Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:17, реферат
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека.
Введение
Проблемы познания
1.1 Источник и характер человеческих знаний
1.2 Относительность всех свойств и вещей
Идея всеобщего движение и изменения
2.1 Жизнь – движение и активность
2.2 Единство противоположностей
Учение о логосе
3.1 Смысл термина «логос»
3.2 Объективный и субъективный логос
Заключение
Список литературы
ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»
Фармацевтический факультет
Заочная форма обучения
Кафедра Философии
Контрольная работа
по философии
Вариант № 3
«Диалектика Гераклита»
Студента 2 курса 4 группы
Заочного обучения Курского государственного медицинского университета
Журикова Антона Юрьевича
Зачетная книжка № 1130
Обратный адрес:
241035, Брянская область,
г. Брянск, бульвар 50 лет Октября,
дом № 11, кв. № 21
Дата отправки работы:
«05» ноября 2010 г.
Содержание
Введение
1.1 Источник и характер человеческих знаний
1.2 Относительность всех свойств и вещей
2.1 Жизнь – движение и активность
2.2 Единство противоположностей
3.1 Смысл термина «логос»
3.2 Объективный и субъективный логос
Заключение
Список литературы
Введение
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году.
Одним из наиболее крупных философских учений ранней греческой философии является учение Гераклита Эфесского.
По данным этимологии, имя "Гераклит" происходит от имени богини Геры и слова "славный", "прославленный". Гераклит (540 - 480 до н.э.) происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса и принадлежал к царскому роду. По своим политическим взглядам он враждебно относился к демократической власти.
Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу) "отцом" всего, "царём" всего.
Гераклит был отчаянным спорщиком. Слово спорю, пожалуй, ближе всего связано как раз с гераклитовской диалектикой. Кроме того, что Гераклит полемизирует с учениями предшественников, он в какой-то мере предчувствует возможность зарождения такого способа философской мысли и публичного диалога, который несколько позже воплотится в первоначальных формах древнегреческой софистики. Гераклит сам не только формулирует философские тезисы об относительности, субъективности мнений, принципов, ценностей, но, предвидя их возможную разрушительную силу, все же ставит в зависимость от нетленных для него идеи логоса, истины, единства, добра и красоты.
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.
1. Проблемы познания.
1.1 Источник и характер человеческих знаний.
Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились тексты, относящиеся к вопросу о познании. Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист, считал природу.
Гераклит пытался различить роль чувств и роль мышления в познании истины: природа познаётся чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет "грубые души", - плохие свидетели; простое накопление фактов, "многознание" не делает человека умным, - необходимо разумное познание космоса.
Гераклит одним из первых обратил внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Кто его не понимает, не может ничего понять в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию "многознания", "многоучёности" от подлинной мудрости. Многознание в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее срывает их.
Гераклит не только возражал против слепого накопления знаний, не пронизанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчётного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. Единственной мудростью, по Гераклиту, является "знание мысли, которая везде всем правит", т.е. логос.
Как мир, так и проматерия
и Гераклитов логос существуют объективно,
т.е. независимо от человеческого сознания.
Поэтому и Гераклитова
1.2 Относительность всех свойств и вещей.
Гераклит отмечал относительность
повсеместно употребляемых
Относительность свойств
распространяется на оценки эстетические
и на оценки, касающиеся человеческой
мудрости, и на оценки нравственных
качеств: мудрейший из людей по сравнению
с богом кажется обезьяной - и
по мудрости, и по красоте, и по всем
прочим. Постоянное движение, изменение,
переход каждого явления в
противоположное имеют в
"Если только верить
Гераклиту Эфесскому, который
утверждает, что свиньи купаются
в грязи, птицы в пыли или
в пепле", - читаем мы в 37-ом
фрагменте, - то здесь подчёркивается
и утверждается мысль об
2. Идея всеобщего движения, и изменения.
2.1 Жизнь - движение и активность.
Гераклит, как один из основоположников
диалектики учил: "На входящего в
одну и ту же реку текут всё новые
и новые воды", "В одну
и ту же реку мы входим и не входим,
существуем и не существуем". Образ
вечно текущей реки у Гераклита
символизирует вечно
“Ибо то, что было, прошло; то, что будет, приближается, становится настоящим, удаляется”. Жизнь и смерть, рождение и гибель, и вообще противоположности возникновения и исчезновения связаны между собой, обусловливают и предполагают друг друга. Будущее, приближаясь, становится настоящим; становление настоящего есть в то же время его удаление в прошлое. Всякое "теперь" есть в то же время и "не теперь".
Образ гераклитовой реки, символизирующее и мир, и космос, выражает оба противоположных аспекта бытия: как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный покой
Космический огонь мерами (порциями) загорается и мерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как и море, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возникла земля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальных пропорции трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос, существующий миропорядок
Мысль о всеобщем движении
и изменении тесно связана
у Гераклита с диалектическим
пониманием самого процесса движения.
Гераклит утверждал, что из факта
движения и непрерывной изменчивости
вещей следует противоречивый характер
их существования, т.к. о каждом движущемся
предмете необходимо одновременно
утверждать, что, поскольку он движется,
он и существует, и не существует
в одно и то же время. Таким образом,
подход Гераклита к проблеме единства
бытия диалектичен. И так же диалектично
её решение. При рассмотрении первоначала
он исходил из вечности, как материи,
так и движения, совмещая при этом
принцип субстанционального единства
и принцип всеобщности движения
и изменения. Это, во-первых, а во-вторых,
сам принцип всеобщего
Движение, в конечном счете, признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решение проблемы, когда признал само первоначало постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом был для него огонь. Огонь наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду, образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю; либо - в землю, когда плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух". И так постоянно: "...на огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары, и на товары - золото".
2.2 Единство противоположностей.
Единое Гераклита это не только одно, которое переходит в противоположное, поскольку противоположности свойственны ему самому. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. "Всё едино: делимое - неделимое, рождённое - нерождённое, смертное – бессмертное, логос - вечность, отец - сын, бог - справедливость". "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, из одного - всё".
«Одно и то же в нас - живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это"."День - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод (всё противоположности)". Путь вверх и вниз - один и тот же».
Поскольку каждая вещь есть
единое целое, состоящее из противоположностей,
она представляет состояние их борьбы,
в результате которой и происходит
переход в противоположное
Но для Гераклита не
меньшее значение, чем борьба, имеет
связь противоположностей, их гармония.
Он говорит о прекраснейшей
Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние.