Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:17, реферат
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека.
Введение
Проблемы познания
1.1 Источник и характер человеческих знаний
1.2 Относительность всех свойств и вещей
Идея всеобщего движение и изменения
2.1 Жизнь – движение и активность
2.2 Единство противоположностей
Учение о логосе
3.1 Смысл термина «логос»
3.2 Объективный и субъективный логос
Заключение
Список литературы
3. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ.
3.1 Смысл термина "логос".
Идея логоса составляет центральную
часть учения Гераклита и играет
ведущую роль в его воззрениях.
Смысл термина "логос" менялся
в зависимости от контекста. Он мог
означать и нечто объективно существующее,
согласно которому "всё совершается",
и субъективное "слово", "мысль"
или теоретическое "высказывание"
самого Гераклита, адекватное объективному
"логосу", и, отличая свой логос-слово
от объективного логоса, он говорит
о логосе как о единстве всего.
В некоторых других случаях логос
- это "всеобщее" (всео6щая истина
или всеобщий порядок), которому необходимо
следовать, а также божественный
закон, на который необходимо опираться.
Складывается впечатление, что у
Гераклита слова "война" или "борьба",
"гармония" (связь, единство), "мера"
являются синонимами слова "логос".
"Логос" употреблён им также в
смысле "слова", "славы", "учения",
"души". Многозначность термина "логос",
понимание которого во фрагментах Гераклита
усложнено разнообразием и
Используя многозначный смысл термина "логос", Гераклит остаётся верным себе. "Хотя этот логос существует вечно, непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат (о нём), и, услышав впервые, ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к таким словам и делам, какие я излагаю, различая каждое по его природе и объясняя, каково оно, по сути.
От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что делали, во сне".
3.2 Объективный и субъективный логос.
В трактовке логоса Гераклитом
имеются две стороны. С одной
стороны, это - то объективное, что он
хочет выразить этим понятием, или,
- объективный закон. С другой стороны,
выражение этого понятия в
мышлении передается посредством слова
или иначе - то, что соответствует
понятию. Согласно Гераклиту, субъективный
логос людей имеет все
О логосе как истине, правде говорится и во Фрагменте 28: "То, что самый испытанный (мудрец) знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей".
Здесь можно видеть объективный всеобщий смысл истины логоса, превосходство его над любым индивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего, неизбежность победы истины над любым субъективным мнением, над лжесвидетельством.
Но логос как истина,
правда, мудрость - это уже категория
разума, или познания, и свидетельствует
о подходе Гераклита к
Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:
Одна из заслуг Гераклита состоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным древний мыслитель столкнулся с трудностями, результатом которых и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе.
Заключение
Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами:
- Историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;
- Критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);
- Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.
В истории философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.
Гераклит привлёк к себе внимание и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.
Стихийная диалектика эфесского
материалиста была исторически ограничена.
Всеобщее движение Гераклит понимал
как замкнутый круговорот природы;
ему была совершенно чужда историчность,
идея бесконечного поступательного
развития. Герцен говорил о "беличьем
колесе жизни" Гераклита, у которого
намечалось учение о "мировом годе",
о циклическом развитии космоса
и о возвращении его в
При всей своей примитивности
наивный материализм и
За тысячу с лишком лет развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.
Список литературы