Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:59, реферат
Философия с момента своего возникновения занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется тем, что главной составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4
2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Философия: Учение о человеке в древнекитайской философии
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4
2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Философия с момента своего возникновения занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется тем, что главной составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.
Китайская философия одна из самых древних. Она сложилась в 7-6 вв. до н.э. Для того, чтобы лучше понять смысл и суть философии, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли. Философия Древнего Китая явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя поэтому она глубоко изучила внутренний мир человека. И сейчас многие понимают, для того, чтобы ориентироваться в меняющемся мире, необходима овладевать такой наукой, как философия. Таким образом, изучение философского учения о человеке в древнекитайской философии является актуальной темой.
Цель работы: раскрыть сущность учения о человеке в Древнем Китае.
Задачи:
Китайская философия сложилась
в 7-6 вв. до н.э. и вводит в мировую
философскую культуру не один, а
сразу три термина и
Реставрация культуры
Дао конфуцианством, даосизмом начинается
с духовной сущности. Этим определяются
исходные характеристики
Выделяют два основных
этапа развития философской
Специфической чертой китайской
философии был принцип
Специфичность древнекитайской
философской мысли обусловлена
также употреблением в
Но самое главное в философии Древнего Китая-это особое учение, называемое конфуцианством. Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Это учения о человеке, обществе и государстве.
К специфике древнекитайской философии следует отнести ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое, и тесная связь с мифологией, мифами.
Древняя китайская
философия весьма специфична. Определяется
это прежде всего ее
Еще один элемент
рассматриваемой специфики - оторванность
философских исканий от
К специфике
древнекитайской философии
Для китайской
древней философии характерна
также тесная связь с
В связи
с мифологией следует сказать
и об отношении древней (и
последующей) китайской
К особенностям
древнекитайской философии
Расцвет древнекитайской
философии приходится на VI-III вв.
до н. э., которые по праву
называют золотым веком
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
Конфуцианство развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п.
В центре внимания конфуцианства - вопросы воспитания, нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми и с самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать "золотую середину", пролегающую где-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина и взаимность составляют вместе "правильный путь" - дао, которому должен следовать всякий, кто хочет жить счастливо. Важное качество воспитанного человека - благопристойность, состоящая в соблюдении приличий, под которыми Конфуций понимал прежде всего ритуалы, Ритуал. Благопристойность поэтому сводилась к этической ритуальности. Учитель настаивал: "На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать". К ритуальности, ритуалистике сведено во многом и человеколюбие: "Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие". Главное моральное правило конфуцианства - "не делай другому того, чего не желаешь себе"6.
Решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество , пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию7.
Взгляды Конфуция
базировались на нравственных
категориях и ценностях
В отношениях общества
с природой Конфуций также
руководствовался заботами о
людях. Чтобы продлить свое
существование , общество обязано
рационально относится к
Конфуций вывел
четыре основополагающих
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его8.
2) Только природа способна
дать человеку и обществу
3) Бережное отношение,
как к живому миру, так и
к природным ресурсам. Уже в
то время Конфуций
4) Регулярное благодарение
Природе . Этот принцип уходит
корнями в древнекитайские
Учение Конфуция о человеке можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:
1) Распущенные;
2) Сдержанные;
3) Глупцы.
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся "Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человек, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя. "На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому10.
Информация о работе Учение о человеке в древнекитайской философии