Учение о человеке в древнекитайской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Философия с момента своего возникновения занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется тем, что главной составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4
2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

Философия Учение о человеке в древнекитайской философии.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

Философия: Учение о человеке в древнекитайской философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Философия Древнего Китая и ее специфика 4

2. Учение о человеке в древнекитайской философии 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия с момента своего возникновения занимала особое место  в системе знаний о мире. Это  объясняется тем, что главной  составляющей философии является проблема взаимоотношения человека с миром, места и роли человека в нём.

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это  прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией  к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества и т. п. были в ней доминирующими.

Китайская философия одна из самых древних. Она  сложилась  в 7-6 вв. до н.э. Для того,  чтобы  лучше понять смысл и суть философии, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития,  рассмотреть, как шло движение философской  мысли. Философия Древнего Китая явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя поэтому она глубоко изучила внутренний мир человека. И сейчас многие понимают, для того, чтобы ориентироваться в меняющемся мире, необходима овладевать такой наукой, как философия. Таким образом, изучение философского учения о человеке в древнекитайской философии является актуальной темой.

Цель работы: раскрыть сущность учения о человеке в Древнем Китае.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу, посвященную данной теме;
  2. Рассмотреть специфику древнекитайской философии;
  3. Раскрыть учение о человеке в древнекийтайской философии.

 

  1. Философия Древнего Китая и ее специфика

 

Китайская философия сложилась  в 7-6 вв. до н.э. и вводит в мировую  философскую культуру не один, а  сразу три термина и соответственно три идеи философии.

    Реставрация культуры  Дао конфуцианством, даосизмом начинается  с духовной сущности. Этим определяются  исходные характеристики древнекитайской  философии.

   Выделяют два основных  этапа развития философской мысли  в Древнем Китае: этап зарождения  философских воззрений, который  охватывает период VIII-VI вв. до н.  э., и этапу расцвета философской  мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится  к VI-III вв. до н. э1.

Специфической чертой китайской  философии был принцип рассмотрения природы, человека и его общества, как единого мира, все элементы которого взаимосвязаны и находятся  в динамичном равновесии.

Специфичность древнекитайской  философской мысли обусловлена  также употреблением в письменной речи образно-символических знаков — иероглифов,   характерна также  тесная связь с мифологией, мифами; также следует отнести и ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое и т.д2.

Но самое главное в  философии Древнего Китая-это особое учение, называемое конфуцианством. Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Это учения о человеке, обществе и государстве.

 

К специфике древнекитайской  философии следует отнести ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое, и тесная связь с  мифологией, мифами.

     Древняя китайская  философия весьма специфична. Определяется  это прежде всего ее подчиненностью  политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления  страной, построения идеального  общества, упорядочения отношений  между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими.  Совпадение с политикой было  не только проблемным, но и,  скажем так, должностным. Многие  философы представляли влиятельные  общественные силы и служили  министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта  цепочка в Древнем Китае составляла  одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось  в соответствии с задачами  нравственного совершенствования  человека. Высшее знание - знание  о добродетелях и правилах  поведения великих людей3.

    Еще один элемент  рассматриваемой специфики - оторванность  философских исканий от конкретных  научных знаний, естественнонаучных  наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. В этой  оторванности определенно просматривается  пренебрежительное отношение к  естественнонаучным наблюдениям  и прикладным знаниям как к  чему-то явно низкому и недостойному  человека, человека-мудреца. Противостояние  философии и естествознания лишала  древнекитайскую культуру возможности  выработать цельное и всестороннее  мировоззрение. Оно пагубно сказывалось  на естественных науках, которые  тем самым обрекались на очень  низкий общественный статус.

    К специфике  древнекитайской философии следует  отнести и ее сущностную обращенность  к прошлому, в прошлое. Так,  все выдвинутые ею проекты  идеального общества были в  действительности не чем иным, как идеализацией глубокой древности, "золотого века" совершенномудрых правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков4.

    Для китайской  древней философии характерна  также тесная связь с мифологией, мифами. Отличительной же особенностью  последних был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда - Поднебесная. Сыном неба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали как высшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.

     В связи  с мифологией следует сказать  и об отношении древней (и  последующей) китайской философии  к религии. Это отношение не  похоже на то, что было в  греко-римском мире и особенно  в средневековой Европе, где философия  довольствовалась - разумеется, вынужденно - ролью прислужницы теологии. Религия  здесь проходила тест на философское  обоснование, чтобы быть принятой  обществом. Даже более того, сама  философия могла превращаться  в религию. Вот конфуцианство.  Это и философия, и, как канонизированное  учение, - религия.

     К особенностям  древнекитайской философии необходимо  причислить также слабую разработку  вопросов логики, равно как и  сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности5.

    Расцвет древнекитайской  философии приходится на VI-III вв. до н. э., которые по праву  называют золотым веком китайской  философии. Здесь целое созвездие  имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань Фэйцзы. Мы остановимся только на первых двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных, репрезентативных, для всей древнекитайской философии.

  1. Учение о человеке в древнекитайской философии

 

Философское учение  –  это система определенных, логически  связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное  отдельным философом, находит своих  продолжателей, постольку формируются  философские школы.

Конфуцианство развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п.

В центре внимания конфуцианства - вопросы воспитания, нравственно-духовного  роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми и с самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать "золотую середину", пролегающую где-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина и взаимность составляют вместе "правильный путь" - дао, которому должен следовать всякий, кто хочет жить счастливо. Важное качество воспитанного человека - благопристойность, состоящая в соблюдении приличий, под которыми Конфуций понимал прежде всего ритуалы, Ритуал. Благопристойность поэтому сводилась к этической ритуальности. Учитель настаивал: "На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать". К ритуальности, ритуалистике сведено во многом и человеколюбие: "Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие". Главное моральное правило конфуцианства - "не делай другому того, чего не желаешь себе"6.

Решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество , пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию7.

   Взгляды Конфуция  базировались на нравственных  категориях и ценностях тогдашней  китайской деревенской общины, в  которой главную роль играло  соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности .

   В отношениях общества  с природой Конфуций также  руководствовался заботами о  людях. Чтобы продлить свое  существование , общество обязано  рационально относится к природе  .

   Конфуций вывел  четыре основополагающих принципа  взаимоотношения общества и природы:

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его8.

2) Только природа способна  дать человеку и обществу жизненную  силу и вдохновение. Этот тезис  напрямую перекликается с древнекитайскими  учениями, пропагандирующими невмешательство  человека в природные процессы  и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии9.

3) Бережное отношение,  как к живому миру, так и  к природным ресурсам. Уже в  то время Конфуций предостерегал  человечество от бездумного расточительного  подхода к использованию природных  ресурсов . Он понимал , что в  случае нарушения существующих  в природе  балансов могут  возникнуть необратимые последствия  как для человечества , так и  для всей планеты в целом  .

4) Регулярное благодарение  Природе . Этот принцип уходит  корнями в древнекитайские религиозные  представления .

Учение Конфуция о человеке можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел  закономерность о том, что нравы  в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

1) Распущенные;

2) Сдержанные;

3) Глупцы.

Приводя примеры, характеризующие  поведение людей, принадлежащих  к определенной группе, доказал это  утверждение и попытался найти  причины данного явления, и, как  следствие, силы, движущие людьми в  процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к  мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот  к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в  достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что  ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся "Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение  отдельных индивидуумов, так и  поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным  факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда  не встречал человек, который, заметив  свою ошибку, решился бы сам осудить  себя. "На основе далеко не идеальности  природных факторов Конфуций даже вступил  в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность  природных творений за аксиому10.

Информация о работе Учение о человеке в древнекитайской философии