоговорочно. Из женщин к числу выдающихся он причисляет Аррию, жену консула Цецинны, и Помпею Павлину, жену Сенеки.

Античная культура, с  точки зрения Монтеня, превосходит  культуру всех других обществ не только потому, что в ее лоне сформировалось множество героев и мудрецов, ставших  образцами для подражания, но и  потому, что она обеспечивала свободу  мысли.

Согласно представлениям автора «Опытов», наличие многочисленных философских школ, публичные дискуссии  на форумах, состязания ораторов способствовали резкому повышению интеллектуального  уровня людей античности, которые  обо всем могли судить здраво, опираясь на знания и собственный опыт, руководствуясь не эмоциями, а разумом. Сегодня же эта способность разумного суждения европейским человеком утрачена, ибо, как пишет Монтень, «мы получаем науку от гражданских властей», и  овладение знанием происходит по их предписаниям в школах, которые  на одно лицо и где учат одному и  тому же.

В качестве доказательства тезиса об античной культуре как высшем образце, Монтень апеллирует также  к античному искусству и литературе. С его точки зрения, античными  ваятелями, живописцами, прозаиками, поэтами, драматургами созданы столь совершенные  произведения, что их не смогли превзойти  творения художников, скульпторов и  поэтов более поздних времен. Монтень  посвящает много страниц подробному разбору работ античных авторов, аргументирование доказывая, что они  с полным основанием могут рассматриваться  в качестве эталонов. Таким образом, культура Древней Греции и Древнего Рима под пером Монтеня превращается в идеал культуры или, говоря современным  языком, в идеальный культурный тип, с которым необходимо соотносить культуры других стран и народов, иных исторических эпох. Монтень высказывает  и ряд других конструктивных идей, которые не могут быть проигнорированы  теоретиками культуры. В частности, он неоднократно подчеркивает тесную связь культуры и морали. С его  точки зрения, общество, в котором  отсутствует человеколюбие, где  нет представления о стыде  и долге, не может называться культурным.

Заслуживает внимания и  идея Монтеня о двух видах продуктов, создаваемых человеком в процессе его культурно-творческой деятельности. Согласно представлениям автора «Опытов» только то, что возникает в результате деятельности человека в соответствии с установлениями природы, может  быть отнесено к разряду вещей  прекрасных и благородных. Возникающее  вопреки установлениям природы, порождаемое деятельностью неестественной не может рассматриваться как  культурная ценность. В этом тезисе Монтеня содержится зародыш идеи о различии культуры и цивилизации  — центральной идеи для культурологической мысли XIX столетия.

Нравственность  и религия.

Жестокость, бесчеловечное  отношение вызывают у него подлинное  возмущение. Он с гневом говорит  о нравах своей эпохи, где насилие  над личностью, пытки и убийства были нормой. Корни этой жестокости, считал Монтень, кроются в биологической  природе человека, и только культура способна подавлять этот «инстинкт  бесчеловечности», который при определенных обстоятельствах превращает человека в кровожадного зверя, наслаждающегося  мучениями себе подобных. Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как нечто изначально данное и  неизменное по своей природе. Точно  так же, как человек становится культурным в процессе воспитания, так и моральным существом  он делается в результате большой  духовной работы над собой. Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат кропотливой работы по проращиванию того семени, которое заложено в нас природой.

Информация о работе Учение о морали М.Мотненя