Учение И.Канта о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 00:21, реферат

Описание работы

Иммануил Кант (1724-1804) родился в семье ремесленника. Получению образования помогли рано проявившиеся способности. Кант глубоко изучил философию, логику, математику, естествознание, то есть он имел широкие познания в различных областях человеческой научной деятельности. Жизнь философа, бедная внешними событиями, прошла в Кёнигсберге, где он учился и преподавал.

Содержание

Введение
I. Учение И.Канта о праве и государстве.
II. Мораль и право.
III. Категорические императивы относительно права и государства.
IV. Либеральная концепция правового государства.
V. Учение о "вечном мире".
Заключение

Работа содержит 1 файл

Кант.docx

— 60.31 Кб (Скачать)

  Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает как сторонник отграничения гражданского общества от государства.

  Частное право, по Канту, – это отношения  индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения  должны строиться на основе свободы, равенства, независимости, так как  это вытекает из принципов естественного  права. Основным признаком права  Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди выступают  как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только в  свободе. Не должно быть привилегий в  сфере права. "Будь человеком, действующим  по праву… Не поступай с кем-либо не по праву"13, – пишет Кант. Он выступает против средневекового неравенства, против права-привилегии.

  Кант  различает право на вещь и вещное право: "Право на вещь – это право частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силу установления) совместно со всеми другими. Под словами вещное право подразумевается не только право на вещь, но и совокупность всех законов, касающихся вещного мое и твое".14

  Собственность, по Канту, – это "внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник может распоряжаться по своему усмотрению".15

  В системе  частного права Кант выделяет личное право. "Владение произволом другого  как способность по законам свободы  определять этот произвол моим произволом к тому или иному действию (внешнее  мое и твое в отношении причинности другого)– это некое право (каковых прав я могу иметь много по отношению к одному и тому же лицу или к другим лицам); совокупность же (система) законов, на основании которых я могу находиться в этом владении, – это само личное право, которое бывает только одно".16

  Вещно-личное право как одна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, "представляет собой право владения внешним предметом как вещью и пользования им как лицом". Оно регулирует также и отношения между мужем и женой, родителями и детьми, господином и рабом.17

  В числе  других прав в системе частного права  Кант выделяет брачное право, родительское право, право хозяина дома, наследственное право и др.

  Кант  считает, что частное право соответствует  естественному состоянию, а гражданскому состоянию общества, подчиняющегося распределяющей справедливости, соответствует состояние публичного права. Он утверждает, что "из частного права в естественном состоянии вытекает постулат публичного права: ты должен при отношениях неизбежного сосуществования со всеми другими людьми перейти из этого состояния в состояние правовое, т.е. в состояние распределяющей справедливости. – Основание для этого можно аналитически вывести из понятия права во внешних взаимоотношениях в противоположность насилию".18

  Публичное право регулирует отношения лиц  как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать в принятии конституции.

  Право должно быть общеобязательным, так  как цель человека – совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а  претворение принуждения Кант связывает  с государством. Таким образом, Кант переходит от нравственности к праву  и от права к государству, которое  должно базироваться на требованиях  категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит  идею правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Мораль и право. 
 

  Кант  разграничивает  моральное  и  легальное  поведение,  право  с объективной стороны и право  с  субъективной  стороны.  Моральным  можно назвать  такое  поведение,  которое  продиктовано  внутренним  сознанием долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того, какими были внутренние мотивы субъекта.  Моральное  поведение - сфера мотивов, в основе которой лежит особая  моральная  справедливость. Право - внешнее поведение; в основе его - внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать  личности,  и не должна регулировать свободу  мысли.  Государство  не  может  задавать этические каноны. В сферу мотивов  поведения,  душевных  побуждений,  по Канту, государство не должно  вмешиваться,  нельзя  заставлять  человека быть счастливым и свободным.

  Право с объективной стороны заключается  в подчинении  всех  общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать  свой  произвол  (свободу)  со  свободой (произволом) каждого другого человека.

  Иммануил  Кант создал  свою  оригинальную  концепцию  естественного права.  Под  естественным  правом   он   подразумевает   естественные, прирождённые права личности. Кант, не останавливаясь  на  достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую  интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта  самого  человеческого  существования.  Он  создал  своё учение о человеке и его прирождённых правах. По  Канту,  как  физическое существо человек подчинён законам природы, но как  волевое  существо  он подчинён законам морального мира.

