Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:59, реферат
Философия с момента своего возникновения занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется тем, что главной составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4
2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Целью своего учения Конфуций
ставил постижение смысла человеческой
жизни, главным для него было уяснить
скрытую природу человека, то, что
движет им и его стремлениями. По
обладанию определенными
1) Цзюнь-цзы (благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении .
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу11.
«Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета.” Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция»12. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость”. Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность13.
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
Долгое время Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то, как страна где в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.
1 Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 32 с.
2 Чанышев А.Н. Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. Вузов.– М.: Высшая школа, 2003. – 91 с.
3 Губин В.Д. Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. - М: ТОН - Остожье, 2001. – 78 с.
4 Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М: ЭКСМО, 2008. – 152 с.
5 Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М: Дрофа, 1997. – 88 с.
6 Чжоу Сун Мудрость конфуцианства.- М: Дрофа, 2009. – 132 с.
7 Бертронг Джон Конфуцианство. – М: АСТ, 2004. – 48 с.
8 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – СПб: Лань, 1990. – 194 с.
9 Парфенова Ю.В. Конфуцианство, даосизм от А до Я.- СПб: Питер, 2007. – 119 с.
10 Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. - М: Республика, 2003. – 72 с.
11 Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М: ЭКСМО, 2008. – 150 с.
12 Китайская философия. Энциклопедический словарь. СПб: Питер, 1994. – 69 с.
13 Мудрость древнего Китая. – М: Знание, 2008. – 71 с.
Информация о работе Учение о человеке в древнекитайской философии