Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
Содержание работы…………………………………………………………... 2
Введение………………………………………………………………………. 3
Учение Конфуция о человеке………………………………………………... 4
Учение Конфуция о семье……………………………………………………. 8
Учение Конфуция о государстве……………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………. 12
Список источников…………………………………………………………… 13
Конфуций говорил, что лучше всего сплочения
общества можно достичь посредством укрепления
положения семьи и всяческого поощрения
уважительного отношения к старикам и
родителям.
Семья считалась сердцевиной
общества, интересы семьи намного превосходили
интересы отдельно взятой личности, которая
рассматривалась лишь в аспекте семьи,
сквозь призму её вечных - от далёких предков
к отдалённым потомкам - интересов. Подросшего
сына женили, дочь выдавали замуж по выбору
и решению родителей, причём это считалось
настолько нормальным и естественным,
что проблема любви при этом вовсе не стояла.
Любовь - на гораздо более низком уровне,
чем интересы семьи, считавшиеся категорией
высокого морального долга. Любовь могла
придти после брака, а могла и не придти.
Мужчины из состоятельных семей могли
компенсировать её отсутствие выбором
себе наложниц по вкусу - этому жена не
имела права препятствовать, хотя на практике
случалось по-разному.
Конфуцианство, восприняв традиционный
культ предков, способствовало формированию
института большой патриархальной семьи.
В такой семье все вопросы в четырех поколениях,
особенно о вступлении детей в брак, решаются
патриархом. Основной целью брака считается
рождение сыновей. Дело в том, что во время
семейного жертвоприношения предку его
роль исполняет старший внук, а отец с
поклоном предоставляет ему доклад о семейных
делах. Если не будет мужского потомства,
то некому будет совершать поминовение
предков. Они станут озлобленными голодными
духами. В определенные дни для таких предков
пресекшихся родов устраиваются поминки.
Перед свадьбой гадатель анализирует
личные данных жениха и невесты и назначает
день бракосочетания.
Во время традиционной китайской свадьбы
используют разного рода магические ухищрения
против злых духов: красный наряд, специальные
стрелы, магическое зеркало на груди у
невесты, хлопушки и петарды.
Положение женщины в традиционной китайской
семье зависит от того, рожает ли она мальчиков,
и рожает ли вообще. В противном случае
ее могут вернуть родителям. Женщина должна
беспрекословно подчиняться мужу, а также
почитать его родителей больше, чем своих.
Мужчина при этом может взять других жен
и вообще не обязан хранить верность. Жена
же не смеет ревновать, так как это считается
проявлением дурного тона.
Право развода сохранялось за мужчинами.
Причинами могли быть бесплодие жены,
ее развратное поведение, непочтительное
отношение к свекрам, болтливость и сплетни,
ревность и «дурная болезнь».
Вдовство представляло проблему для культа
предков. Часто вдовы выходили замуж вновь,
и это вызывало сильнейшее беспокойство
у родственников покойного, так как они
считали, что его дух будет горевать. Поэтому
поощряли тех вдов, которые решали остаться
у мужа в доме навсегда.
При рождении ребенка самым главным было
уберечь его от злых духов. Приносились
специальные жертвы, использовались амулеты.
Дети стремились к скорейшему взрослению
и даже старению, что было связано с комплексами,
испытывавшимися молодыми в конфуцианском
обществе, где лишь солидный возраст давал
почет и уважение. Можно сказать, что в
традиционном Китае был культ стариков.
Но старость означала приближение смерти.
Почтительность требовала избегать слов
«старый», «смерть» в присутствии пожилых.
В то же время признать кого-либо старше
своих лет считалось комплиментом.
Конфуций высказывал несколько своих
пожеланий об устройстве и принципах руководства
идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться
на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно.
Жэнь здесь включает в себя и любовь к
родственникам, и честность, и искренность,
стремление к собственному самоусовершенствованию,
вежливость и пр., причем вежливость, по
мнению Конфуция, обязательный элемент
для людей, исполняющих государственные
функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций
отрицательно отнесся к вводимым в то
время в некоторых царствах Китая фиксированным
законам, считая, что равенство всех перед
законом базируется на насилии над личностью
и, по его мнению, нарушает основы управления
государством. Была и еще одна причина
неприятия Конфуцием законов, он считал,
что всё, насильственно навязываемое человеку
сверху, не дойдет до души и сердца последнего,
а значит, неспособно эффективно функционировать.
Каркас модели государственного устройства,
предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом,
придающим им жизнеспособность, является
принцип “хэ”.
К тому же, в создании их, по мысли Конфуция,
принимали участие все члены общества.
В условиях, когда управление государством
и народом предполагалось на основании
“ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил
по отношению к управлению государством
на две группы:
1.
Управляющие
Наибольшее внимание в этой
части Учения уделяется первой группе
людей. По мнению Конфуция, это должны
быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы.
Именно они должны осуществлять власть
в государстве. Их высокие нравственные
качества должны быть примером для всех
остальных. Их роль заключается в воспитании
народа, направлении его на правильный
путь. При сравнении с семьей видна явная
аналогия между Цзюнь-цзы в государстве
и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций
вывел четыре Дао:
1. Чувство самоуважения. Конфуций считал,
что только уважающие себя люди способны
проявить уважение к народу при вынесении
каких-либо решений. Это просто необходимо,
учитывая беспрекословное подчинение
народа правителю.
2. Чувство ответственности. Правитель
должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ. Это качество также
присуще Цзюнь-цзы.
3. Чувство доброты при воспитании народа.
Правитель, обладающий чувством доброты,
способен лучше воспитать народ, повысить
его моральные качества, образованность,
а значит, и обеспечить прогресс всего
общества.
4. Чувство справедливости. Это чувство
должно быть развито особенно у людей,
от чьей справедливости зависит благосостояние
общества.
Даже будучи сторонником
авторитарной системы, Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти,
и в своей модели ограничивал права царя,
большое значение придавая тому, чтобы
основные решения принимались не одним
человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция,
это исключало возможность субъективного
подхода к решению различных проблем.
Выделяя главное место в
своей системе человеку, Конфуций, тем
не менее, признавал высшую над людьми
волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать
земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание
управляющим людям, Конфуций подчеркивал,
что главный фактор стабильности государства
– доверие народа. Власть, которой не доверяет
народ, обречена на отдаление от него,
а значит, на неэффективность управления,
и в этом случае неизбежен регресс общества.
Заключение
Учение Конфуция занималось только вопросами
этики и политики и почти не касалось всего
того, что не может быть объяснено человеческим
разумом, а подкрепляется только верою.
Высказывания Конфуция учат людей терпимому,
доброму отношению друг к другу, в них
заложено стремление к всеобщей гармонии.
Правитель, начальник, воспитатель, по
мнению Конфуция, должен показывать подчиненным
и воспитанникам образец поведения. На
вопрос правителя: «Как вы смотрите на
убийство людей, лишенных принципов, во
имя приближения к этим принципам?» мудрец
ответил: «Зачем, управляя государством,
убивать людей? Если вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым. Мора
ль благородного мужа подобна ветру. Мораль
простолюдина подобна траве. Трава клонится
туда, куда дует ветер.»
В трудах Конфуция практически не рассматриваются
богословские, метафизические вопросы,
но считается допустимой вера в духов
и нравственно необходимой вера в загробную
жизнь. Эта вера нужна потому, что она укрепляет
нравственность человека. Учение Конфуция
поддерживает необходимость правил выражения
сыновней почтительность и развивает
древние культовые обряды почитания умерших
предков.
Список источников
Информация о работе Учение Конфуция о человеке, семье, государстве