  Эти  законы,  по  мнению  Канта,  могут  быть  сформулированы  как императивы, то есть безусловные правила: поступай так, как  если  бы максима твоего  поступка  посредством  твоей  воли  должна   была  стать всеобщим законом  природы19; поступай  так,  чтобы  твоя  свобода сочеталась со свободой других  по  общему  закону  свободы.   В этих императивах заключена кантовская   идея   естественного   права,   под власть которого  должны   поставить   себя    каждое    государство    и издаваемые   им законы.

  Положительным в этических воззрениях Канта  является то, что он ставил в центр  своих философских рассуждений  человека. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином. Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права.

  Выводить  же юридические нормы из этических  у философа намерений не было. Он избегал указанной дедукции, поскольку ему она представлялась своего рода санкционированием превращения дела моральной саморегуляции поведения личности в объект прямого государственного воздействия. Случись такое, предпринимаемым государством в отношении подданных мерам ни за что уже нельзя будет придать строго правового характера. Его они способны приобрести и удержать, если только издаваемые органами государства юридические правила останутся исключительно внешними, "легальными" нормативами поведения, не разрушающими моральную автономию личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Категорические императивы относительно права и государства. 

   В понимании Канта  закон – это “объективный” (в смысле общезначимости) принцип воления, имеющий силу для воли каждого разумного существа. Такой закон Кант называет “императивом”, разъясняя, что императив есть правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку. Императивы, в свою очередь, делятся Кантом на “гипотетические”, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и “категорические”, которые обязательны при всех условиях и, значит, имеют силу независимо от каких бы то ни было условий. Далее философ уточняет, что существует только один категорический императив, как высший закон нравственности20.

   Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы и в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его "категорическим императивом", стремясь тем самым сильнее подчеркнуть абстрактно- обязательный и формалистический характер данного предписания21.

     Категорический императив – это ядро системы, изложенной в учении Канта. Он представляет собой универсальный закон поведения и признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели. Категорический императив лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом” (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”. Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

      Наличие категорического императива или нравственного закона определяет задачи основных социальных институтов, их место в общей системе общественных явлений, также он устанавливает характер способов достижения целей, публичных или частных.

     Что касается права, оно, устанавливая требования категорического императива, призвано воплотить внешнюю свободу индивида. Определяя границы действия произвола субъектов права, оно делает независимыми друг от друга, даже государство имеет право применять принудительную силу только в случае нарушения индивидом правопорядка.

     Право наделено важной функцией и играет большую роль при реализации категорического императива. При существовании личной свободы, не соотнесенной со свободой остальных членов общества, уничтожается свобода других, в то время когда закон свободы требует, чтобы произвол лица поставил себе границы. Именно право устанавливает внешние границы произвола личности. Поскольку оно не контролирует внутренние качества человека, то оно внешне вынуждает его соблюдать требования категорического императива, ведь нарушение правовых норм карается.

     Поскольку категорический императив заложен во всех людях, а законы формируются в соответствии с ним, то народная воля становится законодателем. Принцип законной свободы означает повиновение только своим законам, принцип гражданского равенства устанавливает подчинение одним  законам, принцип самостоятельности предполагает, что никто не подчиняется другому и его произволу22. Это совокупность условий, при которых существует возможность реализации категорического императива и воплощается свобода.

     Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого может сосуществовать со свободой всех остальных, является необходимой идеей, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона. То есть, как и в основе права и морали, основным принципом построения государственной системы является категорический императив.

     Кант связывает правовое происхождение государства с «первоначальным договором», который обеспечивает справедливость власти. Причинами появления такого договора является нарушение свободы каждого члена общества, необходимость самим защищать свои права и, как следствие, невозможность самореализации человека. Предварительный договор закрепляет основные принципы построения государственной власти, является началом воплощения требований категорического императива. Он учреждает государство, является результатом всенародной воли. Предварительный договор представляет собой акт соединения общей воли и закона, в чем заключается благо для всего государства, он устанавливает начало согласия государства с правовым принципами, стремится к которым нас заставляет разум через посредство категорического императива.

      В естественном состоянии, при господстве индивидуальной свободы, все права существуют и имеют значение только предварительно, государство – впервые делает их окончательными. Оно предоставляет гарантии соблюдения прав, обеспечивает возможность закрепления требования категорического императива в нормативно-правовых актах, является единственным управомоченным на применение принудительной силы социальным институтом. Таким образом, государство имеет своей целью установить реальный правопорядок, свободу, то есть наличие государства важнейший элемент общей системы необходимый для конкретизации категорического императива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Либеральная концепция правового государства. 
 

     Иммануил  Кант  в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма в конце 18 в. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму  и подвёл  под него философско-этическую основу.

     Важнейшей характеристикой либерального правового состояния общества является определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное в концепции правового государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:  категорическое соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона,  разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Информация о работе Учение И.Канта о праве и государстве