Учение о человеке в древнекитайской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Философия с момента своего возникновения занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется тем, что главной составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4
2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

Философия Учение о человеке в древнекитайской философии.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить  скрытую природу человека, то, что  движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу11.

«Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит  на второй план: “Благородный муж беспокоится  лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета.” Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция»12. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в  человеке этого фактора очень  сложно, прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость”. Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность13.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение  длительного периода времени  шло обособленно от развития европейских  стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными  это способствовало появлению Древнем  Китае представлений о том, что  Китай является центром мира.

Что же касается Европы, то она  по-настоящему “открыла” Китай  лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка  Пола в Китай стали прибывать  миссионеры для обращения многомиллионной  массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению  истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части  философии.

Долгое время Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то, как страна где в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это  прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией  к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.
  2. Бертронг Джон Конфуцианство. – М: АСТ,  2004.
  3. Губин В.Д. Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. - М: ТОН - Остожье, 2001.
  4. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – СПб: Лань, 1990.
  5. Китайская философия. Энциклопедический словарь. СПб: Питер, 1994.
  6. Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М: ЭКСМО, 2008.
  7. Мудрость древнего Китая. – М: Знание, 2008.
  8. Парфенова Ю.В. Конфуцианство, даосизм от А до Я.- СПб: Питер,  2007.
  9. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М: Дрофа, 1997.
  10. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. - М: Республика, 2003.
  11. Чанышев А.Н. Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. Вузов.– М.: Высшая школа, 2003.
  12. Чжоу Сун Мудрость конфуцианства.- М: Дрофа, 2009.

1 Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 32 с.

2 Чанышев А.Н. Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. Вузов.– М.: Высшая школа, 2003. – 91 с.

3 Губин В.Д. Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. - М: ТОН - Остожье, 2001. – 78 с.

4 Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М: ЭКСМО, 2008. – 152 с.

5 Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М: Дрофа, 1997. – 88 с.

6 Чжоу Сун Мудрость конфуцианства.- М: Дрофа, 2009. – 132 с.

7 Бертронг Джон Конфуцианство. – М: АСТ,  2004. – 48 с.

8 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – СПб: Лань, 1990. – 194 с.

9 Парфенова Ю.В. Конфуцианство, даосизм от А до Я.- СПб: Питер,  2007. – 119 с.

10 Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. - М: Республика, 2003. – 72 с.

11 Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М: ЭКСМО, 2008. – 150 с.

12 Китайская философия. Энциклопедический словарь. СПб: Питер, 1994. – 69 с.

13 Мудрость древнего Китая. – М: Знание, 2008. – 71 с.

 


Информация о работе Учение о человеке в древнекитайской философии