Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
Содержание работы…………………………………………………………... 2
Введение………………………………………………………………………. 3
Учение Конфуция о человеке………………………………………………... 4
Учение Конфуция о семье……………………………………………………. 8
Учение Конфуция о государстве……………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………. 12
Список источников…………………………………………………………… 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТ ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Тема:
«Учение
Конфуция о человеке, семье, государстве
(Лунь юй).»
Выполнил:
Студент 3 курса
отд.
Z1922
Проверила:
канд. филос. наук,
доцент
Хомич Е.В.
Минск 2011
Содержание
Содержание
работы………………………………………………………….. |
2 |
Введение………………………………………………………… |
3 |
Учение Конфуция о человеке………………………………………………... | 4 |
Учение Конфуция о семье……………………………………………………. | 8 |
Учение
Конфуция о государстве…………………………………………… |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
12 |
Список
источников…………………………………………………… |
13 |
Введение
Сегодня во всем мире вряд ли найдется
человек, не слышавший о конфуцианстве
и его знаменитом основателе Конфуции
(551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском
произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы
(Мудрец Кун). В древних книгах его порой
называют просто Учителем, и читателю
сразу становится ясно, что речь идет о
великом наставнике, который стал нравственным
идеалом миллионов людей. На высказывания
Конфуция ссылаются философы, политики,
ученые всего мира. Фразы его сегодня можно
услышать даже от малограмотного китайского
крестьянина.
По конфуцианским принципам в настоящее
время живет не только Китай, но и некоторые
страны Восточной и Юго-Восточной Азии:
Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем
принципы эти настолько органично вошли
в плоть их национальной культуры, что
люди часто сами не замечают, что говорят
словами Конфуция.
Ученики Конфуция записали его высказывания,
обобщив их в книге "Лунь Юй" (6 в. до
н.э.), название которой принято переводить
как "Беседы и суждения". В основном
она состоит из коротких записей бесед
Учителя с последователями, из лаконичных
высказываний Конфуция. Свой жизненный
путь он сумел описать в нескольких строчках:
В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе.
В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40
– сумел освободиться от сомнений. В 50
лет я познал волю Неба. В 60 лет научился
отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал
следовать желаниям моего сердца и не
нарушал Ритуала".
В этом высказывании весь Конфуций как
человек и как идеал традиции. Его путь
от учебы через познание "воли Неба"
к "свободному следованию желаниям
сердца" и добровольному соблюдению
норм поведения, которые он считал священными,
стал нравственным ориентиром всей китайской
традиции. Его учение многогранно. Оно
включает в себя совокупность этических,
духовных и социальных норм, которые передавались
из поколения в поколение на протяжении
почти 2,5 тысяч лет. Правили эти касались
воспитания человека, определяли его поведение
в семье, на службе, в обществе.
В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником Китая.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:
Приводя примеры, характеризующие поведение
людей, принадлежащих к определенной группе,
доказал это утверждение и попытался найти
причины данного явления, и, как следствие,
силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности.
Анализируя и делая выводы Конфуций пришел
к мысли, выраженной в одном изречении:
"Богатство и знатность - вот к чему
стремятся все люди. Если не установить
для них Дао в достижении этого, они этого
не достигнут. Бедность и презренность
- вот что ненавидят все люди. Если не установить
для них Дао в избавлении от этого, они
от этого не избавятся". Эти два основных
стремления Конфуций считал заложенными
в человеке от рождения, то есть биологически
предопределенными. Поэтому эти факторы
по мнению Конфуция определяют как поведение
отдельных индивидуумов, так и поведение
больших коллективов, то есть и этноса
в целом. К природным факторам Конфуций
относился отрицательно, и высказывания
его на этот счет очень пессимистичны:
"Я никогда не встречал человека, который,
заметив свою ошибку, решился бы сам осудить
себя". На основе далеко не идеальности
природных факторов Конфуций даже вступил
в противоречие с древнекитайскими учениями,
принимавшими идеальность природных творений
за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
Конфуций выразил свои мысли об идеальном
человеке, написав: "Благородный муж
думает прежде всего о девяти вещах: о
том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать
четко, о том, чтобы лицо было приветливым,
о том, чтобы речь была искренней, о том,
чтобы действия были осторожными, о необходимости
спрашивать других, когда возникают сомнения,
о необходимости помнить о последствиях
своего гнева, о необходимости помнить
о справедливости, когда есть возможность
извлечь пользу".
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке
этого фактора очень сложно, практически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций,
стремиться к достижению “жэнь” человек
может лишь по искреннему желанию сердца,
и определить, достиг он этого или нет,
может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”. Благородный
муж должен иметь богатую внутреннюю культуру.
Без духовной культуры человек не может
стать благородным, это нереально. Но,
в то же время, Конфуций предостерегал
от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда
в человеке одерживают верх свойства натуры,
получается дикость, когда образованность
- одна ученость.” Конфуций понимал, что
общество не может состоять из одних “жэнь”
- оно потеряет жизнеспособность, не будет
развиваться, и, в конце концов, регрессирует.
Однако нереально и общество, включающее
в себя одних “вэнь” - прогресса не будет
и в этом случае. По мнению Конфуция, человек
должен сочетать в себе естественные страсти
(т.е. природные качества) и приобретенную
ученость. Это дано не каждому и добиться
этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить
принадлежность человека к определенной
категории? В качестве индикатора здесь
используется принцип “хэ” и противоположного
ему “тун”. Этот принцип можно назвать
принципом правдивости, искренности, независимости
во взглядах.
“Благородный муж стремится
к хэ , но не стремится к тун , маленький
человек напротив, стремится к тун, но
не стремится к хэ”.
Более полно характер этого принципа можно
уяснить из следующих изречений Конфуция:
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного
Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все
то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность
мышления, активность и т. д. Именно это
превращало его в важную, неотъемлемую
часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло Жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция
фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна
из основных категорий древнекитайской
философии и этико-политической мысли.
Лучше всех это понятие попытался раскрыть
знаменитый русский ученый-востоковед
Алексеев: " Дао - есть сущность, есть
нечто статически абсолютное, есть центр
круга, вечная точка вне познавании и измерений,
нечто единственно правое и истинное...
Оно - самопроизвольное естество. Оно для
мира вещей, поэта и наития есть Истинный
Владыка... Небесный станок, лепящий формы...
Высшая Гармония, Магнит, притягивающий
не противящуюся ему человеческую душу".
Таково Дао как высшая субстанция,
инертный центр всех идей и всех вещей.
Таким образом Дао - предел человеческих
стремлений, но достичь его дано не каждому.
Но Конфуций не считал, что достичь Дао
невозможно. По его мнению, люди могут
осуществить свои стремления и даже избавиться
от ненавистных состояний, если будут
неуклонно следовать “установленному
для них Дао”. Сопоставляя Дао и человека,
Конфуций подчеркивал, что человек - центр
всего его учения.
Информация о работе Учение Конфуция о человеке, семье, государстве